вторник, 7 августа 2018 г.

Бортовые аэронавигационные огни самолета (БАНО)

Отредактировано 16.09.2023


Любой самолет оснащается бортовыми аэронавигационными и габаритными огнями, мигающими (импульсными) огнями. Это оборудование помогает предотвратить столкновение летательных аппаратов, особенно возле аэропортов, за счет ярко мигающих световых вспышек.

Бортовые огни самолета устанавливаются в соответствии с требованиями международных норм и правил. В то же время на пассажирских самолетах стараются размещать импульсные огни так, чтобы уменьшить отражение от вспышек света на крыльях, создающее у пассажиров впечатление пожара.


Функции внешнего светотехнического оборудования самолета:
  • освещение рулевых дорожек и ВПП
  • освещение воздухозаборников и передних кромок крыла
  • освещение эмблемы на хвостовом оперении
  • обеспечение светового обозначения летательного аппарата в воздухе
  • световая сигнализация на дальние расстояния для предотвращения столкновения


Схема размещения бортовых огней на пассажирских самолетах

На разных самолётах у разных авиаперевозчиков бортовые огни могут быть расположены немного по разному, но в целом принципы освещения всех самолетов совпадают и примеры приведён на изображении ниже.

Бортовые аэронавигационные огни самолета

А вот как бортовые огни на самолёте выглядят в реальности
Бортовые огни самолёта


На пассажирских самолетах импульсные огни стараются размещать таким образом, чтобы не было сильного отражения вспышек света на крыльях, которое вызывает у пассажиров версию о пожаре.
  • Для освещения ВПП во время посадки и взлета спереди фюзеляжа установлены две выдвижные фары, освещающие поворот с ВПП.
  • За освещение воздухозаборников и передних кромок крыла отвечают две фары, расположенные на фюзеляже. Подсвечивание эмблемы осуществляется за счет двух фар на стабилизаторе.
  • Белые хвостовые аэронавигационные огни размещаются на задних кромках правой и левой плоскостей. Навигационные огни работают в полете в стандартном режиме правой и левой консолей. На земле в положении выпущенного шасси огни в автоматическом режиме переключаются на свет меньшей мощности.
  • В нижней и верхней частях фюзеляжа располагаются световые маяки, которые имеют ступенчатую регулировку силы света и бесцветные светофильтры.

Навигационные огни самолёта

Все самолеты оснащены постоянно горящими огнями на передней кромке оконцовки крыла. Если смотреть как пилот, то на правой законцовке крыла горит зеленый, в то время как на левой законцовке крыла красный.

Разница цвета позволяет стороннему наблюдателю (например, другому пилоту) определить в каком направлении летит самолет. Естественно, максимальная польза от них в темное время суток.
Существует такое мнемоническое правило для запоминания таких огней "Справа сидит второй неопытный (зелёный) еще пилот, а справа сидит злой (красный) на него капитан".


Навигационные белые огни самолёта

В дополнение к красным и зеленым огням, большинство самолетов оснащено также белыми навигационными огнями. Большие самолеты, в частности, обычно имеют белые огни на задних кромках законцовок крыльев. Эти огни могут быть расположены вдоль заднего края горизонтального оперения.

Другим популярным местом является одной из самых задней части фюзеляжа и в верхней части вертикального оперения. На самолетах малой авиации белые огни расположены на оси фюзеляжа сзади.


Огни самолёта против столкновения

Две красные фары находятся снизу и сверху фюзеляжа. Мигание осуществляется за счет вращения отражателя вокруг лампы. Эти огни включаются после запуска двигателя и выключаются после остановки.
Маячки позволяют служить в качестве меры предупреждения для персонала наземного обслуживания, пока двигатели работают.


Стробы (Проблесковые огни) на самолёте

Высокая интенсивность вспышек, вспышки белого цвета света расположены на каждой законцовке крыла. Большинство маленьких самолетов оснащено только одним стробом, который расположен сзади красного или зеленого света навигации. Большие самолеты могут быть оснащены дополнительной вспышки на задней кромке. Этот мигающий свет очень яркий и предназначен, чтобы привлечь внимание во время полета.

Стробы могут быть включены на взлетно-посадочной полосе и во время движения по полосе, чтобы сделать самолет более заметным.

Подсветка логотипа самолёта

Эти огни не обязательные, но используются для подсветки логотипов: это не только для рекламы авиакомпании, но и позволяет сделать самолет более заметным.

Эти огни расположены на поверхности или на концах горизонтального оперения.


Подсветка крыла самолёта

Многие самолеты имеют подсветку передней кромки крыла и пилона двигателя в полете. Эти огни могут использоваться для того, что бы сделать более заметным самолет во время взлета и посадки а также для того, что бы видеть состояние передней кромки во время полета через облака и оценить степень обледенения.


Подсветка рулежки самолёта

Яркий белый огонь находится на носовой стойке шасси. Этот свет, как правило, включен, когда самолет двигается на земле, во время руления, взлета и посадки.


Посадочный свет самолёта

Яркий белые огни, как правило, светят по ходу движения - для лучшей видимости при заходе на посадку. Эти огни могут быть также использованы для освещения взлетно-посадочной полосы в плохо освещенных аэропортах. Они являются обязательными для ночных посадок, а также широко используется в течение дня, а чтобы сделать самолет более заметным.

Посадочные огни могут быть расположены в корневая часть крыла, в подвесных крылом, и не где-то вдоль передней части фюзеляжа.


Передние поворотные огни самолёта

Как правило, расположены в передней кромке корня крыла, эти яркие белые лампы предназначены для освещения пути во время поворотов самолета при движении по земле. Они выключаются при выходе на или съезда с взлетно-посадочной полосы.

Эти огни являются наиболее полезными при плохом освещении аэропортов, но, как правило, не являются обязательными.


Схема размещения бортовых аэронавигационных огней на военных самолетах

Бортовые аэронавигационные огни самолета
Наружное освещение военного самолета (пример): 1 - фара, подсвечивающая заправочную штангу-топливоприемник и конус самолета-заправщика при дозаправке топливом в воздухе; 2 -  фары, освещающая в условиях плохой видимости ВПП и рулежную дорожку; 3 -  аэронавигационные огни; 4 - проблесковые огни; 5 - огни 5, расположенные в форме аэродромного знака "Т"


Общие правила для бортовых аэронавигационных огней


Навигационные огни

Передние аэронавигационные огни должны быть красного и зеленого цветов свечения и размещаться в поперечной плоскости как можно дальше друг от друга и в передней части самолета так, чтобы, когда самолет находится в нормальном полетном положении, красный огонь располагался на левой, а зеленый - на правой стороне самолета. Каждый огонь должен быть утвержденного типа.
Задний аэронавигационный огонь должен быть белого цвета свечения и устанавливаться как можно дальше на хвосте или на каждой законцовке крыла и быть утвержденного типа.
  • правая консоль, передняя кромка на законцовке - зеленый
  • левая консоль, передняя кромка на законцовке - красный
  • крайняя задняя точка руддера - белый
Режим работы непрерывный.

В результате можно легко понять куда летит самолёт.
Как понять куда летит самолёт


Стробы

Левое крыло, на законцовке снизу - белый
Режим работы: строб, ~500 мс не горит, ~50-100 мс горит

Вращающийся маяк

На верхней точке киля - красный
Режим работы: строб, ~300 мс не горит, ~50-70 мс горит

Taxi - фонарь

На носу, смотрит вниз как ближний свет авто, цвет белый, узконаправленный

Посадочные фонари

На консолях, в районе 1/3 размаха. Смотрят как дальний свет авто. Узконаправленные, белые фары.
Их количество и расположение не регламентируется, могут быть и на передней стойке, и в застекленной нише носового обтекателя, и выпускаться под фюзеляжем и плоскостями. Мощность лампы-фары в СССР была 500 и 1000 Вт.

2 комментария: