Самым простым способом консервирования кожевенного сырья была сушка. Она используется для сохранения шкур до начала выделки и у современных сибирских народов. Правила выполнения этой операции в разных этнографических источниках несколько различаются. Сушить шкуры необходимо, аккуратно расправив, в тени на ветру, а не на солнце. При высыхании на солнце шкуры затвердевают.
Ненцы зимой сушат шкуры в чуме, заткнув за шесты, а летом на улице. При растягивании, распрямлении шкур применяют палки. "Высохшую шкуру смазывают для размягчения содержимым оленьего желудка (оленьей или рыбьей вареной печенью, рыбьим жиром или растертой икрой), после чего сворачивают мездровой частью внутрь сначала вдоль, а затем поперек… Полученный сверток перевязывают веревкой, чтобы он не разворачивался. Смазанная шкура лежит 1-2 дня, затем ее разворачивают и производят первичную обработку с помощью специального скребка яладабць"
Ненцы зимой сушат шкуры в чуме, заткнув за шесты, а летом на улице. При растягивании, распрямлении шкур применяют палки. "Высохшую шкуру смазывают для размягчения содержимым оленьего желудка (оленьей или рыбьей вареной печенью, рыбьим жиром или растертой икрой), после чего сворачивают мездровой частью внутрь сначала вдоль, а затем поперек… Полученный сверток перевязывают веревкой, чтобы он не разворачивался. Смазанная шкура лежит 1-2 дня, затем ее разворачивают и производят первичную обработку с помощью специального скребка яладабць"
В приведенном описании не отражен процесс отмоки. Видимо, он был необходим при пересушивании шкур при их длительном хранении.
У других сибирских народов она входит в перечень необходимых приемов. Например, у камчадалов: "Все кожи, идущие на шитье шуб, например, оленьи, тюленьи, собачьи, бобровые, выделываются одним способом. Сперва мочат мездру в воде, сдирают с помощью камня, укрепленного посредине палки, оставшиеся на содранной коже мясо и жилы, намазывают жеваной квашеной или свежей икрой и затем свернув кожу топчут ее ногами до тех пор, пока мездра не провялится, затем снова скоблят и вычищают, продолжая работу до тех пор, пока мездра не станет мягкой и чистой. Якуты-оленеводы снятую шкуру сушили на солнце или жердях внутри чума, дымили, скоблили, смачивали мездру водой и намазывали вареной растертой или разжеванной оленьей печенью, хранили в свернутом виде в теплом месте 10-12 часов. Затем снова скоблили (скребком с зубцами), дымили, разминали железным скобелем – мялкой с двумя ручками. "
Наиболее распространенным орудием для снятия мездры у ненцев был каменный круглый или железный подпрямоугольный или S-образный скребок, вставленный в длинную деревянную оправу с двумя рукоятями. Таким двуручным скребком шкуру обрабатывали несколько раз после ее повторного смазывания и хранения в свернутом виде. Окончательная отделка шкуры производилась (и производится в настоящее время) с помощью особого снаряда, состоящего из куска косы, вставленной в деревянную оправу.
Для выделки шкуры, пригодной для пошива одежды или покрышки чума, ее после грубого мездрения промывали, а затем дубили веществами растительного или животного происхождения (разжеванной печенью, рыбьим жиром или икрой). Для выделки кожи на упряжь, ремни, веревки ненцы клали шкуру на несколько дней в воду. У других сибирских народов известны и такие способы подготовки шкуры к снятию волоса, как копчение, смачивание, распаривание. Вряд ли технология обработки кожевенного сырья у населения Ямала в XI-XII в была более сложной, чем в XIX-ХХ вв. После ослабления связи волосяной луковицы с кожей волос либо выщипывали руками, либо сгоняли (соскребали) скребками.
Наиболее распространенным орудием для снятия мездры у ненцев был каменный круглый или железный подпрямоугольный или S-образный скребок, вставленный в длинную деревянную оправу с двумя рукоятями. Таким двуручным скребком шкуру обрабатывали несколько раз после ее повторного смазывания и хранения в свернутом виде. Окончательная отделка шкуры производилась (и производится в настоящее время) с помощью особого снаряда, состоящего из куска косы, вставленной в деревянную оправу.
Для выделки шкуры, пригодной для пошива одежды или покрышки чума, ее после грубого мездрения промывали, а затем дубили веществами растительного или животного происхождения (разжеванной печенью, рыбьим жиром или икрой). Для выделки кожи на упряжь, ремни, веревки ненцы клали шкуру на несколько дней в воду. У других сибирских народов известны и такие способы подготовки шкуры к снятию волоса, как копчение, смачивание, распаривание. Вряд ли технология обработки кожевенного сырья у населения Ямала в XI-XII в была более сложной, чем в XIX-ХХ вв. После ослабления связи волосяной луковицы с кожей волос либо выщипывали руками, либо сгоняли (соскребали) скребками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий