вторник, 19 мая 2020 г.

Такелажные марки

Маркой называется перевязка троса или его пряди. На растительных тросах для маркировки употребляются лини или каболки из того же троса; на стальных - смоленый шкимушгар или низкоуглеродистая оцинкованная проволока. Чтобы предотвратить самопроизвольное распускание синтетического троса, его концы оплавляют.

Такелажные марки предохраняют трос от распускания (в первую очередь - самораспускания), а также служат для удобства выполнения различных такелажных работ. Марками заканчивают также различные оплетки и отмечают необходимые места на снастях.


Простая такелажная марка

На одном из концов линя (нити, ка­болки) делают петлю и укладывают ее вдоль троса в углубление между прядями. Затем вокруг троса, надрывая петлю, накладывают 10-12 шлагов линя, пропускают ходовой конец в петлю и свободным концом затягивают петлю под шлаги марки. Оставшиеся концы линя обрезают.

Простая марка при­меняется при разметке, рубке тросов и т. п.


Самозатяжная такелажная марка

Один из концов линя (каболки, парусной нитки или проволоки) укладывают между прядями вдоль троса и накладывают на его 5-6 шлагов, идущих по направлению к концу маркируемого троса. Поверх наложенных шлагов укладывают ходовой конец в обратном направлении, и линем, образующим петлю, накладывают еще 5-6 шлагов. Оставшуюся слабину линя выбирают за ходовой конец, который затем обрезают.


Если самозатяжную марку накладывают на середине троса, то последние 5-6 шлагов несколько ослабляют, укладывая для этого вдоль троса свайку или какой-либо другой предмет. Ходовой конец линя пропускают под этими шлагами, после чего шлаги последовательно обтягивают, а протянутый под шлагами конец линя обрезают. Иногда для придания большей прочности крайние шлаги марки пришивают к тросу.

Самозатяжная марка при­меняется при разметке, рубке тросов и т. п.


Такелажная марка со змейкой

Отличается от простой марки только тем, что крайние шлаги стянуты змейкой, значи­тельно увеличивающей прочность марки.

Для наложения змейки оставшийся свободный  конец линя пробивают под крайний шлаг марки, образуя полуштык; затем этот же конец проводят поверх шлагов марки и побивают под противоположный последний шлаг и т. д. Заканчивается марка пробивкой ходового конца под шлаги.



Такелажная марка с пробивкой (прошивная марка)

Один конец линя ук­ладывают вдоль троса, а вторым концом накладывают 10-12 шлагов. Далее ходовой конец линя пробивают под ближайшую прядь маркируемого троса, проводят поверх шлагов в обратном направлении и пробивают под следующую прядь и т. д. Закан­чивается марка завязыванием узла (восьмерки или выбленочного).

Комментариев нет:

Отправить комментарий