воскресенье, 22 декабря 2024 г.

Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов

В некоторых случаях поиск потерпевших бедствие осуществляется с вертолётов и самолётов. Но это дело не простое.

В написанной ниже статье я постараюсь в общих словах описать как это происходит. Конечно, в разных странах, а также в разные годы всё немного меняется.
На момент написания статьи в РФ, насколько я знаю, действовали следующие нормативные акты, которые касались поиска потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов
  • Местные нормативные акты (инструкции, приказы и т.п.).
  • Наставление по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации НАПС-2004.
  • Инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания.
  • Памятки расчетам КЦПС (пунктов управления, КП), лицам ГРП по действиям при получении сигнала бедствия.
  • Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (IAMSAR) 
  • Правила привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.


Определение района поиска потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов

Бывает что нет не то чтобы точного местоположения терпевших бедствия, но и район поиска не всегда известен. Поэтому зачастую в первую очередь нужно определить район поиска, на территории которого наиболее вероятно нахождение потерпевших бедствие.

В общем виде, когда нет дополнительных сведений, район поиска может быть определен следующим образом 
  1. на рабочей карте наносится участок (АБ) маршрута потерпевших бедствия, от последней контрольной точки (в этом месте с ним имелась связь) (точка А), до следующей точки, в которую потерпевшие бедствия не прибыли или в которой с ним не была установлена связь (точка Б).
  2. вдоль этого участка маршрута (АБ) в масштабе карты наносится полоса шириной r, равной величине ошибок определения места потерпевших бедствие (бортовыми или наземными средствами) при нахождении в точке А (полоса а, в, г, б).
  3. из точки Б перпендикулярно к линии маршрута откладываются отрезки Бе и Бд, равные максимальному боковому уклонению за время прохождения пути S.
    При этом L = l +/- r, где l = ks, k - постоянный коэффициент.
    Величина k = 0,02, если воздушное судно, терпящее бедствие, было оборудовано панорамной радиолокационной станцией обзора местности и другими радионавигационными приборами, и k = 0,05, если на этом воздушном судне указанных средств не было.
Полученная на карте фигура (а, д, е, б, с) и будет районом наиболее вероятного местонахождения терпящих бедствие.

В случае нахождения терпящих бедствие в плавсредствах площадь района поиска увеличивается с учетом скорости дрейфа.
Поиск потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов


Для удобства район поиска потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов разбивается (делится) на квадраты (например, 20x20 км или 10x10 км). При этом определяются квадраты первоочередного обследования.


Способы поиска потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов

Поиск потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов может осуществляться следующими способами:
  • "гребенка"
  • "параллельное галсирование"
  • "заданный маршрут"
  • "расширяющийся квадрат"
Главное чтобы при поиске маршруты строились из расчета обеспечения сплошного осмотра местности.


Поиск потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов способом "гребёнка"

Поиск способом "гребенка" заключается  в одновременном обследовании района поиска группой самолетов (вертолетов) путем совместного полета по параллельным прямолинейным маршрутам на интервалах, составляющих примерно 75% визуальной видимости или дальности действия поисковой аппаратуры.

Поиск способом "гребенка" применяется в целях просмотра большой площади в минимальное время и при наличии достаточного количества поисковых самолетов и вертолётов. И, как правило, при организации поиска на больших удалениях от места базирования поисковых самолетов (вертолетов).
Способы поиска потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов способом "параллельное галсирование"

Поиск способом "параллельное галсирование" применяется при недостаточном количестве имеющихся поисковых самолетов (вертолетов) и для обследования значительной площади. 

Поиск должен начинаться с участка (полосы) наиболее вероятного местонахождения терпящих бедствие.
Расстояние между галсами (при обеспечении 25% перекрытия) составляющих примерно 75% визуальной видимости или дальности действия поисковой аппаратуры.
Для сокращения количества разворотов прямолинейные участки галсов целесообразно ориентировать вдоль полос обследования.

Поиск способом "параллельное галсирование" район поиска может быть разделен на несколько участков поиска (полос), которые просматриваются одновременно несколькими одиночными самолетами (вертолетами) или последовательно одним самолетом (вертолетом).
Интервал между полосами обследования берется равным половине расстояния между галсами.
Способы поиска потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов
Схема поиска способом "параллельное галсирование" одиночным самолетом:
ИПМП - исходный пункт маршрута поиска
КПМП - конечный пункт маршрута поиска

Способы поиска потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов
Схема обследования двух полос района одновременно двумя самолетами способом "параллельное галсирование"
ИПМП - исходный пункт маршрута поиска
КПМП - конечный пункт маршрута поиска


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов способом "заданный маршрут"

При поиске способом "заданный маршрут" полёт самолёта (вертолёта) выполняется по линии заданного пути, проходящей вдоль участка маршрута потерпевших бедствие.

Способ применяется в случае, когда район поиска представляет собой полосу, ширина которой составляет 0,5-0,7 дальности действия поисковой аппаратуры на заданной высоте полета и поискового самолета.
Способы поиска потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов
Схема поиска способом "заданный маршрут":
ИПМП, КПМП -соответственно исходный и конечный пункты маршрута поискового самолета
L - ширина полосы захвата поисковой радиоаппаратуры
ι - ширина района поиска


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов способом "расширяющийся квадрат"

Поиск способом "расширяющийся квадрат" применяется, как правило, при наличии данных о месте бедствия и состоит в обследовании одиночным самолётом (вертолётом) района вокруг известной точки, в котором предполагается нахождение потерпевших бедствие.

Расстояние между соседними параллельными участками маршрута (d) должно гарантировать сплошной просмотр местности.
Способы поиска потерпевших бедствие с вертолётов и самолётов
Схема поиска способом "расширяющийся квадрат"
ИПМП, КПМП -соответственно исходный и конечный пункты маршрута поискового самолета
ППМ - промежуточный пункт мрашрута


Использование радиотехнических средств для поиска потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов

Поиск потерпевших бедствие осуществляется визуально или с применением радиотехнических средств:
  • самолетной поисковой радиопеленгаторной аппаратуры
  • самолетных радиолокационных станций, имеющих специальную поисковую приставку
  • самолетных бортовых УКВ радиостанций по уровню слышимости

Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью самолетной поисковой радиопеленгаторной аппаратуры

Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью самолетной поисковой радиопеленгаторной аппаратуры заключается в том, что при обнаружении работы аварийно-спасательной радиостанции, убедившись в устойчивости индикации указателя курсовых углов радиостанции (КУР) самолетного УКВ радиопеленгатора, экипаж поискового самолета осуществляет привод самолета на указанную радиостанцию.

После пролета аварийно-спасательной радиостанции, что определяется по повороту стрелки указателя КУР на 180°, экипаж выполняет манёвр с расчётом повторного выхода на аварийно-спасательную радиостанцию на высоте полета, при которой обеспечивается визуальное обнаружение пострадавших. Снижение самолета с заданной высоты осуществляется с разрешения руководителя полетов.
Использование радиотехнических средств для поиска потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов
Схема маневра для выхода на аварийную радиостанцию с использованием радиопеленгаторной аппаратуры
ТНР - точка начала разворота
ТНС - точка начала снижения


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью самолетных радиолокационных станций

Поиск терпящих бедствие при наличии у них радиолокационных маяков-ответчиков производится самолетами, оборудованными радиолокационными станциями (РЛС).

Обнаружив на индикаторе РЛС отметку сигналов аварийного радиолокационного маяка-ответчика, экипаж поискового самолета определяет азимут и удаление от него, а затем производит выход на радиомаяк. По разрешению руководителя полетов экипаж производит снижение самолета до безопасной высоты полета и осуществляет визуальный поиск терпящих бедствие.


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью бортовой УКВ радиостанции

Поиск терпящих бедствие с помощью самолетной бортовой УКВ радиостанции (при наличии у потерпевших бедствие аварийно-спасательной радиостанции) производится при отсутствии на борту самолета поисковой аппаратуры.

После выхода в район поиска экипаж самолета переключает бортовую УКВ радиостанцию на частоту приема сигнала аварийно-спасательной радиостанции и обследует местность одним из указанных выше способов поиска ("гребенка", "заданный маршрут" и т.п.).

Через каждые 3-5 минут полёта экипаж вызывает терпящих бедствие на связь. В момент появления слышимости сигнала аварийной радиостанции означает что самолет входит в зону её действия. Далее способом "треугольное галсирование" или "перпендикулярное галсирование" определяет место работы аварийно-спасательной радиостанции.

В случае не обнаружения терпящих бедствие в расчетной точке дальнейший поиск экипажем поискового самолета производится визуально способом "расширяющийся квадрат" от расчетной точки.


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью бортовой УКВ радиостанции методом "треугольное галсирование" 

Определение места работы аварийно-спасательной радиостанции с помощью самолетной бортовой УКВ радиостанции способом "треугольное галсирование" осуществляется в следующем порядке.

В момент входа в зону слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции отмечается время, наносится на карту место самолета (точка А) и продолжается полет с прежним курсом до момента выхода из зоны слышимости (точка В), которая также наносится на карту, и отмечается время выхода из зоны.

Определяется и прокладывается на карте путь

S1 = Wt1

где:
      W - путевая скорость полета на участке АВ;
      t1 - время полета между точками А и В.

Выполняется разворот и берётся новый курс, отличающийся от прежнего более чем на 90° (при развороте вправо) и менее чем на 270° (при развороте влево). На новом курсе полета в зоне слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции определяется и наносится на карту путь S3. Через середины отрезков S1S2 проводятся перпендикуляры до взаимного пересечения.
Точка пересечения перпендикуляров является расчетным местом нахождения аварийно-спасательной радиостанции.
Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью бортовой УКВ радиостанции
Схема выхода на аварийную радиостанцию способом "треугольное галсирование"


При отсутствии слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции на новом курсе в течение 5-10 мин. следует возвратиться в исходную точку и взять другой курс, отличающийся от прежнего на 90°.

Соединить на карте расчетную точку нахождения аварийно-спасательной радиостанции (место терпящего бедствие) с местом самолета в данный момент и провести расчет полёта к месту нахождения терпящего бедствие.


Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью бортовой УКВ радиостанции методом "перпендикулярное галсирование" 

Определение места работы аварийно-спасательной радиостанции с помощью самолетной бортовой УКВ радиостанции способом "перпендикулярное галсирование" выполняется в следующем порядке.

В момент входа в зону слышимости сигналов аварийно-спасательной радиостанции отмечаются место и время поискового самолета на карте (точка А) и продолжается полет до момента выхода из зоны слышимости (точка В). Прокладывается на карте путь.

Выполняются стандартный разворот на обратный курс и проход этим курсом от момента входа в зону слышимости аварийно-спасательной радиостанции пути S1=S2/2.

Полет контролируется по счислению пути. В конце пути с учетом радиуса разворота выполняется разворот вправо или влево на новый курс, отличный от предыдущего на 90°, и продолжается полёт этим курсом до выхода из зоны слышимости аварийно-спасательной радиостанции (точка С).

В зоне слышимости аварийно-спасательной радиостанции определяется путь S3 = Wt3, который является диаметром этой зоны.

Для выхода в расчетную точку нахождения аварийно-спасательной радиостанции произвести стандартный разворот на обратный курс и пройти этим курсом (от точки D) путь S4, равный половине пути S3. Точка в середине пути S3 будет расчётным местом нахождения аварийно-спасательной радиостанции.
Поиск потерпевших бедствие с самолётов и вертолётов с помощью бортовой УКВ радиостанции
Схема выхода на аварийную радиостанцию способом "перпендикулярное галсирование"



Основные характеристики определяющие эффективность поисковых самолётов и вертолётов

Основными характеристиками, определяющими эффективность поисковых самолетов и вертолетов, являются:
  • ширина полосы обследования (∆L)
  • поисковая производительность (N)
  • максимальная площадь обследования (Sобс.макс.).
И они зависят от местности, ветре, используемой аппаратуры и летательного аппарата (у них может быть разные характеристики).


Ширина полосы обследования определяется дальностью действия (Д) поисковой аппаратуры по сигналам радиомаяков или аварийных радиостанций и коэффициентом (К), учитывающим величину перекрытия соседних полос обследования и который зависит от точности самолетовождения (можно приближенно принять равным 0,75).

Ширина полосы обследования вычисляется по формуле:
∆L=2ДК
 

Под поисковой производительностью самолётов и вертолётов принимается площадь суши или водной поверхности, которую самолет (вертолет) может обследовать с помощью поисковых радиотехнических средств в течение одного часа.

Поисковая производительность определяется по формуле:
N=V∆L
 где:
      V - истинная скорость горизонтального полета.


Максимальная площадь обследования определяется по формуле:
Sобс.макс.= NTмакс.


где:
     Tмакс. - максимальная продолжительность горизонтального полета самолета (вертолета).


Площадь обследования определяется по формуле:
Sобсл.= NТобсл. = N (Tмакс. - Т) = N (Tмакс. - (2R/V)
                                                           

где:
      Т - время, потребное на полет самолёта (вертолёта) от аэродрома до района поиска и обратно
      Тобсл. - время обследования
      R - радиус полёта до района поиска
Характеристики, определяющие эффективность поисковых самолетов и вертолетов, приведены в табл. 1.
 

Зная площадь района поиска (Sпоиска) и определив площадь обследования одним самолетом, можно рассчитать необходимый наряд самолетов (п) для обследований всего района поиска данным типом самолета за минимальный срок:
п=Sпоиска / Sобсл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий