воскресенье, 18 июля 2021 г.

Спидометр для катера (лодки)

На катере (лодке) бывает нужно определить скорость. Если вас и вы умеете то можно использовать лаг. Но это очень не удобно и позволяет определять скорость только в конкретное время. В этом случае на помощь приходит спидометр. Но его устройство более сложно чем у спидометра используемого на суше.


Датчики для спидометра катера

Спидометры для катеров и лодок состоят из двух частей: датчика (от которого напрямую зависит точность показаний) и прибора, который отображает показания в цифровом или аналоговом (стрелками) виде.

Методы получения данных скорости у датчиков отличаются, от сюда и их конструктивные различия и точность измерения.


Датчик для спидометра катера с крыльчаткой

Спидометр для катера (лодки)
Датчик с крыльчаткой крепится обычно на транец (место где крепится лодочный мотор).

На крыльчатке крепится магнит, а в самом корпусе установлен геркон. При движении катера крыльчатка, которая погружена в воду, приводится в движение (начинает крутится) и, во время прохождения мимо геркона магнита, вызывает импульсы. Эти импульсы уже и переводятся в показания скорости движения.

В таком случае спидометр отображает скорость катера только относительно воды. Соответственно если катер идёт против течения, то ваша реальная скорость будет ниже, если по течению - то выше.

Датчик с крыльчаткой сейчас встречается редко, как правило не небльших катерах и лодках. Это вызвано тем что у датчика предел измерения скорости достаточно низкий и с повышением скорости их точность сильно падают.... А на больших скоростях они могут вообще показывать абсолютно не реальные значения.


Трубка Пито как датчик для спидометра катера

Измерение скорости осуществляется с помощью трубки Пито, которая крепится по направлению движения катера (лодки). По факту спидометр Пито - это просто манометр. 

С изменением скорости катера изменяется оказываемое на трубку Пито давление из-за набегающего потока (давления) воды. В свою очередь набегающий поток воды давит через трубку на шланг и сжимает воздух внутри прибора. В итоге чем выше давление тем выше скорость.
Спидометр с трубкой Пито


Показания скорости на спидометре от трубки Пито можно выразить по формуле:
Показания скорости от трубки Пито
где:
      P - давление манометра в кгс/кв.см.



Такие датчики сегодня достаточно хорошо распространены сегодня, т.к. в них отсутствуют какие либо движущиеся части, они более надежны. И многие подвесные лодочные моторы уже с завода оснащаются такими датчиками. А выглядит это как маленькая дырочка (внутренний диаметр трубки составляет примерно 2 мм).
Датчик для спидометра катера с манометром
Входное отверстие трубки Пито на катере


Но у этого датчика есть и свой минус - это не высокая точность измерения. Также давление в трубке Пито может быть большим (если ваш катер сможет развить большую скорость), соответственно шланги нужно крепить хомутами. Воды в шланге не должно быть. И не допускается никаких перегибов или резких изгибов шланга.
Т.к. трубка Пито крепится по направлению движения катера, то она постоянно будет забиваться мусором, песком и т.п.


"Спутниковый" спидометр для катера

Для измерения скорости можно использовать спидометр, который работает по показаниям спутниковой системы навигации (GPS, ГЛОНАСС). Можно не приобретать специальный спидометр, а использовать обычный спутниковый навигатор для туристов или в смартфоне (стоит лишь убедиться в их водонепроницаемости).

Такие спидометры можно ставить куда вам угодно, они не ржавеют, точно работают на разных скоростях. В недостаток можно записать то, что такой спидометр требует наличие электропитания (от аккумуляторов или бортовой сети).


На мой взгляд это лучший вариант.

Комментариев нет:

Отправить комментарий