Мачтовый кран (деррик-кран) - кран стрелового типа со стрелой, которая закреплена шарнирно на мачте.
Мачтовые краны устанавливают стационарно (на фундаментах, башенных надстройках, плавучих опорах) или используют в качестве передвижных, в основном, при перемещении по монтируемым конструкциям.
Особенности мачтового крана
- Мачтовый кран по типу крепления верха бывает двух видов, от которых и идёт основная классификация таких кранов.
- вантовый мачтовый кран
Они состоят из мачты, стрелы, грузового и стрелового полиспастов, опорной рамы, лебедок и вант. Стрела крепится шарнирно к мачте у ее нижнего основания и вместе с ней может поворачиваться вокруг вертикальной оси с помощью поворотного круга на 360°.
Механизм вращения мачты и стрелы - канатный.
Мачта опирается внизу на специальную шаровую пяту, а вверху мачту через неподвижную опору раскрепляют 4-8 вантами (в зависимости от грузоподъемности), расположенными обычно под углом 30° к горизонту. Ванты натягивают и удерживают в натяжении в процессе эксплуатации ручными лебедками или стяжными муфтами, прикрепляемыми к якорям. Стрела стрелоподъемным полиспастом связана с оголовком мачты. Концевые ветви стрелового и грузового полиспастов через отводные блоки вводятся внутрь мачты и через отверстие в пяте стрелы выводятся на барабаны электрореверсивных лебедок.
Для увеличения вылета основной стрелы и высоты подъема груза ее оборудуют управляемым с помощью полиспаста гуськом и вторым механизмом подъема груза меньшей грузоподъемности. - жестконогий мачтовый кран (подкосные)
Стрела удерживается в наклонном положении стрелоподъемным полиспастом, шарнирно соединенным с жёсткой пространственной конструкцией, образованной мачтой, горизонтальной балкой и подкосами (стойками-укосинами).
Мачта вместе со стрелой опирается на поворотный круг и может поворачиваться относительно подкосов и горизонтальных балок на угол до 240°.
Отсутствие вант у подкосных кранов позволяет делать стрелу в 1, 5-2 раза длиннее мачты.
Схема канатоведения грузового и стрелоподъемного полиспастов, конструкция опор, приводы механизма подъема груза, изменения вылета стрелы и вращения крана подобны описанным ранее. - Мачты могут быть
- поворотными - они вращаются вдоль трёх осей. Она может отклоняться по вертикали не более, чем на 5%
- неподвижными - они вращаются вдоль двух горизонтальных осей
- А-образными - они вращаются вдоль только одной горизонтальной оси.
- Для крепления вант используют заклёпки, клиновые замки и двухрядные роликовые коуши.
- Поворотные и натяжные ванты обязательно закрепляются в грунт якорями. При этом угол натяжения не должен превышать 45°.
- Грузоподъёмность деррик-крана сохраняется в широком диапазоне вылета стрелы. Это обстоятельство, обусловленное заанкериванием крана за собираемую конструкцию или специальные фундаменты, определяет целесообразность их применения для монтажа тяжёлых грузов на больших вылетах.
Вантовый мачтовый кран |
Комментариев нет:
Отправить комментарий