вторник, 2 сентября 2025 г.

Что такое система контроля дееспособности вахтенного помощника (СКДВП, BNWAS)

Система контроля дееспособности вахтенного помощника (СКДВП, BNWAS {Bridge Navigational Warning Alarm System}) - это автоматизированная система предотвращения аварийных ситуаций, главной задачей которой является мониторинга состояния вахтенного помощника (вахтенного офицера) и автоматическое предупреждение капитана или другого квалифицированного вахтенного помощника, что по какой-либо причине (например, потеря сознания, сон, самовольное отлучение с мостика и тому подобное) вахтенный помощник не отзывается на сигнал системы, и, скорее всего, навигационная вахта на мостике судна не несётся.


Как работает система контроля дееспособности вахтенного помощника 

Система контроля дееспособности вахтенного помощника работает по системе "запрос - ответ". Для этого
  1. После включения СКДВП через заданное время (3-12 минут) срабатывает визуальная индикация (первая ступень; мигающая индикация), указывающая/требующая, чтобы вахтенный помощник подтвердил её нажав кнопку сброса сигнала на Панели Сброса Таймер.
  2. Если не нажать кнопку сброса сигнала в течение 15 секунд после появления визуальной индикации, раздастся звуковой сигнал (первый этап).
  3. Если на первом этапе звуковой сигнал не сбрасывается, то через 15 секунд после звучит второй звуковой сигнал (второй этап) в каюте дублера и/или капитана. При этом звук должен иметь свой характерный тон или модуляцию, предназначенную для предупреждения, но не для испуга.
         Для очень больших судов необходимо иметь достаточно времени (до 3 минут), чтобы резервный офицер или капитан могли добраться до мостика и смогли разобраться в ситуации.
  4. Если на втором этапе звуковой сигнал не сбрасывается, то через 90 секунд после него звучит другой звуковой сигнал (третий этап). Он должен быть легко распознаваемым и громкость должна быть достаточной для того, чтобы его можно было услышать в местах расположения других членов экипажа, способных предпринять корректирующие действий и разбудить спящих людей.

Дополнительно на судовом мостике может быть установлен датчик движения, работающий на фотоэлементе, который, улавливая движения, подтверждает присутствие человека на судовом мостике и его жизнедеятельность.

Дополнительно в некоторых BNWAS в случае если выбран режим АВТОМАТИЧЕСКИЙ, то СКДВП включается при поступлении сигнала об использовании автоматического режима работы системы управления курсом или траекторией судна (при работе авторулевого) и выключается при его отключении.


Схематично устройство системы контроля дееспособности вахтенного помощника представлена на изображении ниже
Система контроля дееспособности вахтенного помощника


Особенности системы контроля дееспособности вахтенного помощника 

  • Система контроля дееспособности вахтенного помощника должна быть включена постоянно, то есть система несет свою вахту от "причала до причала". Об этом должна свидетельствовать запись в судовом журнале.
  • Присутствие на мосту капитана, лоцмана и других представителей навигационной службы не дает право отключить СКДВП.
  • Режим работы и продолжительность периода бездействия BNWAS может быть ограничены только капитаном.
         Капитан, хоть это и не положено, может совсем выключить BNWAS или оставлять ключ в управляющем блоке, передавая, таким образом, все на усмотрение вахтенного.
  • За исключением пассажирских судов, сигнализацию второй и третьей ступени можно объединить, чтобы она звучала во всех местах. Если это применяется, сигнал тревоги третьей ступени может быть исключен.
  • Должна присутствовать функция "Emergency Call", чтобы сразу перейти к тревогам второй и третьей степени. Это позволяет вахтеному помощнику вызвать немедленную помощь, например, если ему стало плохо.
  • Точность задаваемого в СКДВП времени должна находиться в пределах 5% или 5 секунд, в зависимости от того, что меньше.
  • Электропитание СКДВП должно осуществляться от основного электроисточника.
    Индикация неисправности и все элементы системы экстренного вызова должны питаться от аккумулятора.
  • При необходимости СКДВП должно иметь выходы для интеграции с другим оборудованием мостика (например, VDR).

Комментариев нет:

Отправить комментарий