Сплесень — способ сращивания двух разных синтетических, растительных и стальных тросов путём переплетения составляющих их прядей без излома троса. Полученное соединение при правильном изготовлении имеет высокую прочность.
Хорошо сделанный сплесень все же уменьшает крепость троса: короткий сплесень на 10-15%, длинный сплесень - на 15-25%.
Наличие двух сплесней на одном тросе не допускается.
Хороший сплесень получается, если не нарушается положение прядей в тросе и все пряди пробиваются в одном порядке. Натяжение пробиваемых прядей должно быть одинаковым.
По своему назначению и способу изготовления сплесени могут быть короткими и длинными (разгонными).
При правильной пробивке каждая ходовая прядь должна проходить между двумя коренными. Сделав первую пробивку, ходовые пряди обтягивают и околачивают мушкелем. Затем делается еще одна пробивка. Если сплесень предполагают оклетневать, то, сделав две полные пробивки, вырезают половину (нижних) каболок, а оставшимися делают половинную и четвертные пробивки. Этим самым утолщение сплесня постепенно сводится на нет.
При сращивании тросов коротким сплеснем обычно делают по две с половиной пробивки в каждую сторону, т. е. пробивают по два раза целые пряди и по одному разу половинки. Половинную и четвертную пробивки оклетневывают.
При сращивании перлиней делают три полные пробивки. Оставшиеся концы ходовых прядей разделяют пополам и половинки соседних прядей натуго связывают попарно марками.
При сращивании тросов кабельной работы стренди также пробивают три раза. Для облегчения пробивки концы распущенных стрендей "счесывают", после чего на них накладывают марки. Концы пробитых ходовых стрендей, выходящих из-под (коренных, укладывают между стрендями троса на сплесень и закрепляют несколькими марками.
Во всех случаях пробивки ведут против спуска троса.
Сняв на одном из тросов временную марку, одну из ходовых прядей отвивают и на ее место вводят соответствующую встречную прядь другого троса. Затем обе пряди обносят по часовой стрелке одну вокруг другой и затягивают полуузлом. Неправильно завязанный полуузел будет выступать наружу и хорошо не затянется.
Пробивку ведут против спуска троса по правилу "через одну под две", т. е. ходовую прядь накладывают на ближайшую коренную и пробивают под две следующие. Сначала пробивку производят прядями одного, а затем второго троса. После двух полных пробивок из каждой пряди удаляют половину проволок, а оставшимися делают половинную пробивку. Обрубив еще половину оставшихся проволок, производят последнюю (четвертную) пробивку.
Иногда толщину сплесня уменьшают другим способам. После двух полных пробивок делают еще одну пробивку нечетными прядями, т. е. пробивают первую, третью и пятую пряди, а четные оставляют на месте. После окончания пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, а половинную и четвертную пробивка клетнюют мягкой луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.
Отступив от точка Х ещё пять длин свайки завязать узел на обоих тросах.
Теперь необходимо разметить сердечники. Обтяните на обоих тросах оплётку начиная от узла к концу и отметить его место выхода из оплётки, нанеся маркером кольцевую линию (примем её обозначение как "точка 1").
Сдвиньте оплётку ещё и отложите на сердечнике ещё длину свайки и её короткой части (примем её обозначение как "точка 3"). Отметьте её тройной кольцевой линией. Повторите проделанное и со вторым тросом.
На оплётке от точки R в сторону конца отсчитайте 8 прядей и отметьте это место(примем её обозначение как "точка Т"). От неё в сторону конца отметить через одну 6 пар прядей, как показано на фото ниже. Повторить операцию на второй оплётке.
Аккуратно извлеките из оплётки отмеченные пряди.
Обрежьте пряди таким образом заузив конец оплётки.
Повторить для второго конца.
Подготовительные работы закончены. Теперь можно приступить непосредственно к соединению.
Закрепить в свайке конец одной из оплёток и ввести его в противоположный сердечник в точке 2.
Повторить с оплеткой второго конца. Точки Т на обеих оплётках должны остаться снаружи.
Сдвиньте обе оплётки от узлов в сторону соединения. Места соединений при этом должны уйти под оплёт.
Обтяните соединение. Обрежьте выходящие наружу концы сердечника. И ещё раз, хорошо обтянув, закончить, получив сплесень.
Вот несколько видео о том, как вяжется сплесень
Хорошо сделанный сплесень все же уменьшает крепость троса: короткий сплесень на 10-15%, длинный сплесень - на 15-25%.
Наличие двух сплесней на одном тросе не допускается.
Хороший сплесень получается, если не нарушается положение прядей в тросе и все пряди пробиваются в одном порядке. Натяжение пробиваемых прядей должно быть одинаковым.
По своему назначению и способу изготовления сплесени могут быть короткими и длинными (разгонными).
Короткий сплесень на растительном тросе
Короткий сплесень на растительном тросе применяется в тех случаях, когда снасть не проходит через шкивы блоков.
При сращивании тросов коротким сплеснем на некотором расстоянии от концов соединяемых тросов и на концах прядей накладывают марки.
Распустив необходимые части тросов на пряди, марки на тросах сближают так, чтобы пряди первого троса проходили между смежными прядями второго троса. После выполнения перечисленных подготовительных работ производят пробивку распущенных прядей одного троса под неразвитые пряди другого по правилу "через одну под одну".
При сращивании тросов коротким сплеснем обычно делают по две с половиной пробивки в каждую сторону, т. е. пробивают по два раза целые пряди и по одному разу половинки. Половинную и четвертную пробивки оклетневывают.
При сращивании перлиней делают три полные пробивки. Оставшиеся концы ходовых прядей разделяют пополам и половинки соседних прядей натуго связывают попарно марками.
При сращивании тросов кабельной работы стренди также пробивают три раза. Для облегчения пробивки концы распущенных стрендей "счесывают", после чего на них накладывают марки. Концы пробитых ходовых стрендей, выходящих из-под (коренных, укладывают между стрендями троса на сплесень и закрепляют несколькими марками.
Во всех случаях пробивки ведут против спуска троса.
Длинный (разгонный) сплесень
Длинный (разгонный) сплесень применяется для сращивания снастей бегучего такелажа блока. Этот сплесень удобен тем, что место соединения почти не утолщается.
При соединении лопнувшего троса длинным сплеснем на расстоянии 1,5-2 м от концов накладывают временные марки и распускают трос на пряди до марок. Ходовые пряди располагают между собой так же, как и при коротком сплесне.
Далее таким же образом во второй трое вводят прядь первого троса. Оставшиеся две пряди связывают между собой па месте. Тщательно обтянув все узлы, каждым ходовым концом делают по полторы пробивки под ближайшие коренные пряди. Оставшиеся концы обрезают с таким расчетом, чтобы обрезанная прядь не могла свободно выйти из-под коренной.
Короткий сплесень на стальном тросе
Короткий сплесень на стальном тросе применяется для сращивания стальных тросов в тех случаях, когда их не требуется пропускать через блоки.
На некотором расстоянии от концов тросов накладывают временные марки, после чего каждый трос распускают на пряди (по две пряди вместе) и вырезают центральный сердечник. На конце каждой пары прядей накладывают марки из ворсы и смазывают их каким - либо жиром.
Иногда толщину сплесня уменьшают другим способам. После двух полных пробивок делают еще одну пробивку нечетными прядями, т. е. пробивают первую, третью и пятую пряди, а четные оставляют на месте. После окончания пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, а половинную и четвертную пробивка клетнюют мягкой луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.
Двойной сплесень
Двойной сплесень применяется вместо короткого сплесня.
После выполнения подготовительных работ ходовые пряди одного троса пробивают под коренные пряди другого в следующем порядке: первую ходовую прядь - под три коренные пряди, вторую под две и третью - под одну прядь.
Закончив пробивку трех первых прядей, трос переворачивают и производят пробивку остальных прядей. Четвертую прядь пробивают под две, пятую и шестую - под одну коренную.
Последнюю (шестую) прядь пробивают не против спуска троса, как все остальные, а по направлению спуска. Последующие пробивки делают по правилу "через одну под две" против спуска троса или "через одну под одну" по направлению спуска. По окончании пробивок ходовые пряди обтягивают, концы обрубают, а место сплеснивания клетнюют мягкой проволокой.
Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе
Длинный сплесень на стальном тросе служит для тех же целей, что и длинный сплесень на растительном тросе.
Подготовительные работы перед сращиванием тросов заключаются в наложении марок на тросы и концы прядей и в вырезании сердечников. Оба троса распускают на двойные пряди, которые располагают между собой таким же образом, как и при длинном сплесене на растительном тросе.
После снятия временной марки с одного троса одну пару прядей отвивают и на ее место соответственно вводят две встречные пряди второго троса. Уложив вводимые пряди до половины, одну пару встречных прядей оставляют на месте, а вторую проводят дальше. Таким же образам поступают со всеми остальными парами. После этого встречные пряди связывают полуузлами, а оставшиеся свободные концы вводят вместо сердечника в середину троса на расстояние 15-20 см.
При пробивке ходовых прядей на месте их соединения в середину троса пробивают свайку таким образом, чтобы с каждой ее стороны находилось по три пряди троса. За тем при помощи свайки сердечник вытаскивают наружу и перерезают: одну часть его заправляют обратно внутрь троса, а на место другой вводят ходовую прядь путем прогонки свайки по спуску троса. В этом случае применяется свайка с отверстием, в которое пропускается вводимая прядь. При работе свайку осаживают, чтобы прядь находилась в середине троса. Введя прядь на нужное расстояние, оставшиеся концы прядей и сердечника обрезают с таким расчетом, чтобы их концы внутри троса сошлись вплотную.
Сплесень на плетённом тросе с плетённым сердечником
Преимуществами этого способа является лёгкость исполнения, его можно выполнить на тросах с различными соотношениями объёма сердечника и оплётки, недостатками же то, что соединение увеличивает диаметр троса.
Сначала необходимо подготовить концы соединяемого троса обернув их скотчем или изолентой и обрезав заплавления, если концы заплавлены...
Затем приступить к разметке оплётки. От начала обоих соединяемых тросов отложить длину свайки и отметим это место маркером (примем её обозначение как точка R). От неё отступим ещё длину короткой части свайки и тоже отметить (примем её обозначение как точка Х). Для удобства лучше делать отметки сразу на обоих соединяемых концах.
Затем с помощью свайки в точках Х аккуратно извлечь сердечники из обоих концов стараясь их не повредить. Концы сердечников зафиксировать липкой лентой.
От точки 1 в сторону узла предварительно сдвинув к узлу оплётку, отложите длину короткой части свайки и отметьте место двойной кольцевой линией (примем её обозначение как "точка 2").
Повторить для второго конца.
Прихватите выведенные наружу концы оплёток в месте их выхода к противоположным сердечникам.
Закрепите конец одного из сердечника в свайке и введите в противоположную оплётку в точке Т и выведите его наружу в точке Х.
Снимете ленту и аккуратно разгладьте места соединений оплёток и сердечников от точек соединения в стороны. Концы оплёток, при этом "спрячутся" в сердечниках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий