| Мотобуксировщик, в котором водитель размещается на самом тягаче |
- мотособака
- мини-снегоболотход
Мотобуксировщик - малогаборитное транспортное средство, которое перевозит людей и различные грузы по заснеженной территории и бездорожью.
Водитель и полезный груз размещается в санях или в волокушах. Некоторые модели мотобуксировщиков могут иметь грузовую площадку непосредственно на самом тягаче.
![]() |
| Мотобуксировщик, в котором водитель размещается на волокуше |
Устройство мотобуксировщика
Рама
На раме мотобуксировщика смонтировано всё оборудование.
Так как рама испытывает большие нагрузки во время эксплуатации на сложных участках дороги, то конструкция из тонкого металла недопустима - минимальная толщина листа должна быть 3 миллиметра.
Двигатель
Мотобуксировщик приводится в движение, как правило, одноцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем, обычно мощностью от 6 до 15 л.с.- 6-8 л.с. хватит для перевозки одного человека по ровной местности на рыбалку или охоту с необходимым снаряжением.
- 9-14 л.с. хватит для регулярной перевозки двух человек или для перевозки небольшого прицепа.
- 15 л.с. подходит для больших компаний, а также для сложной местности (болотистой глубокого снега). Могут буксировать довольно тяжелые грузов (250-300 кг, и даже более тяжёлые).
Правда переплачивать за мотобуксировщик с двигателем с большой мощностью обычно не нужно, так как для большинства людей хватает и меньшей мощности.
Двигатель может размещаться сзади, тогда он имеют хорошую управляемость и манёвренность, но груз нужно располагать на багажнике, иначе передняя часть мотобуксировщика начнёт задираться, что сказывается на проходимости.
Оптимальное расположение двигателя переднее: у них центр тяжести смещен вперёд и за счёт этого увеличивается контакт гусеницы с поверхностью и, как следствие, повышается проходимость. Правда переднее расположение двигателя даёт меньше места для размещения груза.
Гусеницы
Двигатель вращает резинометаллические гусеницы. Они бывают двух видов:- 38 сантиметров - снегоходные. Мотобуксировщик с такими гусеницами не будет отличаться высокой проходимостью и устойчивостью, поэтому их чаще всего устанавливаются на более дешёвые и компактные модели с трансмиссией автоматом и двигателем не больше 7 л.с. То есть подходит для тех, кто ездит один и не перевозит тяжелые грузы.
- 50-55 сантиметров - мотобуксировочные. Мотобуксировщик с такими гусеницами более устойчив, имеет повышенную проходимость и маневренность.
Для повышения проходимости мотобуксировщики комплектуют так называемой агрессивной гусеницей. Она отличается большей шириной (55 см), особым "рисунком протектора" и высотой грунтозацепов (32 мм против 21 мм у стандартной).
![]() |
| Агрессивная гусеница мотобуксировщика для повышения проходимости |
Для перемещения по заледеневшей поверхности есть специально сконструированная гусеница - состоит из двух более узких частей, соединенных грунтозацепами. Но такая конструкция уже не подходит для рыхлого и глубокого снега.
![]() |
| Гусеница мотобуксировщика для перемещения по заледеневшей поверхности |
Подвеска
Подвеска может быть выполнена в двух вариантах- склизовая подвеска представлена в виде двух лыж, соединенных между собой и на которые опирается гусеница.
Снег с склизвой подвеске служит в роли смазки во время эксплуатации мотобуксировщика с склизовой подвеской. Однако при движении не по заснеженной поверхности существует высокий риск повреждения полозьев.
Мотобуксировщики со склизовой подвеской значительно дешевле и предназначены для передвижения в зимнее время года. - катковая подвеска - это небольшие колеса, сверху которых находится гусеница. Главный недостаток такого типа подвески - при движении по снегу или грязи катки быстро засоряются.
Катковая подвеска позволяет легко преодолевать ледяную корку, неглубокий снег и открытый грунт (то есть мотобуксировщик с катками в летнее время можете перемещаться по мягкому грунту, например, по заболоченной местности), обеспечивая буксировщику стабильный и "мягкий" ход. Но на глубоком снегу и свежевыпавшем пушистом снеге, катки могут забиваться снегом, что увеличивает нагрузку на двигатель и повышает расход топлива.
Трансмиссия
Трансмиссия передает вращение вала двигателя на ведущую звездочку гусеницы и бывает двух видов:- в более дешёвом варианте - редуктор. Главный плюс использования редуктора - высокое тяговое усилие, а также стойкость к механическим нагрузкам. К недостаткам можно отнести повышенный износ фрикционных дисков и необходимость частого обслуживания.
Как правило редукторы устанавливаются на маломощные мотобуксировщики (до 9 л.с.), которые эксплуатируются на открытой местности с минимальным количеством препятствий - в более дорогом варианте - вариатором. Вариатор позволяет плавно изменять крутящий момент, благодаря чему увеличивается сила тяги при преодолении тяжёлых участков пути. Самое слабое место вариаторной трансмиссии - приводной ремень.
Вариатор надёжнее, но дороже "редуктора". Его приходится часто менять после активного движения на тяжелых участках. Вариатор оптимален для зимней эксплуатации.
Как правило вариаторы устанавливаются мотобуксировщики мощностью от 10 л.с.
От сцепления или вариатора крутящий момент на ведущую звёздочку гусеничного движителя передаётся цепной передачей, закрытой защитным кожухом.
Остальное устройство мотобуксировщика
Управление двигателем и трансмиссией, выбор направления движения осуществляется посредством двуручной стойки, в просторечье именуемой "рогами". Она шарнирно соединена с силовым модулем и напоминает систему управления мотоблоком. "Ручка газа" находится на рулевой рукоятке.Тормозной механизм, как правило, отсутствует.
Мотобуксировщик могут доукомплектовать электростартером (в базовой комплектации обычно предусмотрен ручной пуск) и катушкой освещения.
Необходимость электростартера спорный момент, так как ручной запуск двигателя у мотобуксировщика работает надежно.
Установка катушки освещения снабжает электричеством фару, без которой в темное время суток вы далеко не уедете. Единственный нюанс, о котором следует знать - сила тока, вырабатываемого катушкой. 3-х амперной будет недостаточно для питания стандартной 55 Ваттной лампочки, стоящей в фаре. Поэтому лучше, если мотособака будет снабжена катушкой освещения на 7 Ампер. Ее хватит не только для освещения, но также для питания электроподогрева ручек управления - дополнительной полезной опции мотобуксировщика.
К передней части мотобуксировщика может быть пристыкован лыжный или колёсный (в бесснежное время года) модуль. Это позволяет водителю сидеть на грузовой платформе и комфортно управлять движением.
![]() |
| Мотобуксировщик с лыжами |
![]() |
| Мотобуксировщик с колёсами |
Сани-волокуши служат своеобразным прицепом-тележкой для буксировщика, обычно изготавливаются из пластика. Могут быть с отбойником и без него. Дно саней укреплено специальной накладкой, предотвращающей истирание инвентаря.
Также обычно можно поставить складное сиденье, которое может быть одноместным или двухместным.
Тип привода мотобуксировщика
- Передний привод мотобуксировщика. В таких моделях мотособак мотор и центр тяжести располагается спереди, что обеспечивает мотособаке качественную проходимость в сцепке. Оптимально для передвижения по глубокому и рыхлому снегу.
- Задний привод мотобуксировщика. Такие мотособаки проще в управлении и более манёвренны, потому как в процессе передвижения передняя часть корпуса приподнимается. Оптимально подходит для езды по дорогам с препятствиями, так как при столкновении с последними ведущий вал техники оказывается более защищенным.
Длина базы мотобуксирвощика
Длина базы мотобуксирвощика зависит от его использования.
- Короткая (1200-1250 мм) база для поездок по льду без особого сложного рельефа. База обеспечивает отличную управляемость, однако немного страдают проходимость и устойчивость.
- Средняя (1450-1500 мм) база является золотой середина между манёвренностью и проходимостью.
- Длинная (от 1600 мм) база подходит для перевозки грузов по сложным зимним дорога. Имеет среднюю управляемостью, большой вес, широкие гусеницы и достаточно мощный двигателем.
Аксессуары для мотоблоков
- Чехол на двигатель. Он предназначен для защиты карбюратора и тросика газа от замерзания.
- Тент на модуль. С его помощью укрывают сани-волокуши или модульную приставку, защищает от попадания снега или пыли.
- Чехол на капот. Такой аксессуар служит для маскировки и защиты мотобуксировщика.
- Муфты на руль. Подобные вещи помогают сохранить руки водителя в тепле и сухости.
- Сумка на руль. Используется, чтобы перевозить в ней мелкие запчасти или инструменты, навигатор, телефон, документы.
- Стояночный чехол. Если техника остается на улице, такое приспособление защитит ее от атмосферных осадков.
- Сумка кофр. Она предназначена для транспортировки различных вещей, если их нужно сохранить в сухом и целом состоянии. Располагается она в грузовом отсеке. Стандартные размеры - 50 х 30 х 40 сантиметров.
Управление мотобуксировщиком
Управление мотобуксировщиком несложное, но требует определенного опыта. Из органов управления лишь нечто похожее на мотоциклетный руль с рычагом газа. Повороты осуществляются отклонением мотособаки относительно саней или волокуш, в которых стоит водитель.Для управления мотобуксировщиков водительские права не требуется. Однако Правилами дорожного движения использование мотобуксировщиков на дорогах общего пользования запрещено.








Комментариев нет:
Отправить комментарий