Другие названия
Аварийная авиационная турбина - это турбина с небольшим пропеллером, которая соединена с электрическим генератором и/или гидравлическим насосом. Раскручиваемая набегающим потоком воздуха, аварийная турбина способна вырабатывать электрический ток и/или создавать давление в гидросистемах для питания жизненно важных системах самолёта (управления полетами, связанные гидравлики, а также критически важные для полета приборы). Некоторые RAT производят только гидравлическую энергию, которая, в свою очередь, используется для электрогенераторов.
Изначально аварийные турбины устанавливали в основном на военных самолётах, т.к. на них выше риск выхода из строя источников электропитания, однако со временем гражданские воздушные суда также начали оборудоваться аварийными турбинами.
Современные самолёты, как правило, используют аварийные турбины только при отказе основного и запасного источников электричества или отказе гидравлических систем, при этом аварийная турбина выпускается автоматически или в ручную из специального отсека в корпусе. Также подобные турбины применяются в самолётах, предназначенных для опыления полей — не требуется ставить вал отбора мощности на обычный двигатель и, кроме того, это упрощает систему трубопроводов с опасным содержимым.
Вот так RAT выглядит во время полёта
Убирается аварийная авиационная турбина только на земле.
Т.к. аварийная турбина генерирует энергию набегающим воздушным потоком, возникающим из-за скорости самолета, то если скорость самолета будет низкая, то и турбина будет производить меньше энергии. Частично с этим помогает то, что часто турбина с изменяемым шагом с центробежным регулятором - для стабилизации работы.
Самый большой диаметр винта имеет аварийная турбина, установленная на Аэробусе A380 — 1,63 м, но чаще всего диаметр винта лежит в пределах 80 см. Обычно на гражданских самолётах аварийная турбина способна вырабатывать, в зависимости от генератора, от 5 до 70 кВт. Более мелкие модели с низкой скоростью воздуха могут генерировать не более 400 Вт.
Количество лопастей на аварийных авиационных турбинах может быть разное, но чаще всего RAT имеют 2 лопасти.
Не все самолёты оборудованы аварийными турбинами. Например, на Ту-154 её нет, а в случае отказа двигателей вращение насосов гидросистем осуществляется за счёт авторотации (под действием набегающего потока воздуха) роторов компрессоров высокого давления в двигателях, генераторы же не работают и бортсеть питается от аккумуляторов. Цепи 27 вольт в этом случае питаются от аккумуляторов, особо важные цепи 36 вольт (манометры, резервный авиагоризонт, первая МГВ с выключателем коррекции, один канал механизма триммерного эффекта руля высоты и др.) — от двух преобразователей, питающихся от аккумуляторов.
Аварийных турбин также нет на турбовинтовых самолётах и вертолётах.
Широко известно несколько случаев срабатывания аварийной авиационной турбины:
Вот несколько видео о RAT
- ram air turbine
- RAT
Аварийная авиационная турбина - это турбина с небольшим пропеллером, которая соединена с электрическим генератором и/или гидравлическим насосом. Раскручиваемая набегающим потоком воздуха, аварийная турбина способна вырабатывать электрический ток и/или создавать давление в гидросистемах для питания жизненно важных системах самолёта (управления полетами, связанные гидравлики, а также критически важные для полета приборы). Некоторые RAT производят только гидравлическую энергию, которая, в свою очередь, используется для электрогенераторов.
Изначально аварийные турбины устанавливали в основном на военных самолётах, т.к. на них выше риск выхода из строя источников электропитания, однако со временем гражданские воздушные суда также начали оборудоваться аварийными турбинами.
Современные самолёты, как правило, используют аварийные турбины только при отказе основного и запасного источников электричества или отказе гидравлических систем, при этом аварийная турбина выпускается автоматически или в ручную из специального отсека в корпусе. Также подобные турбины применяются в самолётах, предназначенных для опыления полей — не требуется ставить вал отбора мощности на обычный двигатель и, кроме того, это упрощает систему трубопроводов с опасным содержимым.
Отсек аварийной авиационной турбины в Airbus 320 |
Вот так RAT выглядит во время полёта
Работа аварийной авиационной турбины на A320 |
Работа аварийной авиационной турбины на MRJ |
Работа аварийной авиационной турбины на самолете Sukhoi Superjet 100 |
Убирается аварийная авиационная турбина только на земле.
Т.к. аварийная турбина генерирует энергию набегающим воздушным потоком, возникающим из-за скорости самолета, то если скорость самолета будет низкая, то и турбина будет производить меньше энергии. Частично с этим помогает то, что часто турбина с изменяемым шагом с центробежным регулятором - для стабилизации работы.
Самый большой диаметр винта имеет аварийная турбина, установленная на Аэробусе A380 — 1,63 м, но чаще всего диаметр винта лежит в пределах 80 см. Обычно на гражданских самолётах аварийная турбина способна вырабатывать, в зависимости от генератора, от 5 до 70 кВт. Более мелкие модели с низкой скоростью воздуха могут генерировать не более 400 Вт.
Количество лопастей на аварийных авиационных турбинах может быть разное, но чаще всего RAT имеют 2 лопасти.
Аварийная авиационная турбина на бизнес-самолете Dassault Falcon 7X |
Не все самолёты оборудованы аварийными турбинами. Например, на Ту-154 её нет, а в случае отказа двигателей вращение насосов гидросистем осуществляется за счёт авторотации (под действием набегающего потока воздуха) роторов компрессоров высокого давления в двигателях, генераторы же не работают и бортсеть питается от аккумуляторов. Цепи 27 вольт в этом случае питаются от аккумуляторов, особо важные цепи 36 вольт (манометры, резервный авиагоризонт, первая МГВ с выключателем коррекции, один канал механизма триммерного эффекта руля высоты и др.) — от двух преобразователей, питающихся от аккумуляторов.
Аварийных турбин также нет на турбовинтовых самолётах и вертолётах.
Широко известно несколько случаев срабатывания аварийной авиационной турбины:
- рейс AC143 по маршруту Монреаль—Оттава—Эдмонтон. Который также известен как "Планёр Гимли"
- инцидент с A330 над Атлантикой, выполнял плановый рейс TSC236 по маршруту Торонто—Лиссабон
Вот несколько видео о RAT
Комментариев нет:
Отправить комментарий