воскресенье, 7 июля 2019 г.

Выживание в метро (метро как убежище)

Отредактировано 19.07.2022


В учебниках по ОБЖ, как старых так и новых, можно найти предложение в случае ядерной войны использовать метро в качестве убежища.
Новый толчок к этому мнению появился после выхода книги Глуховского "Метро 2033".

Первоначально статья писалась именно любителям книг типа "Метро", где было мое мнение о возможности выжить в метро. Но люди не поняли смысл статьи. Поэтому я её кардинально переделываю, посвятив метро как убежищу гражданской обороны.


Все метрополитены России предназначены для работы в двух режимах:
  • Транспортный режим
    Этот режим является основным для метрополитена. Он предназначен для перевозок пассажиров.
  • Режим укрытия
    Этот режим предназначен для укрытия (защиты) населения от поражающих факторов оружия массового поражения и стихийных бедствий. Если в транспортном режиме защитные устройства не задействованы, находясь в основном в открытом состоянии, то в режиме укрытия они все закрываются. Закрываясь, защитные устройства герметично отсекают метро от поверхности.
    Перевод метрополитена и дополнительных сооружений в режим полной готовности для функционирования в качестве защитного сооружения осуществляется не более чем за 12 часов. Работа метро в режиме средства коллективной защиты исключает транспортный режим.
Эти режимы являются основными в работе всех метрополитенов.


Исторически в России всё началось с формирования московской системы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 3 августа 1937 года. Именно в этот день Совет народных комиссаров СССР принял постановление "О местной противовоздушной обороне городов Москвы, Ленинграда, Баку, Киева". Одной из основных задач МПВО была подготовка бомбоубежищ для населения. Первое было создано в московском Доме на набережной.
После Великой Отечественной Войны все новые станции метрополитенов СССР проектируют с учётом возможного использования потенциальным противником оружия массового поражения: атомного, химического и бактериологического. Вентиляционные шахты оборудуются фильтрами.


Полезные факты, которые надо знать об метро как убежище ГО и ЧС:
  • С целью укрытия людей в метро предполагается использовать как платформы и поезда, стоящие у них, так и пере­гонные тоннели, тупики, соединительные ветки между линиями и ветки электро­депо.
  • Ввод укрываемого населения в метрополитен предусматривать через входы вестибюлей станций, через дополнительные входы в порталах тоннелей и в середине перегонных тоннелей при расстоянии между осями станций более 3000 м, а также, по отдельному заданию, в местах расположения крупных предприятий и учреждений.
  • При получении сигнала об переводе метро в режим укрытия все эскалаторы включаются на спуск. После схода всех граждан на платформы станций все эскалаторы останавливаются
  • Расчетное время заполнения станций и тоннелей укрываемыми людьми по сигналам ГО составляет 10 минут, в отдельных случаях допускается увеличение указанного времени до 15 минут.
  • Расчетную скорость движения людей по тоннелям равна 2 км/ч.
  • Обеспечить закрытие гермозатворов должны органы правопорядка... вплоть до применения оружия при противодействие закрытию.
  • По концам платформ станций предусмотрены сходные устройства на каждый путь. Расстояние между ними должно превышать максимальную расчетную длину поезда. Приведение сходен в рабочее положение должно обеспечиваться двумя работниками за время не более 2 мин.
  • Норма по площади на одного укрываемого составляет 1,5 м2/чел. в метро мелкого заложения и 1 м2/чел. — в метро глубокого заложения, защитные свойства по от­ношению к избыточному давлению во фронте ударной волны, соответственно, до 3 и до 1 кгс/см2.
  • Перегоны метрополитена поделены на отсеки (участки), которые представляют собой, по существу, отдельно стоящие убежища, т.к. отсеки закрываются затворами. 
  • В каждом участке с автономным жизнеобеспечением (УАЖ) предусмотрен, как правило, один эвакуационный выход на поверхность. В составе эвакуационных выходов предусмотрены санпропускники. Пропускная способность шлюзов эвакуационных выходов определяется исходя из возможности вывода людей на поверхность за расчетное время.
  • Пропускная способность шлюза на станции с подземным пешеходным переходом и подземным вестибюлем определяется с учетом обеспечения прохода 10 % расчетного числа укрываемых людей в части отсека, заполняемой через данную станцию. Для этой цели допускается использовать также шлюзы, входящие в состав других эвакуационных выходов.
  • Поезда со станций не отправляются
  • Поезда, находящиеся в тоннелях на перегонах, продолжают движение до ближайшей станции и остаются на ней или в пределах возможной близости
  • Поезда, оказавшиеся в перегонах на открытом пространстве, должны достичь входов в тоннели и по возможности углубиться в них.
  • Не допускается размещение людей:
    • на участках перегонных тоннелей линий мелкого заложения, расположенных под реками, каналами и водоемами;
    • на участках перегонных тоннелей линий глубокого заложения, расположенных под реками, каналами и водоемами, если расстояние от тоннелей до слоя неустойчивых водонасыщенных грунтов менее неразрушаемой толщи, определяемой расчетом;
    • на переходных участках с глубокого на мелкое заложение, расположенных в неустойчивых водонасыщенных грунтах.
  • Управление работой метрополитена в военное время предусматривать из защищенного командного пункта метрополитена и подчиненных ему командных пунктов на линиях. В мирное время КПМ может использоваться при возникновении чрезвычайных ситуаций, исключающих функционирование наземных средств управления.
    Структура управления КПМ из городских пунктов управления в мирное и военное время устанавливается территориальными органами МЧС России.
Выживание в метро
Сходные устройства на пути в метро
Полосатая планка с цифрой 7 показывает край для безопасной остановки первого вагона при использовании состава из 7 вагонов


Сигналы в метро

Командное управление осуществлять с КПС (командного пункта станции) путем подачи световых сигналов-приказов с подтверждением их получения и исполнения сигналами-рапортами. Сигналы-приказы должны светиться в течение всего периода действия данного приказа.


1. Общая готовность" - "ОГ" - зелёный цвет
Длительность команды-от 4-х часов до нескольких суток, передаётся через ДЦХ или штаб линии.
По этой команде движение поездов сохраняется.
Происходит подготовка перехода метрополитена в режим "Укрытия", для этого на линии собирается штаб линии, сводная команда станции. ДСП по телефону или нарочно, вызывает работников Службы движения по списку Приложения № 3.
Работникам выдаются средства индивидуальной защиты:
Подготавливаются к задействованию: санузлы на перегоне, артскважины, ФВУ, проверяются все виды связи и оповещения, выдаются ключи от сходных устройств, сооружений, декоративных щитов и решёток, камер затворов, шкафов управления, ключи Мелентьева.
По этой команде закрываются металлоконструкции, не влияющие на пассажиропоток, движение поездов и вентиляцию (прочие металлоконструкции).


2. "Воздушная тревога" - "ВТ" - синий цвет
По этой команде начинается приём населения в течении 10-12 минут.
Подаётся сигнал звучанием сирены "Внимание всем!!!" с ЦУСа или с места (место установки сирены – смотреть инженерную схему ДС), затем читается текст № 4 часть № 1:
В городе объявлена воздушная тревога. Выход в город прекращён. Просьба соблюдать спокойствие и порядок. Проходите к сходным устройствам для прохода в тоннель. Выполняйте указания Администрации метрополитена
По команде "Воздушная тревога":
  • останавливается движение поездов. Поезда останавливаются у знака "Место ограждения сходных устройств" на станции, в тоннеле у знака "Место ограждения металлоконструкции"
  • с контактного рельса снимается напряжение
  • раскладываются сходные устройства
  • все эскалаторы переключаются на спуск
  • отключаются АКП и ПКА
  • открываются все двери на вход и заклиниваются клиньями
Укрытие на постоянном объёме (ПО) без задействования резервных систем по воздуху и воде – от 6-ти до 10-ти часов, в зависимости от заполнения отсека.
По воздушной тревоге закрываются металлоконструкции на шахтах, перегонные металлоконструкции на рамповых участках пути, соединительных ветвях, главных путях, меняющих глубину заложения.


3. "Закрыть защитные устройства" - "ЗЗУ" - красный цвет
По этой команде закрываются вестибюльные, станционные и оставшиеся перегонные металлоконструкции на главных путях.
Метрополитен для большей устойчивости работы в режиме "Укрытия" разбивается на отдельные участки – отсеки. Отсек – это одна или несколько станций, герметически изолированные от поверхности земли металлоконструкциями. Границей отсека является перегонный затвор.


4. "Отбой воздушной тревоги" - "ОВТ" - цвета не имеет
Подаётся звучанием сирены.
По этой команде выпускается группа разведки (специально обученные люди) для определения степени разрушения сооружений, наличие радиации и её уровень, наличие отравляющих веществ и их концентрация.


5. "Выпустить население" - "ВН" - цвета не имеет
Подаётся голосом.
Подготавливается маршрут беспрепятственного выхода:
  • открываются все двери на выход и заклиниваются клиньями
  • отключаются АКП и ПКА
  • все эскалаторы переключаются на подъём


Дополнительные команды:
  • "ТР" - транспортный режим
  • "ПР" - переходной режим
  • "ПО" - постоянный объём
  • "РО" - радиационная опасность
  • "ХО" - химическая опасность


Гермозатвор в метро

Метрополитен всегда оборудуется гермозатвором для предотвращения неприятных последствий внештатных ситуаций.
Гермозатвор – это двери, закрывающиеся герметично, которые перекрывают тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. Помимо оборонительной, эти двери несут и сугубо мирную функцию - они призваны предотвратить затопление тоннелей и станций в случае наводнения, прорыва плывуна и прочих подобных неприятностей.
В официальных документах эти гермозатворы именуются просто "металлоконструкциями", или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название "гермуха", "герма", "затвор".

Установка гермозатвора необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций.
Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.


Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:
  • дверное полотно
  • оклад двери, сделанный из стали и бетона. Именно к нему герметично прилегает дверное полотно
  • привод открытия обеспечивает раскрытие гермозатвора при необходимости. Большая часть крупных затворов сделана с механическим устройством открытия, а в маленьких они открываются сотрудниками метрополитена
  • устройство замка представляет собой систему ригелей, которые прижимают затвор к устроенному окладу. Визуально это напоминает дверной замок стандартной конфигурации, но гигантских размеров. Закрытие двери производится специальным приводом и носит название герметизации. Привод работает в трех режимах – открытие, закрытие и герметизация;
  • полоса уплотнителя по периметру гермозатвора позволяет полотну максимально плотно прижаться к окладу. К обустройству этот элемент нее обязателен, поскольку многие затворы работают плотно и без него.
Устройство гермозатвора в метро


Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы.
Чаще всего тоннельные гермозатворы выполнены в виде распашных ворот, реже встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу.
Тоннельный гермозатвор в метро
Тоннельный гермозатвор

Тоннельный гермозатвор в метро
Тоннельный гермозатвор

Тоннельный гермозатвор в метро
Тоннельный гермозатвор
Виден двигатель привода закрытия гермозатвора

Тоннельный гермозатвор в метро
Тоннельный гермозатвор
Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора

Закрытый тоннельный гермозатвор в метро
Закрытый тоннельный гермозатвор

Тоннельный гермозатвор в метро отъезжающий вбок
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок

Тоннельный гермозатвор в метро отъезжающий вбок
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок
Виден затвор в нише

С обеих сторон гермоворот всегда установлены светофоры (семофоры) и таблички, предупреждающие о наличии гермодвери.


Когда включается привод, гермодверь начинает ехать по специально проложенным для неё рельсам, тем самым, не задевая основные рельсы, как бы над ними.
Рельсы под гермозатвором, когда тот закрывается уходят вниз в оклад, а в образовавшиеся щели, по которым проходят колеса поезда, опускаются специальные засовы.
Рельсы у гермозатвора в метро
Заранее загерметизированные рельсы у гермозатвора

Засовы на рельсы у гермозатвора в метро
Засовы на рельсы у тоннельного гермозатвора

Привод гермозатвора в метро
Гермозатвор в метро
Хорошо видно привод закрытия гермозатвора

Метро как убежище
Гермозатвор в метро


Отдельно стоит упомянуть о станционных гермозатворах. В отличие от тоннельных, типов станционных гермозатворов существует намного больше: они поднимаются снизу, опускаются сверху, выдвигаются сбоку и, конечно, распахиваются, как обычные ворота. Причём некоторые - распахиваются снизу вверх. 
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Станционный гермозатвор в метро
Гермозатвор станции "Арсенальная" Киевского метрополитена в открытом состоянии

Станционный гермозатвор в метро
Гермозатвор на станции "Новокузнецкая" Московского метрополитена в открытом состоянии




Гермозатворы разделяются на
  • 1-ая степень – "А" - защитные
    Защищают от ударной волны (избыточного давления).
    Защита производится за счёт массы полотна металлоконструкции;
  • 2-ая степень – "Б" – герметические
    Производит герметизацию за счёт сжатия резины по всему периметру металлоконструкции. Сжатие резины производится специальными механизмами герметизации, которые работают от электро-, гидро- или ручного привода.
  • 3-я степень – "АБ" – защитно-герметические
    Защищают от ударной волны и обеспечивают герметизацию.


Вот несколько видео о работе гермозатворов


Гермозатвор в пражском метро где метрополитен строился при участии советских специалистов и механизмы стоят аналогичные.



О практичности гермозатворов ходит много споров. Чтобы с гермозатворов был толк в военное время и метро работало как полноценное убежище необходимо поддерживать в рабочем состоянии не только затворы, но и различные системы жизнеобеспечения: фильтро-вентиляцию, дизель-генераторы, санузлы и пр. В противном случае, можно всерьез говорить об укрытии лишь на короткое время. Но и в мирное время затворам можно найти применение. Они могут сыграть немаловажную роль в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф для защиты хотя бы самого метро.
С последним утверждением многие не согласятся, ведь затворы не всесильны. Поэтому нужно немного конкретизировать случаи, в которых от затвора будет толк. Возьмем, например, наводнения или подтопления. Они происходили уже неоднократно в разных метрополитенах и в различных масштабах. Там, где затворы были, исход был самый разный.
Сторонники полной бессмысленности затворов часто приводят в пример Прагу. В 2002 г. в столице Чехии произошло масштабное наводнение, от которого пострадала половина метрополитена. Система разделения помещений гермозатворами в Праге аналогична нашим метрополитенам, т.к. значительный вклад в строительство Пражского метрополитена внес Советский Союз. Однако эта система оказалась бессильна. Несколько месяцев затопленные станции и тоннели не работали, а восстановительные работы продолжались вплоть до 2004 г.


Вентиляция в метро

В случае наступления ядерной войны обычная вентиляция отключается от метро. С этого момента воздух поступает в метро через фильтровентиляционные установки (по сути он такие же как и в обычных убежищах ГО).
Иизлишнее давление сбрасывается наружу через "воздуховыпускное устройство" или "воздуховыпуск", которые проходят мощные противовзрывные жалюзи, которые закрываются либо автоматически при похождении ударной волны, либо мануально - через нажатие кнопки ответственным работником. 

Как правило, ВВ размещаются в специально выделенных подходных выработках вентиляционных шахт. Такая шахта обычно имеет два вентиляционных тоннеля: один простой, перекрываемый при необходимости гермозатворами, а другой со встроенным ВВ. Этим шахтам присваивается двойной номер: через дробь от номера ВШ указывается номер ВВ... или не указывается.

Попадалась информация, что в московском метро, например, большинство выходов вентиляционных шахт (которые могли бы выручать при отключении энергозависимой вентиляции) на поверхность заблокированы снаружи разными торговыми павильонами.


Водоснабжение в метро

В качестве источника водоснабжения используется в метро используется сеть городского водопровода. А также защищенные водозаборные скважины или запасные емкости воды.

Водозаборные скважины располагаются, по возможности, в междупутье или с внешней стороны тоннелей. Допускается вынос водозаборных скважин на расстояние не более 50 м от тоннеля с устройством между ними соединительных ходков.

При одной рабочей скважине предусматривать одну резервную скважину, при большем числе рабочих скважин - две резервные скважины.

Для питьевых целей и умывания на платформах станций предусматривать питьевые фонтанчики, в перегонных тоннелях - водоразборные краны на тоннельном водопроводе через 30 м, в туалетах на станциях и в тоннелях - умывальники.

Число питьевых фонтанчиков, водозаборных кранов и умывальников в отсеке определять из расчета по одному на 200 человек.



Электроснабжение в метро

Электроснабжение в военное время обеспечивается от городских источников электропитания.
На случай отключения городских источников питания, предусматриваются защищенные дизельные электростанции (ДЭС), которые, конечно, не способны обеспечить бесперебойную работу метро, однако для освещения и вентиляции их вполне достаточно.

Дизель – генераторы есть на каждой линии, запаса топлива хватает на 48 часов.

На станциях при необходимости должно поддерживаться аварийное освещение от 30 минут до 1 часа, от аккумуляторных батарей.

Электроснабжение эскалаторов, вентиляционных, насосных и осветительных установок УАЖ в режиме убежища предусматривать от ТПП и ПП по электрическим сетям.

В помещениях на станциях и в перегонных тоннелях, где размещаются электрооборудование или пульты управления дополнительных устройств, предусматривать аварийное освещение с присоединением к обшей сети аварийного освещения этих сооружений. Питание аварийного освещения защищенной и незащищенной зон сооружений предусматривать по раздельным группам.

Освещение салонов вагонов поездов, размещаемых на станции, осуществлять переносными светильниками, для подключения которых предусматривать штепсельную группу осветительной сети под козырьком платформы.

Электроустановки, используемые только в режиме убежища, допускается присоединять к общим магистральным линиям напряжением 380/220 В.


Санитарый узел в метро

Туалеты для укрываемого населения размещаются:
  • на станциях мелкого заложения - в уровне подземного вестибюля
  • на станциях глубокого заложения - в уровне платформы станции в отдельной выработке
  • в перегонных и других тоннелях - в уровне тоннелей
На станциях и в перегонных тоннелях, приспосабливаемых под убежище, должны быть туалеты с мужским и женским отделениями, рассчитанными на равное количество мужчин и женщин.

Число санитарных приборов в туалетах принимается:
  • на станциях - один прибор на 75 женщин и 150 мужчин; кроме того, 0,6 м лоткового писсуара на два прибора для мужчин
  • на перегонах - один прибор на 100 женщин и 200 мужчин; кроме того, 0,6 м лоткового писсуара на два прибора для мужчин.
На станции предусмотрен один туалет, в перегонных тоннелях - туалеты не менее чем через 500 м. Туалеты на станциях предусмотрены с учетом их использования персоналом в мирное время.
Туалет для укрываемого населения в метро
Туалет на ветке метро (на случай использования метро как убежище)

Туалет для укрываемого населения в метро
Туалет на ветке метро (на случай использования метро как убежище)


Медицинские помещения в метро

Для медицинского обслуживания укрываемых людей на станциях использовать медицинские пункты согласно СП 32-105. А также из состава бытовых помещений станции выделять не менее трех помещений площадью по 10 - 15 м2 для использования в режиме убежища в качестве изоляторов и кладовых медикаментов и медицинского имущества. Общую площадь помещений определять из расчета 15 м2 на 2500 человек.


Использование метро в качестве убежища при ядерной войне

Собственно, с чего и начиналась статья, но с небольшими изменениями и дополнениями.

В случае ядерной угрозы подойдет далеко не любое убежище: оно в первую очередь должно суметь защитить людей от ударной волны и обрушенных ею домов. Спасти от этого могут лишь по-настоящему прочные конструкции стен, покрытий, защитно-герметических дверей и прочего. В этом случае становится важным и глубина залегания станций и туннелей метрополитена. Например, для использования в качестве убежища ГО подходят около 170 станций московского метро, в основном это станции глубокого заложения. Хотя наземные вестибюли без окон могут также использоваться как простейшие укрытия.

От большинства ударов современного ядерного оружия тоннели метро станут отличной защитой. Но это в большей степени вызвано тем, что в настоящее время основной тип подрыва ядерного заряда в городах наземный или воздушный взрыв. Так сделано для как можно больших разрушений на поверхности. В этом случае несколько десятков метров грунта уже являются защитой от практически всех поражающих факторов.

Близкого взрыва не выдержит никакое метро.


То есть если на момент начала ядерной войны вы находитесь в метро, то первый удар пережить у вас, скорее всего, получится. Но есть огромная вероятность, что всё пойдёт совсем по иному сценарию. На это влияют два основных фактора:
  • не хватка места
    Возьмем, для примера,Москву. Если все жители Москвы ринется на станции столичного метрополитена, это приведёт к гигантским пробкам из сотен тысяч людей на улицах. И попадут в метро только несколько тысяч самых быстрых и расторопных.
    Просто вспомните, как быстро наполняется станция в случае поломки поезда. Буквально пятнадцать минут и на платформе уже нет места. Что уж там говорить о попытках разместиться в случае ядерной войны... 
  • не хватка времени
    Ракета летит из, к примеру, США до России около 30 минут. А если ракета будет стартовать из Европы или с подводной лодки - то меньше 10 минут.
    Пока старт засекут, пока начнут ответные действия… Пока будут думать, как, каким образом и кого именно оповещать… С большой долей вероятности - просто не успеет сработать служба сообщения... А если успеют, то много ли людей поверят и успеют ли добежать до метро. А сколько вам добираться от дома или работы до метро?
    Не забывайте, что при герметизации метро закрываются гермозатворы и в метро больше не попасть.
Не стоит забывать и об других факторах, которые влияют на выживание в метр
  • Для использования метров в качестве убежища необходимо что бы все механизмы были рабочими. Что далеко не всегда выполняется.
  • Не стоит забывать, что метро не оборудовано кладовыми с медикаментами и продовольствием, что необходимо для длительного укрытия населения. Расчётная продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в метро — 12 часов.
  • Если проводится атака большого масштаба, то на поверхности уничтожается почти вся инфраструктура. Высвобождающийся электромагнитный импульс уничтожает все электронное оборудование, поэтому внутри будет недостаточно света. Максимум освещения можно извлечь только из аварийных генераторов, срок службы которых не так велик, как хотелось бы.
  • Даже если у вас в городе есть метро, не каждая из его станций сгодится для укрытия от ядерной войны. Под роль бункера больше подойдут наиболее глубокие остановки — и то, если на них есть гермодвери. В этом плане надежнее всего метро построенные до 1980 года. Потом наступили девяностые — тогда денег не хватало на все. 
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. НО метро не предназначено, чтобы в нем жили больше 2-3 дней... А этом можно сделать и без запасов еды.


Устройство убежища в метро (гермозатворы и т.п.) стоит больших денег при строительстве и в эксплуатации, поэтому, организации, строящие, эксплуатирующие и финансирующие метрополитены начали предпринимать различные меры по изъятию соответствующего оборудования из планов финансирования.
Сейчас "увлеклись" строительством лёгкого метро, монорельса, и т.п. Российский свод строительных правил, такое понятие как "лёгкое метро и др." не предполагает, поэтому строились они по региональным строительным нормам, в которые никакого ГО не включили. Таким образом, удалось построить целую линию метро, в которой нет гермозатворов ни на станциях, ни в тоннелях, даже в точке пересечения реки.
С 2013 года были внесены изменения в строительные нормы, и учёт норм гражданской обороны в метрополитене требуется только в том случае, если в окрестностях нет достаточного количества защитных сооружений, не связанных с метро.
На сданном в 2011 году участке Люблинской линии московского метрополитена от станции "Марьино" до станции "Зябликово" единственный установленный гермозатвор отделяет станцию "Зябликово" от гермозоны станции "Красногвардейская", все остальные станции построены без ГО.
Исходя из тенденции к удешевлению проектов и того, что практически все планируемые станции перепроектировали на мелкое заложение, можно предположить, что новые станции метрополитена не будут герметизироваться вообще.


А теперь о разрекламированной российскими писателями жизни в метрополитене после ядерной войны.

Большинство военных зарядов в настоящее время имеют не очень сильный поражающий эффект от радиации. Грубо говоря, они достаточно "чистые". По расчётам военных, обратную эвакуацию можно проводить уже через несколько часов.


Так что современным оружием чрезвычайно сложно сделать так, чтобы на поверхности Москвы получилась очень фонящая обстановка, и люди предпочли бы жить под землёй. Кроме того, тут начинаются такие проблемы, как нехватка вентиляции, отсутствие пищи и воды. Даже устроить туалет под землёй без нормальной вентиляции и стока — задача непростая.


Поэтому попытка на постоянной основе поселиться в тоннелях метро является просто фантастикой.


Документы

В качестве "бонуса" приведены названия нескольких документов, которые являются дополнениями для обычных нормативов по убежищам ГО и ЧС
  • ГОСТ Р 42.4.01-2014 Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Методы испытаний
    Именно по нему проверяется метро на пригодность в качестве убежища гражданской обороны.
  • СП 263.1325800.2016 Приспособление метрополитенов под защитные сооружения гражданской обороны. Общие правила проектирования
  • СП 32-106-2004 Метрополитены. Дополнительные сооружения и устройства

3 комментария:

  1. Толковая статья с ссылками на ГО и ЧС.
    Дополнительно можно добавить рубрику: "Что делать, если упал на рельсы в метро", в связи с тем, что по данным Авто Mail.ru, в столичном метро ежегодно погибает около 150 человек и участившимися несчастными случаями в метрополитене.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Спасибо за ваш отзыв о статье.
      .
      "Что делать, если упал на рельсы в метро"
      Это, как и некоторое другое, уже написано и находится в статье "Правила безопасности в метро". Также, возможно, вас сможет заинтересовать статья "Антитеррор для обывателей: безопасность в поезде и в метро".

      Удалить