четверг, 30 ноября 2023 г.

Классификация подъёмных кранов (классификация ГПМ)

Отредактировано 20.04.2024


Подъёмный кран - грузоподъемная машина предназначен для подъема и перемещения грузов при проведении строительных, монтажных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ.

Ниже приведены различные классификации кранов, которых существует довольно много. Причём один кран может классифицироваться по разному. Но не обязательно каждая из указанных классификаций будет доступна для конкретного крана.
Для лучшего понимания, возможно, будет не лишним ознакомиться с ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) "КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. Термины и определения" и с ГОСТ 33709.1-2015 "Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения".



По конструкции краны можно разделить на:
  • стреловой кран
    Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.
  • мостовой кран
    Грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающимся по мосту.
  • козловой кран
    Такой кран опирается на крановый путь при помощи двух опорных стоек.
  • башенный кран
    Кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.
  • штабелёр
    Такой кран оборудован вертикальной колонной с грузоподъемником (устройством) для штабелирования груза.
  • консольный кран
    Кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле).
  • мачтовый кран
    Такой кран закреплён шарнирно на мачте, имеющей нижнюю и верхнюю опоры.
  • портальный кран
    Кран смонтирован на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
  • кабельный кран
    У такого крана несущими элементами являются канаты, закрепленные в верхней части опорных мачт (башен).

 
По назначению краны можно разделить на:
  • общего назначения
    Они подходят для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ широкого профиля.
  • специальные
    Служат для выполнения технологических операций определенного вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и т.п.).


По ходовому устройству краны можно разделить на:
  • на гусеничном ходу
    Кран, который снабжён для передвижения гусеницами. Могут использоваться как серийные трактора, так и специальные шасси (разработанные именно для кранов).
  • на колесном ходу
    Кран, снабженный для передвижения колесами.
  • автомобильные
    Краны монтируются на стандартных шасси грузовых автомобилей (КАМАЗ, Урал и т.п.).
  • на специальном шасси
    Кран, установленный на специальном шасси автомобильного типа.
  • пневмоколёсные
    Кран, установленный на пневмоколесном шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повышенной проходимости, со всеми либо с большинством ведущих осей. Для лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще несколькими управляемыми осями. Все это позволяет расположить кран максимально близко к рабочей зоне.
  • рельсовые
    Такие краны перемещаются по рельсам.
  • железнодорожные
    Такие краны смонтированный на платформе, которая передвигается по железнодорожному пути.
  • катковые
    Такие краны установлены на стальных или литых резиновых катках.
  • плавучие
    Такие краны монтируется на понтоне и перемещаются по воде.


По виду передвижных кранов:
  • самоходный кран
    Такой кран имеет возможность передвижения во время работы и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс, подвесные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным приводом, система бесконтактной передачи энергии.
  • прицепной кран
    Такой кран перемещается буксиром с помощью прицепа.


По грузоподъемности краны можно разделить на:
(в разных справочниках по грузоподъёмности нет единого мнения о разделении кранов)
  • с малой грузоподъемностью
    Грузоподъемностью до 10 т
  • с средней грузоподъемностью
    Грузоподъемностью 10-25 т
  • с высокой грузоподъемностью
    Грузоподъемностью от 25 т и более


По типу опоры краны можно разделить на:
  • опорные
    Такие краны опираются непосредственно на крановый путь, размещаемый на подкрановых строительных конструкциях.
  • подвесные
    Такие краны подвешены к нижним полкам надземного кранового пути.


По количеству и расположению силовых установок краны можно разделить на:
  • с одной силовой установкой на ходовом устройстве (шасси)
  • с одной силовой установкой на поворотной части
  • с двумя силовыми установками
 

По количеству приводных двигателей механизмов краны можно разделить на:
  • с одномоторными приводами
  • многомоторным приводами


По типу привода краны можно разделить на:
  • ручной привод
    Краны с таким приводом используются при перемещении грузов на небольшие расстояния и при низких темпах работы.
  • электрический привод
    В кранах с электроприводом используются электрические двигатели переменного тока. Реже используются электрические двигатели постоянного тока.
  • гидравлический привод
    Такой привод компактен и позволяет осуществить бесступенчатую регулировку скоростей крана. Главный их минус - не высокий КПД.
  • пневматический привод
    Такой привод в основном используется при работе в пожароопасных и взрывоопасных средах.
  • привод с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)
    Такой привод используются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.
  • смешанный привод (дизель-электрический)


По способу передачи электричества краны бывают:
  • кабельный токопровод - электричество передаётся по кабелю, который обычно подвешен на тросе с помощью свободно двигающихся креплений. Кабель также может подвешиваться на С-профиле или двутавре малого типа, по которым перемещаются тележки с кабелем (иногда такой токопровод называется фестонным)
  • троллейный токопровод - электричество передаётся по троллеям. Троллеи могут быть открытыми и закрытыми. Открытые троллеи менее безопасны.
  • комбинированный (смешанный) токопровод - чаще всего в таких моделях электричество передаётся по троллеям до крана, а на самом кране передаётся по кабелю.


По конструкции стрелы краны можно разделить на:
  • со стрелой неизменяемой длины
  • с выдвижной стрелой
  • c телескопической стрелой


По способу подвески стрелы краны можно разделить на:
  • с гибкой (на канатных полиспастах) подвеской
  • с жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской


По возможности перемещения краны можно разделить на:
  • кран стационарный
    Кран неподвижно закреплён на основании, т.е. он не имеет возможности перемещения.
  • кран радиальный
    Кран имеет возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны используются на складах круглой или секторной формы.
  • кран переставной
    Кран закреплён на основании и имеет возможность перемещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную.
  • кран самоподъемный
    Кран устанавливается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения сооружения кран поднимается вверх при помощи собственных специальных механизмов. Такие краны используются при строительстве.
  • кран быстромонтируемый
    Это башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ. Применяется в стесненных условиях строительства при ограниченном пространстве для монтажа крана, эффективен при малоэтажном строительстве (до 30 м), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены.
  • кран передвижной
    Кран имеет возможность передвижения.


По степени поворота краны можно разделить на:
  • поворотный кран
    Имеет возможность вращения относительно опоры. Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более 360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º).
  • не поворотный кран
    Не имеет возможности вращения относительно опоры.


По типу грузозахватного органа краны можно разделить на:
(грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза)
  • крюковые краны
    Грузозахватным органом крана является крюк. Жто самое простейшее и старое устройство, которое широко применяется практически во всех типах кранов.
  • грейферные краны
    Грузозахватным органом крана является грейфер (грубо говоря это как ковш у экскаваторов).
  • магнитные краны
    Грузозахватным органом крана является электромагнит
  • клещевые краны
    Грузозахватным органом крана являются клещи
  • контейнерные краны
    Грузозахватным органом крана является спредер - устройство для перемещения контейнеров.
  • мульдовые кран
    Предназначен для перемещения мульд.
  • штыревой кран
    Оборудованный захватом для извлечения штырей из электролизеров.
  • литейный кран
    Оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша.


По управлению краны можно разделить на:
  • управляемые из кабины
    Все элементы управления располагаются в специальной кабине. Оператор (машинист крана) находится всё время в кабине и визуально наблюдает за происходящим процессом.
        Кабина управления может быть стационарная и передвижной.
            -  Стационарная кабина жёстко крепится на конструкции крана и относится к стационарным элементам.
            -  Передвижная кабина может перемещаться (например, вместе с тележкой крана или подниматься относительно места своей установки).
    Кабина может быть полуоткрытая (или, как её ещё называют "открытая") и закрытая.
            -  Открытые кабины кранов отличаются простотой конструкции и низкой ценой. Представляют собой рабочую платформу с ограждениями высотой не менее чем 1 метр.           Как правило, открытые кабины кранов устанавливаются в отапливаемых помещениях без вредных факторов.
            -  Закрытые кабины подходят для неотапливаемых мест, также если в воздухе присутствует большое количество пыли, вредных газов, испарений. Часто закрытые кабины кранов оборудуются системами обогрева, кондиционирования воздуха и другими дополнительными устройствами, обеспечивающими комфорт и безопасность машиниста крана.
    Несмотря на тот факт, что кабинное управление считается устаревшим, именно такая технология относится к самым безопасным и эффективным.
  • управляемые по проводному пульту управлению
    Единственный недостаток связан с кабелем, который тянется от крана к оператору: со временем он может приходить в негодность и не всегда удобен.
    Часто используют в качестве более дешёвой альтернативы радиоуправлению.
  • управляемые по радиопульту (дистанционно)
    Управление осуществляется с помощью специального пульта с радиопередатчиком.
    Радиоуправление обеспечивает более комфортную работу, оператор может занимать любое удобное место и проводить транспортировку груза более эффективно. Кроме того, повышается скорость работы крана, а также снижаются затраты на обслуживание грузоподъемного устройства. Системы удаленного управления позволяют также повысить общую безопасность на рабочей площадке, где находится кран.
            -  Кнопочные радиопульты оснащены механическими клавишами управления: для каждой из приводных систем предусмотрены отдельные клавиши. Такое решение подходит для кранов, оснащенного приводными устройствами с одним скоростным режимом работы.
    При необходимости допускается назначение на каждую из клавиш двух режимов скорости. В этом случае регулирование осуществляется специальным нажатием или иным способом.
    Пульты данного типа наиболее широко распространены.
            -  Джойстиковые радиопульты имеют многопозиционную схему управления в выборе направления движения. Джойстики удобны в использовании для кранов, имеющих несколько скоростных режимов. В такой ситуации скорость легко и быстро регулируется интенсивностью нажатия в нужную сторону.
    Для удобства управления пульты имеют специальные ремни, позволяющие удобно располагать и фиксировать их на плечах. Кроме того, такое расположение исключает возможность неправильного позиционирования при движении.
  • автоматическое управление краном
    Управление краном осуществляется с помощью компьютера и датчиков. Автоматическое управление перемещением груза позволяет повысить производительность и эффективность труда, улучшает качество процессов погрузочно-разгрузочных и монтажных работ, устранение человека от работы в условиях, требующих больших затрат ручного труда и опасных для здоровья.
  • с размещённом на самом кране пультом.
    Такие краны относительно редки. Пульт размещается на какой-либо конструкции крана, например, на колонне крана-штаблёра.

По изготовлению краны можно разделить на:
  • заводские. Эти краны выпускаются на специализированных предприятиях. И их подавляющее большинство.
  • самодельные. Эти краны, как правило, простейшие и они делаются любителями для своего использования без (или практически без) расчётов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий