воскресенье, 17 мая 2020 г.

Как правильно ездить на автомобиле с механической коробкой передач (МКПП)

Механическая коробка (переключения) передач — коробка передач, в которой переключение передач осуществляется посредством механического привода. Управление работой МКПП всегда целиком и полностью возложено на водителя, который должен сам за счёт прикладного опыта, оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий определять как выбор передачи под текущие условия движения, так и непосредственно осуществлять процесс переключения передач.

Число ступеней у МКПП на легковом автомобиле, как правило, составляет 4-5 (но на некоторых автомобилях может быть и 6 и 7 передач), по одной нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Плюсы
  • недорогой ремонт и легкое обслуживание из-за простоты конструкции
  • высокая надежность
  • динамичность транспортного средства, возможность выбирать манеру управления, путем подходящего изменения оборотов двигателя
  • возможно использование по максимуму всех возможностей двигателя при регламентированных производителями оборотах на каждой скорости, при которых крутящий момент максимальный или приближен к нему
  • возможно буксирование машины на любую дальность маршрута даже с заглушенным двигателем
  • запуск машины с "толкача" при разряженном АКБ или неисправностях в системе зажигания
  • улучшенная проходимость автомобиля в трудных условиях
  • меньшие габариты и вес, чем у автоматической КПП
  • динамичный разгон и экономия топлива в сравнении с автоматом (при агрессивных и спортивных манерах вождения расход возрастает)
  • большой ресурс работы

Минусы
  • сложность смены передач для начинающего водителя
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах
  • в некоторых вариантах есть вероятность повредить трансмиссию при переключении на заднюю скорость при движении вперед
  • при недостаточно быстром переключении ступеней и при переключении на слишком низких оборотах происходит значительная потеря мощности мотора


Педали в автомобиле с механической коробкой передач (МКПП)

Людям, которые впервые садятся в автомобиль с механической коробкой, трудно привыкнуть к тому, что теперь надо пользоваться ещё и левой ногой. Ведь в машинах с автоматической КПП задействована лишь правая нога. Для избегания путаницы и привыкания во всех видах современного транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя располагаются 3 педали:
  • Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам и плавного переключения передач. Всегда нажимается при переключении ступеней МКПП. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив "газ" или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо правильно располагать ноги на педалях: левая нога будет нажимать педаль сцепления, а правая нога – отвечает за тормоз и газ.
Правильное расположение ног на педалях с МКПП

Обратите внимание, что  педали газ и тормоз расположены между собой ближе, чем педали тормоз и сцепление. Это сделано специально, для более быстрого нажатия тормоза.
Расположение педалей в автомобиле с МКПП


Вот полезное видео на тему педалей



Назначение передач в механической коробки передач (МКПП)

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При переходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Нейтральная передача (обозначается "N"). Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Не затрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.

Задняя передача (обозначается "R"). Задняя передача применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с неё, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций.
Задняя передача не "любит" когда автомобиль в этом режиме едет очень долго (может привести к выходу из строя механизма коробки передач).
Движение рекомендуется осуществлять на не полностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.

Передачи движения "вперед" (обозначаются цифрами "1", "2", "3" и т.п.). Эти передачи применяются для движения автомобиля вперёд.
Первая передача применяется при начале движения вперёд.
Вторая передача - одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски, пробки).
Четвертая передача применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
Пятая скорость используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали 

Про правильное переключение передач смотрите ниже, в "Правильное переключение передач на повышенную и пониженную на механической коробке передач (МКПП)".


Варианты расположения скоростей в механической коробке передач (МКПП)

С напольным рычагом

На абсолютном большинстве современных автомобилей механическая коробка передач управляется рычагом, расположенным напольно. Под этим понимается расположение рычага непосредственно на полу автомобиля, на центральной консоли или в нижней части панели приборов.

Способ выбора конкретной передачи в различных МКП с напольным рычагом может значительно отличаться. Общим является лишь то, что выбор нужной передачи осуществляется наклоном рычага переключения в продольной и поперечной плоскостях, то есть, траектория движения рычага при переключениях напоминает букву H (H-Pattern). Обычно качанием рычага в поперечной плоскости водитель выбирает вилку переключения передач, которую необходимо сдвинуть, а толкая его вперёд и назад — при помощи выбранной вилки сдвигает в соответствующем (обычно противоположном направлению движения головки рычага) направлении синхронизатор или муфту переключения передач в корпусе коробки, этим включая ту или иную передачу. Как правило, в нейтральном положении рычаг удерживается при помощи одной или нескольких пружин.

Схема переключения скоростей на МКПП чаще всего находится на внешней части рукоятки рычага.

Самыми распространенными вариантами МКПП с напольным рычагом являются:
  • Задняя передача находится параллельно первой. Этот вариант часто используется на европейских автомобилях.
    Задняя передача находится параллельно первой
  • Однако при этом варианте велик риск случайного включения задней передачи вместо первой, особенно при изношенном приводе. Поэтому на многих современных автомобилях предусмотрена блокировка его включения.
  • Нахождение задней передачи дальше четвертой, что защищает от старта не в том направлении.
    Нахождение задней ступени в стороне от четвертой
    Иногда может быть видоизмененный вариант
    Нахождение задней ступени в стороне от четвертой, видоизмененный вариант
    На некоторых автомобилях существует блокировка включения заднего хода: передачу заднего хода нельзя включить, пока не приведён в действие этот механизм. Обычно для этого надо надавить на рычаг вниз, нажать на специальный рычажок (кнопку), поднять скользящую по рычагу шайбу, и т. п.. В иных случаях никакой блокировки не предусмотрено и передачу заднего хода можно по ошибке включить на ходу, что при большой скорости движения теоретически может привести к серьёзным поломкам копробки передач (на практике водителю вряд ли хватит сил для полного включения задней передачи на большой скорости, однако усиленный износ шестерён КП при такой попытке вполне реален).

    В пяти ступенчатой коробке передач задняя скорость находится напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.
    Нахождение задней ступени напротив пятой
  • Задняя передача находится напротив первой.
    Задняя передача в МКПП находится напротив первой
    Преимущество в данном случае состоит в том, что положения, соответствующие второй и третьей передаче, находятся на одной линии, что ускоряет переключение. У спортивных машин с мощными двигателями, основной разгон происходит именно на второй и третьей передачах, первая же служит только для трогания с места.
    При применении данной раскладки на внедорожниках облегчается раскачивание автомобиля в случае его застревания путём последовательного включения первой-задней передач (передачи находятся на одной линии, что позволяет их очень быстро переключать). То же касается грузовика, первая передача которого используется, в основном, в тяжёлых дорожных условиях.
    Кроме того, многие из КП с такой раскладкой переключения не имеют синхронизаторов либо имеют их только на высших передачах, в этом случае положительным моментом является и то, что при переключении с первой передачи на вторую автоматически возникает некоторая задержка, что упрощает переключение между несинхронизированной первой с синхронизированной второй передачами.

С подрулевым рычагом

В прошлом наиболее распространённым на легковых автомобилях с МКП было расположение рычага КП на рулевой колонке. Эта мода появилась в США во второй половине 1930-х годов, широко распространилась в Европе в конце 1940-х. Иногда такой механизм встречается и в наши дни.
  • Наиболее типичным для систем с подрулевым рычагом является раскладка, возникшая в США в 1930-е годы и распространившаяся повсеместно в 1940-е — 1950-е (движение рычага показано в плоскости, параллельной рулевому валу, рычаг расположен справа):
    Типичный вариант переключения передач расположенного под рулём рычага МКПП
    или
    Типичный вариант переключения 3-х передач расположенного под рулём рычага МКПП, второй вариант
    Именно по второму варианту переключались передачи на "Победе" ГАЗ-М-20, "Волге" ГАЗ-21.
  • Существовал вариант для четырёхступенчатой МКП
    Типичный вариант переключения 4-х передач расположенного под рулём рычага МКПП
    или имелся вариант
    Типичный вариант переключения 4-х передач расположенного под рулём рычага МКПП, второй вариант


В отечественном автопроме отказ от подрулевого рычага переключения произошёл в конце 1960-х — начале 1970-х годов, в Европе — начался несколько раньше, но продлился как минимум до середины 1970-х. В США это произошло в конце 1970-х, с уходом с конвейеров последних "бюджетных" моделей с МКП (например, Chevrolet Nova) — после этого механические трансмиссии стали там практически исключительно атрибутом спортивных автомобилей и внедорожников, соответственно, имели напольные рычаги.

Между тем, в некоторых странах Европы и особенно Японии подрулевые рычаги использовались до недавнего времени. Т


Как заводить машину с механической коробкой передач (МКПП)

Правильный запуск двигателя на механике положительно влияет на ресурс его работы и обеспечивает безопасность окружающим машинам и людям.

Последовательность действий при запуске машины просты:
  1. выжать педаль сцепления до упора и передвинуть рычаг КПП в положение нейтральной передачи ("N"). Если есть сомнения правильно ли выбрана скорость необходимо пошевелить рукоятку рычага в стороны, при нахождении рукоятки КПП в нейтральном положении рычаг свободно ходит вправо и влево.
  2. при переводе автомобиля на нейтральную ступень необходимо зафиксировать транспорт во избегании неконтролируемого движения, для этого машина ставится на ручной тормоз или выжимается педаль тормоза.
  3. при выжатом сцеплении и удерживании машины тормозом необходимо повернуть ключ зажигания, при этом должны загореться значки на панели приборов, как только потухнут почти все значки следует дальше повернуть ключ и после запуска двигателя отпустить ключ.

Некоторые водители советуют при запуске в минусовую температуру несколько минут прогревать машину с выжатой педалью сцепления для снижения нагрузки на двигатель и трансмиссию в связи с загустеванием масла от мороза.


Как трогаться с механической коробкой передач (МКПП)

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП — начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:
  1. нажать на педаль сцепления до конца
  2. передвинуть рукоятку на первую передачу
  3. начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа
  4. продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора

При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется дерганьем машины, рывками. При этом зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков. В некоторых ситуациях, например, на перекрестках, это может привести к ДТП:
  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке
Также бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.


Как тронуться без рывка

Для того, чтобы тронуться без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно. А поскольку в этом помогает пружина, то фактически отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении этой пружине. Давим на педаль, регулируя растяжение пружины.

По сути это движение выполняется на четыре счета. Левая нога покоится на упоре рядом с педалью сцепления:
  1. Оторвать пятку левой ноги от пола, поставить левую ногу подушечкой на педаль сцепления и на счет "раз" быстро, в одно движение выжать педаль до пола.
    Моменты работы педали сцепления при МКПП
  2. На счет "два" опустить педаль примерно до середины хода (положение 2 на рисунке). В этой точке происходит так называемый момент схватывания. Машина еще не едет, но вот-вот тронется.
  3. Далее – самый ответственный момент. На счет "три" постепенно, миллиметр за миллиметром, плавно поднимите педаль до положения 3 на рисунке. Расстояние очень маленькое, всего 10 мм, но именно этот участок – зона соединения двигателя и коробки передач. И только плавное отпускание педали позволит вам тронуться без рывка.
  4. На счет "четыре" отпустите педаль до конца. Нужно будет в точке 3 просто ослабить давление на педаль и пружина сама уведет ее в точку 4. Расстояние 3-4 еще называют свободным ходом педали сцепления. И не забывайте убрать ногу с педали.


Правильное переключение передач на повышенную и пониженную на механической коробке передач (МКПП)

Обычно скорости переключаются в следующих интервала скоростей:
  • интервал работы первой передачи — от 0 до 20 км/час,
  • второй — от 20 до 40 км/час,
  • третьей — от 40 до 60 км/час,
  • четвертой — от 60 до 90 км/час
  • пятой — более 90 км/час.
Обратите внимание: чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.


Но более правильно ориентироваться на обороты двигателя. Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500 об/мин.) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.
В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендуется перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:
  1. отпустить педаль газа
  2. при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи
  3. выжать сцепление
  4. выбрать более низкую ступень
  5. плавно отпускать сцепление
  6. для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа

В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Для запоминания порядка переключения передач на МКПП можно рекомендовать вот такое изображение
Порядок переключения передач на МКПП


Вот полезное видео по этой теме



Как тормозить и притормаживать с механической коробкой передач (МКПП)

Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:
  1. отпускается педаль акселератора
  2. выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода
  3. выжимается сцепление
  4. при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс
  5. при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.


Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.


Чего нельзя делать с механической коробкой передач (МКПП)

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:
  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП)
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления)
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления)
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку)
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления)
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП)
  • постоянно держать руку на рычаге МКПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач)
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней
  • бросание сцепления


Основные неисправности механической коробкой передач (МКПП) и их симптомы

Для механических КПП свойственны неисправности:
  1. посторонние шумы во время эксплуатации или при выборе скорости
  2. не включается какая-либо скорость или все скорости
  3. затрудненное включение скоростей
  4. самовыключение скорости
  5. подтекание трансмиссионной жидкости

Появление шума при нахождении рычага на нейтральной ступени о недостаточном уровне трансмиссионной жидкости или чрезмерном износе подшипника первичного вала.

Появление посторонних звуков при выборе скорости:
  • изнашивание или деформирование механизмов блокировки устройства выбора передач
  • изнашивание синхронизаторов
  • недостаточный выжим сцепления
  • откручены крепления коробки

Посторонние шумы в процессе работы МКПП могут свидетельствовать об изнашивании подшипников, синхронизаторов или недостаточном уровне трансмиссионной жидкости.

Причинами затруднительного включения скоростей могут быть:
  • чрезмерное изнашивание синхронизаторов
  • сильное изнашивание шестерен
  • износившийся или неисправный механизм переключения ступеней
  • ослабленная фиксация или неисправности тяг механизма переключения
  • недостаточный выжим сцепления

Выбивание скоростей происходит из-за:
  • ослабленные крепления МКПП
  • неисправные подушки двигателя
  • застревание тяг управления приводом
  • чрезмерное изнашивание синхронизаторов, шестеренок, механизма переключения степеней, вилок переключения, подшипников вторичного или промежуточного валов

Подтекание трансмиссионной жидкости возникает вследствие изнашивания сальников, повреждения уплотняющих прокладок, не до конца закрученной сливной пробки или неправильно вставленного щупа или при повреждениях корпуса МКПП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий