Отредактировано 18.05.2024
Автомобильный кран (автокран) - это самоходный кран стрелового типа, который монтируется на стандартных или усиленных шасси грузовых автомобилей (КамАЗ, Урал, IVECO, MAN и т.п.) и подвергнутые минимальной модернизации.
Автокраны широко применяются в различных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах при необходимости работы с грузом небольшого веса и габаритов.
Основным достоинством автомобильных кранов является их высокая мобильность, что даёт возможность оперативно перемещать их на удалённые друг от друга объекты.
Также к плюсам кранов на автомобильном ходу относится меньшая стоимость при изготовлении и эксплуатации (в отличие от кранов на гусеничном ходу и других типов кранов), а также не разрушают дорожное покрытие при перемещении. Если же автокран смонтирован на шасси автомобилей повышенной проходимости, то он может применяться и в условиях плохих дорог.
Классификация автомобильных кранов
Все автомобильные краны можно классифицировать по следующим признакам:
- конструкция шасси
- двухосное
- трёхосное
- виду стрел
- решетчатые стрелы. Такие стрелы имеют вид сваренной решётки и имеет имеет конечную длину. Поэтому изменение высоты подъёма, и дальности переноса груза, может осуществляться только за счёт изменения угла наклона.
Отдельно можно упомянуть что такие стрелы бывают у автомобильных башеных кранов.
Такие краны сейчас практически не встречаются. - телескопические стрелы. Такие стрелы изменяют свою длину с помощью телескопических элементов, которые приводятся в действие за счёт работы гидравлического привода. В нерабочем положении эти стрелы довольно компактные. Сейчас на автокране обычно используются именно телескопические стрелы.
- типу подвески стрелы
- гибкие стрелы - удержания стрелового оборудования и изменения угла наклона стрелы осуществляется при помощи стальных канатов.
- жёсткие стрелы - удержания стрелового оборудования и изменения угла наклона стрелы осуществляется при помощи гидравлических цилиндрах
- способу управления стрелой и подъемными механизмами
- с механическим приводом от двигателя шасси. В современных условиях автокраны с механическим приводом не эксплуатируются и не разрабатываются.
- с гидравлическим приводом. Такие краны обладают более высокими технико-экономическими показателями, проще по устройству и управлении, меньше по массе. У автокранов с гидравлическим приводом с помощью гидропривода производится включения и выключения стабилизатора, установка на выносные опоры и снятия с них.
- с электрическим приводом.
Устройство автомобильного крана
Устройство автомобильного крана делится на 2 основных части.
- Ходовое устройство - включает в себя двигатель, шасси и кабину грузового автомобиля.
- Крановая установка со стреловым оборудованием
- поворотная часть. Состоит из
- Поворотной платформы, которая представляет из себя сварную поворотную раму на которой закреплены кабина противовес, стрела. Поворотная рама крепиться к опорно-поворотному устройству.
Кабина оператора представляет собой рабочее место оператора (крановщика) с панелью управления и датчиками, которые контролируют технические показатели крана. Кабина имеет одноместное сиденье и распашную или сдвижную дверь.
На крыше часто устанавливается горизонтальная защитная решетка. Окна высокие, панорамные - обеспечивают хороший круговой и верхний обзор. Лобовые стекла оснащены стеклоочистителями и солнцезащитным козырьком.
Бывают два типа кабин для автомобильных кранов - стационарная и подвижная. Первая жёстко фиксирована на крановой установке. Кабина нефиксированного типа имеет, как правило, гидравлический привод. Её переднюю часть можно поднимать на небольшой угол для улучшения обзора крановщика во время подъёма груза или монтажных работ на высоте. - Исполнительных механизмов, к которым относятся грузовая и стреловая лебёдки, если это кран с гибкой подвеской стрелы, либо гидроцилиндр подъёма стрелы, которые смонтированы на поворотной раме.
- не поворотную. Состоит из
- Ходовой рамы, которая представляет собой сварную конструкцию, опирающуюся на раму автомобиля. Также к ней крепятся все остальные элементы неповоротной части автокрана.
- Выносных опор, которые представляют собой устройства, позволяющие увеличить опорный контур крана в рабочем состоянии.
- Стабилизатора упругих подвесок, которые предназначены для повышения устойчивости автокрана при работе с грузами без выносных опор
- Стойки стрелы, которая служит для опоры стрелы в транспортном положении.
- опорно-поворотное устройство - соединяется между собой поворотную и не поворотные части, а также передаёт нагрузки от поворотной части на неповоротную и обеспечивает вращение поворотной части.
В качестве грузозахватных органов на автомобильных кранах в основном используются крюковые обоймы, состоящие из траверсов, колёсных блоков и грузового крюка который служит для подъёма штучных грузов при помощи грузозахватных приспособления. Могут также применяться специальные грузозахватные органы по типу грейферов, магнитных шайб и др. для сыпучих и мелкокусковых материалов.
Основные параметры автомобильного крана
Под основными параметрами крана автокрана подразумевается основные технические данные, характеризующие конструкцию автокрана и его технические возможности при работе.
К характеристикам автомобильного крана относятся следующие показатели:
- Вылет крюка - этот основной параметр автомобильного крана обозначит расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка. Величина вылета крюка зависит от длинны от длинны стрелы и угла её наклона. Длину стрелы определяют по расстоянию между центрами оси пяты стрелы и оси головного блока. Так же сюда входит параметр вылета крюка от ребра опрокидывания что обусловлено расстоянием от ребра опрокидывания до центра зева крюка. Данные параметры определяют дальность подачи груза.
- Высота подъёма крюка - это характеристика показывает расстояние от уровня стоянки автокрана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (предельном) положении. Сюда же входит и показатель по глубине опускания крюка.
Высота подъёма крюка изменяется в зависимости от вылета крюка. Чем больше вылет крюка, тем меньше высота его подъёма и на оборот. - Глубина опускания крюка - этот параметр показывает расстояние от уровня сеянки крана до центра зева крюка, находящемся в нижнем (придельном) рабочем положении.
- Грузоподъёмность - этот параметр обозначает максимально допустимую массу груза, поднимаемую автокраном при определённом вылете крюка.
Максимальная грузоподъёмность у автомобильных кранов при наименьшем вылете крюка, а при максимальном вылете крюка соответственно грузоподъёмность минимальна.
Грузоподъёмность автокранов во многом зависит от параметров автомобильного шасси. Зависимость величины грузоподъёмности при разных значениях вылета крюка обычно изображают в виде графика. Каждый тип крана имеет свою характеристику грузоподъёмности крана. Примеры графиков можно посмотреть в статье "Грузоподъемность крана".
При определении грузоподъёмности учитывается не только масса поднимаемого груза, но и масса грузозахватных устройств. - Грузовой момент - этот параметр наиболее полно характеризует технологические возможности крана и позволяет оценить его экономическую эффективность.
- Скорость подъёма или опускания груза - это параметр величины пути перемещения груза по вертикали в единицу времени. От величины скорости подъёма и опускания груза во многом зависит производительность грузоподъёмных работ.
- Скорость посадки - это наименьшая скорость опускания груза при монтаже конструкций или укладки грузов.
- Скорость вращения поворотной части, измеряется числом оборотов поворотной части крана в единицу времени (об/мин).
- Время изменения вылита крюка - это время за которое стрела может быть поднята из положения максимального в положение минимального вылета крюка и наоборот.
- Скорость изменения вылета крюка - горизонтальная составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
- Рабочая скорость передвижения крана - скорость передвижения крана в рабочем положении с подвешенным грузом.
- Транспортная скорость передвижения крана - скорость передвижения крана в транспортном положении.
- Рабочий цикл - это время, затрачиваемое с момента подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
- Производительность крана - это общая масса грузов, перемещаемых краном за час или смену.
- Основными габаритными размерами крана являются его наибольшая длина, высота и ширина, а также расстояние между выносными опорами.
Габаритные размеры определяют возможность движения крана по узким проездам и его перевозки по железной дороге без разборки. Ввиду того, что длина автомобильного крана больше, чем базового грузового автомобиля, для разворота или поворота автокрана площадь большего размера. - Преодолеваемый уклон пути - наибольший угол подъема, преодолеваемый краном с постоянной скоростью.
- Радиус поворота крана - радиус окружности, описываемой внешним передним колесом при движении крана по криволинейному пути при повороте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий