вторник, 3 июля 2018 г.

Радиолокационный спасательный ответчик

Отредактировано 22.10.2023

Другие названия:

  • Радиолокационный ответчик
  • РЛО
  • SART
  • Search and rescue radar transponder

Радиолокационный спасательный ответчик
Радиолокационный
спасательный
ответчик
Samyung SAR-9

Радиолокационный спасательный ответчик - устройство, которое служит для облегчения определения местоположения объектов, терпящих бедствие и может быть активировано по сигналу от любой судовой радиолокационной станции 3-сантиметрового диапазона (X-диапазон).


Требование к радиолокационным спасательным ответчикам

Согласно требованию конвенции СОЛАС, на судах валовой вместимостью до 300 тонн ответчик не требуется, от 300 до 500 тонн должен быть как минимум один радиолокационный ответчик, на судах свыше 500 тонн - как минимум два.

Когда ответчиков 2 и более, они устанавливаются с разных бортов судна.


Согласно требованиям резолюции IMO А.802(19) радиолокационные спасательные ответчики должны обеспечивать:
  • легко приводиться в действие неподготовленным персоналом
  • быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения
  • быть оборудован визуальными, звуковыми или обоими средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствие о том, что радиолокационный ответчик приведён в действие каким-либо радиолокатором
  • обеспечить ручное включение и выключение
  • могут быть предусмотрены средства автоматического включения. (Если проводится испытание на судне с использованием судового радиолокатора, работающего на частоте 9 ГГц, действие радиолокационный ответчик должно быть ограничено до нескольких секунд, чтобы избежать вредных помех на другие судовые радиолокаторы и чрезмерного расхода заряда батареи).
  • обеспечивать индикацию в режиме ожидания
  • обладать прочностью, чтобы выдерживать падение в воду с высоты 20 метров без повреждений
  • быть непроницаемым на глубине 10 метров, по крайней мере, в течение 5 минут
  • сохранять водонепроницаемость при тепловом скачке 45°С при определённых условиях погружения
  • обладать плавучестью, если он не является составной частью спасательной шлюпки или плота
  • если он обладает плавучестью, быть оборудованным плавучим фалинем, пригодным для использования как буксир
  • противостоять воздействию морской воды или нефти
  • обладать сопротивлением к разрушению при длительном воздействии солнечных лучей
  • быть хорошо видимого жёлтого/оранжевого цвета по всей поверхности, где это способствует лучшему обнаружению
  • иметь гладкую наружную поверхность для предотвращения повреждения спасательной шлюпки или плота
  • иметь шест или другое устройство для размещения в кармане спасательной шлюпки или плота, а также иметь иллюстрированную инструкцию

Радиолокационный ответчик должен иметь достаточную ёмкость батареи для работы в режиме ожидания в течение 96 часов и, кроме этого, для обеспечения ответчиком передач в ответ на воздействие периодически повторяющегося запроса в течение 8 часов с частотой 1кГц.

Высота установленной антенны радиолокационного ответчика должна быть, по крайней мере, на 1 метр выше уровня моря.

Радиолокационный ответчик должен правильно работать при запросе его с расстояния не менее 5 морских миль навигационным радиолокатором, при высоте антенны РЛС 15 метров. Он должен также правильно работать при запросе с расстояния не менее 30 морских миль авиационным радиолокатором при пиковой мощности, по крайней мере, 10 кВт с высоты 3000 футов.

На наружной стороне оборудования должны быть ясно указаны:
  • краткие инструкции по эксплуатации
  • дата истечения срока службы батареи первичных элементов


Как работает радиолокационный спасательный ответчик

Радиолокационный спасательный ответчик представляет собой приемопередатчик, работающей в диапазоне частот морских навигационных радиолокационных станций 9,2-9,5 ГГц.


В нормальных условиях радиолокационыой ответчик находится на борту судна в выключенном состоянии. Он устанавливается вблизи спасательных шлюпок для возможности быстрого перемещения его туда при эвакуации.
В аварийной ситуации ответчик обычно включает и при необходимости переносит в шлюпку ответственный по судовому расписанию. Для увеличения дальности обнаружения, ответчик должен устанавливаться как можно выше: при высоте 1 метр над уровнем моря обеспечивается обнаружение с судна на дальности около 5 морских миль (9,2 км) и с самолета, летящего на высоте 1 км, на дальности около 50 морских миль (92,6 км). Попадание ответчика в зону действия радара сигнализируется световым или звуковым сигналом.


В режиме ожидания работает только приёмник ответчика. При приближении судна или самолета с действующей РЛС радиолокационный ответчик при принятии сигнала от РЛС излучает серию ответных импульсов, частота которых периодически меняется по всему диапазону частот РЛС. При срабатывании, РЛО сначала быстро (за 0,4 мкс) пробегает диапазон, после чего начинает относительно медленный (за 7,5 мкс) обратный переход к начальной частоте. Этот процесс повторяется 12 раз.
В какой-то момент каждого цикла частота РЛО будет точно совпадать с частотой РЛС, вызвавшей срабатывание РЛО, и при этом в пределах пропускания приемника РЛС. Если РЛО находится в пределах дальности действия РЛС, совпадение частоты в течение каждого из 12 циклов медленной серии генерирует ответный сигнал на экране РЛС. Таким образом, на экране будет отображаться линия из 12 точек, отстоящих друг от друга на расстоянии приблизительно 0,64 морской мили. 
Когда дистанция от РЛС до РЛО сокращается приблизительно до 1 нм, на дисплее РЛС можно также увидеть 12 откликов, полученных в течение "быстрых" разверток. Эти дополнительные точечные отклики, которые также равномерно отстоят друг от друга на 0,64 нм, будут "вплетены" в исходную серию 12-ти точек. При этом они будут слабее и меньше по размеру, чем исходные точки. 

Таким образом оператор хорошо видит на экране РЛС аварийный объект в условиях, когда его идентификация может быть сильно затруднена, например при сильном волнении, в темноте среди плавающих обломков и т.п..
Принцип работы SART

При этом
  • по мере приближения SART, боковые лепестки антенны РЛС могут показывать ответные посылки РЛО в виде серии дуг или концентрических окружностей. Это можно устранить регулятором подавления помех от моря, хотя это явление может оказаться полезным, поскольку сигналы боковых лепестков могут быть более эффективными при обнаружении в условиях дождя и, кроме того, подтверждают близость РЛО к судну.
  • возможны ошибки по дальности SART: если видны ответные сигналы только от 12-ти низкочастотных разверток (когда радиолокационный ответчик удалён более чем на 1 нм), позиция, в которой расположена первая точка, может быть значительно (до 0,64 морских миль миль) дальше истинной позиции радиолокационного спасательного ответчика. С приближением к РЛО, когда становятся видны также и ответные сигналы от быстрых разверток, первый из таких сигналов будет отстоять дальше от истинной позиции не более чем на 150 м. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий