Мозговой штурм (мозговая атака, метод мозгового штурма, брэйнсторминг от англ. brainstorming) — это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых невероятных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, явился знаменитый мозговой штурм, созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.
Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, "нетворческих" ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.
Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи). В то же время у каждого человека в голове существуют некие "фильтры" (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.
Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.
Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Иногда индивидуальный мозговой штурм приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.
1. Постановка проблемы.
Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована.
2. Генерация идей.
Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
3. Отбор, систематизация и оценка идей
Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю.
Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, явился знаменитый мозговой штурм, созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века.
Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. В поиске удачного решения человек действует далеко не так произвольно, как может показаться: как правило, поиск начинается с наиболее привычного, общепринятого направления. Древний инстинкт велит: действуй по аналогии, действуй, как все. И это хорошо, ибо в обычных, "нетворческих" ситуациях избавляет от необходимости лишний раз думать. Например, когда Вам нужно купить данный журнал, Вы, не испытывая творческих мук, вынимаете деньги из кармана и покупаете журнал.
Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений (перечитайте пример по водку в начале данной статьи). В то же время у каждого человека в голове существуют некие "фильтры" (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми – опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства и т.п. Если же эти фильтры убрать, то можно если и не повысить качество идей, то по крайней мере увеличить их количество.
Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.
Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:1. Постановка проблемы.
Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.
В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована.
2. Генерация идей.
Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.
3. Отбор, систематизация и оценка идей
Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю.
В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений
Часто процедуру мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.
Таким образом, мозговым штурмом назвают некое развязное совещание типа посиделок творческой интеллигенции в курилке.
ОШИБКА! Мозговой штурм – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего "Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм" по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос "куда нам поехать на выходные", а сложная профессиональная проблема).
О чем часто забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности (имеется в ввиду известная классификация творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера): придумать слоганчик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная?
Например, "разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы". Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: "Как найти спонсоров?", "Как организовать работу агитаторов?", "Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?" и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке "Как победить на выборах", то и получим в результате что-нибудь вроде "устроить государственный переворот".
Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач "в один-два хода". Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.
Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.
Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников - и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно). И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.
Чтобы выровнять участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, в первую очередь, соответствующая обстановка.
Специалисты советуют:
- погасить свет и проводить штурм при свечах
- проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00
- перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (я серьезно!)
Далее, чтобы обсуждение "завелось", как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое "психологическое выравнивание" участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной). Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: "Как звали Александра Сергеевича Пушкина?" Затем берется рублей пятьдесят – и раздается по рублю, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.
- Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Что делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает "тухнуть"? На этот случай у Ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение.
В арсенале профессионалов есть множество подобных способов.
Например, используют так называемых "провокаторов". Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: "Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!.." - опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.
Другой возможный вариант стимулирования, когда провокатор –молодая привлекательная девушка. И когда участник-мужчина выкрикивает какую-либо идею – девушка страстно восклицает: "Какой ты классный, как ты классно сказал! Какой ты умный!" и т.п.
Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.
Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
- участники, предлагающие новые варианты решения задачи
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причем как логичные, так и абсурдные.
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи записываются ведущим.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, вызывая участников по именам.
По свидетельству специалистов, один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Причем кричат примерно следующее: "Рваный башмак!..", "Телефонная будка!", "Ресторан в виде башмака!" и прочие бессвязности. Это как раз значит, что цель штурма достигается – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.
Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент угробят всю процедуру на корню.
Вспомним передачу "Что? Где? Когда?" – там "знатоки" переходят на крик; представьте себе, что было бы, если бы капитан команды предоставлял слово по очереди каждому из знатоков.
Подчеркну еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Это существенно разные вещи.
Типичная "книжная" рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Это проделывает ассистент, либо сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею: "Буклет с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!"…
ОШИБКА! Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно!
Поэтому запись "от руки" исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.
Конечно, вероятность, что из-за мозгового штурма у кого-то "поедет" крыша маловероятна, но (особенно если среди участников есть люди эмоционально неустойчивые) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния "творческого экстаза".
Допустим, штурм удачно завершен, и вы получили какое-то количество более-менее адекватных идей. Тут наступает этап критики, когда отбираются и "дожимаются" наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи. Например, идея буклета с плесенью – это, конечно, целое направление в авангардном искусстве, но для реальных целей все же неактуально, и идею приходится отложить.
Типичные ошибки мозгового штурма
- Смешение штурма и совещания
Часто процедуру мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи.
Таким образом, мозговым штурмом назвают некое развязное совещание типа посиделок творческой интеллигенции в курилке.
ОШИБКА! Мозговой штурм – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего "Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм" по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос "куда нам поехать на выходные", а сложная профессиональная проблема).
- Сложная задача не раздроблена на более простые
О чем часто забывают при решении творческих задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности (имеется в ввиду известная классификация творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера): придумать слоганчик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная?
Например, "разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы". Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: "Как найти спонсоров?", "Как организовать работу агитаторов?", "Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?" и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке "Как победить на выборах", то и получим в результате что-нибудь вроде "устроить государственный переворот".
Мозговой штурм, вероятно, эффективен при решении относительно простых задач "в один-два хода". Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи.
Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.
- Отсутствие разогрева
Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников - и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно). И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.
Чтобы выровнять участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, в первую очередь, соответствующая обстановка.
Специалисты советуют:
- погасить свет и проводить штурм при свечах
- проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00
- перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (я серьезно!)
Далее, чтобы обсуждение "завелось", как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое "психологическое выравнивание" участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной). Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: "Как звали Александра Сергеевича Пушкина?" Затем берется рублей пятьдесят – и раздается по рублю, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема.
- Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
- Отсутствие запасных ходов
Что делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает "тухнуть"? На этот случай у Ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение.
В арсенале профессионалов есть множество подобных способов.
Например, используют так называемых "провокаторов". Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: "Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!.." - опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.
Другой возможный вариант стимулирования, когда провокатор –молодая привлекательная девушка. И когда участник-мужчина выкрикивает какую-либо идею – девушка страстно восклицает: "Какой ты классный, как ты классно сказал! Какой ты умный!" и т.п.
Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.
- Группировка, отбор и оценка идей
Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
- участники, предлагающие новые варианты решения задачи
- члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов, и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма, ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи решения поставленной задачи, причем как логичные, так и абсурдные.
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются и у участников начинают возникать необычные идеи. Все идеи записываются ведущим.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
- "Пусть каждый выскажется"
В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, вызывая участников по именам.
По свидетельству специалистов, один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Причем кричат примерно следующее: "Рваный башмак!..", "Телефонная будка!", "Ресторан в виде башмака!" и прочие бессвязности. Это как раз значит, что цель штурма достигается – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации.
Так вот в данной ситуации попытки соблюдать регламент угробят всю процедуру на корню.
Вспомним передачу "Что? Где? Когда?" – там "знатоки" переходят на крик; представьте себе, что было бы, если бы капитан команды предоставлял слово по очереди каждому из знатоков.
Подчеркну еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Это существенно разные вещи.
- Ведение протокола на доске
Типичная "книжная" рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Это проделывает ассистент, либо сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею: "Буклет с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!"…
ОШИБКА! Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно!
Поэтому запись "от руки" исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.
- Не забыть "выключить" штурм
Конечно, вероятность, что из-за мозгового штурма у кого-то "поедет" крыша маловероятна, но (особенно если среди участников есть люди эмоционально неустойчивые) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния "творческого экстаза".
- Отсутствие процедуры анализа полученных идей
Допустим, штурм удачно завершен, и вы получили какое-то количество более-менее адекватных идей. Тут наступает этап критики, когда отбираются и "дожимаются" наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи. Например, идея буклета с плесенью – это, конечно, целое направление в авангардном искусстве, но для реальных целей все же неактуально, и идею приходится отложить.
Отличия хорошего мозгового штурма
- Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
- Группа может состоять из 6-12 человек. Если участников больше, есть смысл разбить их на две группы, если меньше, эффективность мозгового штурма, скорее всего, будет низкой. Пригласите в группу разных людей, не обязательно все они должны быть профессионалами в заданной теме, главное, чтобы это были яркие, интересные, энергичные люди.
- Должна вестись запись. Лучше аудио или видео.
- Если члены группы незнакомы с техникой, будет полезно вначале провести 10-минутную разогревающую сессию на простую тему (дизайн затычки для ванной), во время которой отработать "узкие места" группы.
- Перед началом мозгового штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех "на одну волну", удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
- Позволены любые идеи, даже самые нелепые и смешные. Не позволены высказывания типа "не хватит денег", "не примет начальство", "не купят потребители" и т.п.. На сессии действует полный и безоговорочный запрет на критику.
- На время штурма участники снимают с себя все должностные полномочия. Руководителю вообще лучше не присутствовать, и уж во всяком случае — не садиться во главе стола и не ставить оценок.
- Не нужно углубляться в развитие высказанной идеи, достаточно её кратко сформулировать.
- Продолжительность сессии — 20-30 минут. Желательно заканчивать сессию на всплеске активности, а не вследствие ее полного упадка.
- По окончании мозгового штурма список идей раздаётся участникам, чтобы они могли его пополнять идеями, которые часто продолжают возникать по окончании сессии.
- Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
- Классификация, развитие и оценка идей проводится позже (и иногда другой группой).
Комментариев нет:
Отправить комментарий