Лигерад (нем. liegerad; другое название — "рикамбент") — лежачий велосипед, позволяющий велосипедисту ехать полулёжа или лёжа на спине, в редких случаях — на животе.
Другими преимуществами лигерадов является комфортабельность, отсутствие нагрузки на спину, меньшая вероятность развития импотенции у мужчин, безопасность головы при авариях.
Лигерады, как правило, быстрее обычных велосипедов из-за лучшей обтекаемости, и по этой причине их не допускают на соревнования, проводя специальные соревнования для лигерадов.
Впервые лигерад был использован на международных соревнованиях в 1933 году, но в 1934 году Международный союз велосипедистов запретил участие в велогонках на любой велотехнике, которая отличается конструкцией от стандартного велосипеда. По состоянию на 2012 год часовой рекорд для стримлайнеров (лигерадов в полном обтекателе) составляет 91 км 595 м, для лигерадов без обтекателей — 52 км 074 м. Для стандартных спортивных велосипедов — 54 км 526 м (по состоянию на июль 2015 года)
Недостатками являются большой вес и размеры, высокая стоимость, медленный поворот и более трудная езда в гору (велосипедист не может встать на педали, чтобы давить на них всем своим весом). Последнее утверждение весьма спорно, так как используя упор спины в сиденье можно прилагать к педалям усилие даже превышающее вес велосипедиста.
Рама
Рама лигерада изготавливается из круглых или квадратных труб с различным сечением и прочностью, в зависимости от предназначения велосипеда и совершенства его конструкции. Легированная сталь, алюминиевые и титановые сплавы, углепластик, а также авиационная фанера — часто используемые материалы для изготовления современного лежачего велосипеда. Большинство лигерадов имеют хребтовую раму, хотя иногда встречаются и пространственные.Обтекатели
Лигерад может оснащаться полностью закрытым или частичными обтекателями. Полностью капотированный лигерад называется стримлайнером. Обтекатели, как правило, делаются съёмными и могут устанавливаться на большинство лигерадов. В заднем обтекателе часто оборудуют небольшой багажник. В качестве типичных материалов для обтекателя используют стеклопластик, алюминиевые сплавы, карбон, кевлар, фанеру или непромокаемую ткань, натянутую на каркас.Стримлайнер (полностью капотированный лигерад) |
Привод
Лежачий велосипед может иметь ножной или ручной привод.
Привод может осуществляться на переднее или заднее колесо.
На ведущее колесо крутящий момент может передаваться с помощью цепи, ремня, карданного вала или стальных (кевларовых) тросиков.
С точки зрения движения ног (рук) веломобилиста, привод веломобиля может быть круговым, эллиптическим или линейным. На некоторые лигерады устанавливают вспомогательный электродвигатель.
Система переключения передач
Лигерад оснащается, как правило, классическим или планетарным переключателем скоростей, однако могут также устанавливаться велосипедные вариаторы такие, как "NuVinci N360" или вариатор Б. Фролова.Привод лигерада
Задний привод
Задний привод — заднее колесо является ведущим. Часто используются направляющие ролики, пластиковые трубки или промежуточные валы, что вызвано необходимостью гасить колебания длинной цепи.Заднеприводной серийный лигерад "Фантом" фирмы Traix Cycles |
Передний привод с подвижной кареткой
Передний привод с подвижной кареткой — переднее колесо является ведущим.
Преимуществами такого привода являются высокая эффективность и надёжность.
Недостатками — влияние педалирования на управление лигерада.
Чувствительность управления зависит от угла установки передней вилки, ширины и формы руля, расстояния от руля до педальной каретки, а также от высоты сиденья относительно педальной каретки. Оптимальным углом установки передней вилки при такой компоновке считается 45 градусов.
Передний привод с неподвижной кареткой
Передний привод с неподвижной кареткой — переднее колесо является ведущим. Такой привод обеспечивает свободу в выборе расположения сиденья и позволяет сделать лигерад складным.
Педаллирование, в отличие от привода с подвижной кареткой, на управление лигерада не влияет.
Угол поворота руля относительно небольшой и ограничивается эластичностью цепи.
Колёсная база лигерада
Короткая колёсная база (ККБ)
Короткобазный лигерад. Переднее колесо находится позади педальной каретки. Часто используются 20" колёса.
Короткобазные лигерады более манёвренные и компактные. Главным недостатком такой компоновки является пересечение цепи с передним колесом. Чтобы не допустить трения цепи об переднее колесо или вилку, цепь устанавливают через один или два направляющих ролика, что позволяет надёжно передавать крутящий момент на ведущее колесо, но снижает эффективность привода.
Средняя колёсная база (СКБ)
Среднебазный лигерад. Как правило, используются 24" или 26" колёса. Сиденье устанавливается ближе к заднему колесу или над ним для уменьшения колёсной базы.
Длинная колёсная база (ДКБ)
Длиннобазный лигерад. Педальная каретка находится позади переднего колеса. Переднее колесо, как правило, меньше заднего.
Преимуществами длиннобазных лигерадов являются низкая высота педальной каретки и прямая линия цепи.
Недостатки такой компоновки — плохое распределение веса, с сильным смещением центра масс назад. Также из-за большой длины существенно ухудшается манёвренность, однако, по сравнению с короткобазными лигерадами, повышается устойчивость на высоких скоростях.
Посадка
Высокая посадка
Миденье велосипедиста находится на расстоянии вытянутой ноги от земли.
Лигерад с такой посадкой даёт хорошую обзорность. Используются 26" и 28" колёса.
Средняя посадка
Сиденье велосипедиста находится на расстоянии согнутой ноги от земли.
Лигерад с такой посадкой обеспечивает хороший компромисс между обзорностью и обтекаемостью. Используются колёса разных размеров.
Низкая посадка
Сиденье велосипедиста находится на расстоянии 15-20 см от земли.
Лигерад с такой посадкой обеспечивает минимальную фронтальную площадь, что выгодно с точки зрения аэродинамики. Однако такой лежачий велосипед малозаметен на дороге, и его не следует использовать на оживлённых дорогах. Используются колёса разных размеров, либо одинаковые 20" колёса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий