Карандаш – инструмент, представляющий собой оправу в виде стержня с сердцевиной, которая оставляет стойкий след при трении о различные поверхности.
Карандаш используется для письма, рисования, черчения, маркировки, разметки и т.п.
Карандаш пишет на многих поверхностях, даже частично загрязнённых, с грубой фактурой, или, наоборот, гладкой, влажных и т.д. Также карандаш пишет в любом положении (даже на потолке). Поэтому в некоторых случаях карандаш предпочтительнее ручек.
СОДЕРЖАНИЕ
Устройство карандаша
Одноразовые (обычные) карандаши
Механические (цанговые) карандаши
Сегментный карандаш
Простой карандаш (графитный карандаш)
Твёрдость карандаша
Строительный (столярный) карандаш
Цветные карандаши
Химический (копировальный) карандаш
Аксессуары для карандаша
Устройство карандаша
- из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), который обычно называется "грифель".
- оправы, которая может быть деревянной, пластиковой или металлической. Оправа служит для удобного удержания карандаша в руках.
Иногда на обратном конце карандаша находится ластик. Но лучше приобрести отдельный ластик.
Строительные карандаши имеют овальное или прямоугольное со скошенными углами сечение оправы и плоский грифель.
Одноразовые (обычные) карандаши
Большинство карандашей одноразовые. Они имеют плотное соединение оправы и пишущего материала, из-за чего для оголения пишущего материала необходимо применение точилки или убирание оправы вручную (обычно это делается ножом).
Одноразовые карандаши делают из пластмассы или дерева, из-за чего они очень лёгкие. И обычно их длина лежит в пределах 175-190 мм.
Пластиковые карандаши производятся путем экструдирования (продавливания вязкого расплава материала через формующее отверстие) без добавления древесины. Они более пластичны и при поломке не образуют острые края, о которые можно пораниться.
Деревянные карандаши обычно делаются из дерева, и от того, насколько качественное это дерево зависит комфорт от использования изделия. Раньше в основном использовали вирджинский или красный кедр, из рода можжевеловых, но эта древесина стоит достаточно дорого, поэтому производители предпочли калифорнийский кедр. В нынешнее время используют также ольху, сибирский кедр и липу. России выгодно использовать липу и ольху, так как их в нашей стране много. Ольха не очень прочная, но зато без сучков и равномерной структурой. А из липы делают изделия разной цены, как дорогие, так и дешевые, потому что она полностью соответствует стандартам: обладает наиболее подходящей плотностью, отлично удерживает внутри грифель. Кедр тоже используют, но в России изготавливают карандаши из тех деревьев, которые уже не дают орехи, а не из молодых.
Грифель обычного карандаша можно заточить в зависимости от задачи. Например, заточить его остро. При такой заточке кончиком карандаша можно проработать тончайшие детали рисунка, а боковой поверхностью грифеля (той частью, которая уже освобождена от деревянной оболочки) можно накладывать тон на большие участки рисунка. Или же заточить грифель лопаточкой. В этом случае за тонирование больших участков будет отвечать широкая часть, а за прорисовку деталей – тонкая. Другими словами, затачивая грифель карандаша по-разному или наклоняя его под разным углом, можно получать линии разной ширины. А можно и вообще не точить карандаш, а оставить его тупым. Это позволит сделать набросок или эскиз гораздо быстрее.
Механические (цанговые) карандаши
В многоразовых карандашах грифель по мере письма можно выдвигать и точить его не надо. А когда грифель закончится его можно заменить. Также с помощью такого карандаша удобно прорисовывать очень тонкие линии. Благодаря этому он получил широкое распространение.
Существуют несколько вариантов выдвижения грифеля:
- нажатием кнопки - грифель выпускается из корпуса нажатием на кнопку, которая находится на противоположном от грифеля конце корпуса карандаша. Это самый распространённый вариант.
Но есть модели в которых кнопка располагается сбоку на корпусе рядом с областью обхвата. В таком случае стержень подается практически без отрыва от письма/рисования. - встряхиванием карандаша - при встряхивании спрятанный в корпусе противовес воздействует на кнопку и грифель выходит наружу. По сути, это та же нажимная система с кнопкой (как описано выше), только убранная внутрь карандаша.
- винтовым механизмом - грифель выпускается или убирается из корпусом поворотом части оправы карандаша. Это позволяет отрегулировать длину грифеля до долей миллиметра. Правда, одной рукой и не отвлекаясь от работы, выполнить эту операцию затруднительно.
- сгибанием или надавливанием на оправу - этим приводится в действие механизм выдвижения грифеля.
- автоматическая непрерывная подача - во время работы карандашом под давлением грифеля к бумаге от прикосновения зажим системы подачи приоткрывается и выпускает грифель наружу на комфортную для работы длину. Таким образом обеспечивается непрерывное письмо.
Механические карандаши имеют различную фиксированную толщину грифеля: 0,2 мм, 0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм, 2 мм (в этом случае грифель можно вытащить из обычного карандаша), 3.15 мм, 5.6 мм
Некоторые производят деление карандашей на "цанговые" (со стержнями от 2 мм и более) и "механические" (со стержнями от 1 мм и менее). Но все типы механических карандашей являются цанговыми, т.к. используют цангу для фиксации пишущего стержня. Разница лишь в том, что у карандашей с автоматической подачей стержня (те которые считаются механическими) цанга скрыта внутри корпуса и не видна.
У механических карандашей маленький диапазон градации твердости/мягкости грифеля. Обычно он варьируется в пределах от 2H до 2B (редко можно встретить грифели 3H, 4H, 3B и 4B).
Чтобы механический карандаш было удобнее держать в руках и пальцы не соскальзывали во время работы, производители особое внимание уделяют грип-секции (месту хвата): ставят на нее прорезиненные накладки, делают специальные выемки под пальцы, делают какие-либо насечки.
Пишущий узел (та часть, из которой выходит грифель) в некоторых моделях механических карандашей можно убрать внутрь корпуса. Это нужно чтобы не порвать острым кончиком карман пиджака или рубашки.
В большинстве механических карандашей дописать грифель до конца нельзя: зажим, который его удерживает и позволяет выдвигать, находится примерно на сантиметр выше кончика карандаша. Но есть карандаши с системой двойного сцепления, в которых второй зажим находится ниже первого и он удерживает даже ставший уже очень коротким грифель и не позволяет ему выпасть из карандаша. При этом новый грифель движется вслед за старым и проталкивает его вперед.
Есть карандаши (например, Kuru-Toga) грифель у которых во время писание вращается. Каждый раз при надавливании грифелем на бумагу – грифель выдвигается и поворачивается вокруг своей оси. Считается что благодаря этому он равномерно стачивается со всех сторон и обеспечивает непрерывную автоматическую заточку и постоянную ширину линии. Но такая конструкция на карандашах не всегда работает (сужу по отзывам в интернете) плюс усложняет конструкцию, что сказывается на цене этого карандаша.
Сегментный карандаш
Сегментный карандаш является является чем-то средним между обычным и механическим карандашом. Они отличаются тонким начертанием, но при этом сохраняют прочность и экономичный расход.
Сегментный карандаш представляет собой пластиковый корпус, в который вставлены наконечники (как правило, их 11), которые заточены и готовы к использованию. Когда один из наконечников исписался вы просто вынимаете его и вставляете сверху, тем самым продавливая в начало карандаша следующий наконечник с новым грифелем.
Вверху - сегментный карандаш Внизу - наконечник |
Простой карандаш (графитный карандаш)
Простые (графитные) карандаши являются один из самых универсальных пишущих инструментов, который для рисования, ведения записей, чертежных работ и т.п. Обычно именно его имеют ввиду когда говорят слово "карандаш".
В качестве стираемого грифеля у простых карандашей применяется графит (откуда и пошло название "графитный"). Он при трении оставляет серый след с черным или более светлым оттенком.
Простые карандаши пишут черным или серым цветом и могут стираться ластиком. Бывают одноразовыми или механическими.
Твёрдость карандаша
Пишущие качества простого карандаша в первую очередь зависят от ширины и твердости грифеля. Чем он мягче, тем более широкий, темный и заметный след от него остается. На каждый графитовый карандаш наносится маркировка твердости, которая в разных странах различная.
Российские карандаши обычно применяются имеют маркировку:
- Т – твердый
- М – мягкий
- ТМ – твердо-мягкий
Европейские карандаши имеют маркировку:
- B – мягкий
- H – твердый
- HB – твердо-мягкий
- F – средний тон между HB и H
В США для обозначения твёрдости грифеля карандашей используют номера. Сравнение этих номеров с европейской/российской системами дана ниже.
Различная твёрдость карандаша в США/Европе/России |
При этом каждый тип твердости (насчёт США я не знаю так ли это) может дополняться цифрами перед буквой. Чем выше ее значение, тем мягче карандаш. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H.
В России, примеру, по ГОСТу карандаши должны выпускаться следующих степеней твердости: 6М, 5М, 4М, 3М, 2М, М, ТМ, СТ, Т, 2Т, 3Т, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т.
В России, примеру, по ГОСТу карандаши должны выпускаться следующих степеней твердости: 6М, 5М, 4М, 3М, 2М, М, ТМ, СТ, Т, 2Т, 3Т, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т.
Пример градации цвета в зависимости от степени твердости карандаша |
Если посмотреть изображение выше то можно увидеть что чем твёрже карандаш, тем более бледную линию он выдает, а чем он мягче, тем более темный, насыщенный тон можно получить с его помощью. Поэтому ими вполне возможно создать полноценную картину с многочисленными переходами тона от бликов до плотных, черных теней.
Тем не менее самыми распространенными по своим характеристикам являются карандаши с маркировкой ТМ (HB №2).
Иногда можно встретить вот такой совет: чем выше температура, тем мягче пишет карандаш, поэтому в жару берем 3Т (H), 4Т (H), и даже больше. Соответственно, чем холоднее, тем мягче должен быть карандаш, а при минусе берем 2М (B) и мягче.
Строительный (столярный) карандаш
Строительный карандаш используют для нанесения отметок на различных поверхностях.По сравнению с обычным карандашом столярный должен иметь жесткий и толстый грифель.
Обычно строительный карандаш выполняется овальной формы: так карандаш не скатится даже с немного наклонной поверхности и карандаш можно спокойно сделать более широким.
Иногда грифель столярных карандашей бывают двух цветов (с разных сторон разного цвета), что позволяет использовать карандаш для нанесения разметки на разных по цвету поверхностях.
Обычно строительные карандаши окрашиваются в яркие, выделяющиеся цвета. Это делается для того, что бы он был более заметен на фоне других предметов, и время его поиска заметно сокращается.
Цветные карандаши
Цветные карандаши обычно используются только в творчестве.
Сердечник цветных карандашей оставляет плохо стираемый (иногда вообще не стираемый) след.
Обычно цветные карандаши продаются наборами, включающими различные цвета. В набор может входить от 4 до 100 штук. Обычно ребёнку хватает 6-12 цветов, но для творчества нужно больше вариантов.
К цветным относят карандаши из следующих материалов:
- каолиновые. Это карандаши, стержень которых состоит из каолиновой глины, подкрашенной пигментом. Он достаточно твердый, к тому же оставляет не слишком яркий цвет. Поэтому такими карандашами обычно пользуются только начинающие художники и дети.
Чтобы легко рисовать цветными карандаши, надо подобрать бумагу средней структуры – и не слишком гладкую и не шершавую.
Именно их имею ввиду большинство людей, когда говорят "цветные карандаши".
Их главный плюс - небольшая цена.
Карандаши у разных производителей отличаются яркостью, стойкостью пигмента, твёрдостью, удобством. А какая либо маркировка отсутствует. Поэтому особенности конкретных каолиновых карандашей можно установить только попробовав с ними работать. - угольные. Имеют грифель из древесного угля. Ими рисуют пейзажи, портреты и натюрморты.
Угольные карандаши могут представлять собой просто пишущий стержень или оснащается деревянной оправой. Все они пишут только черным цветом различной глубины. Твердость их грифеля маркируется буквами "В" и "H". К маркировке могут быть добавлены цифры 2 или 3.
Уголь хорошо ложится на шероховатую бумагу, а с гладкой он осыпается.
Специфика использования угольных карандашей предусматривает параллельное применение специальных растушевок. Они позволяют растирать прорисовку, проявляя тонкие элементы рисунка. После завершения рисования, чтобы сохранить рисунок, его требуется покрыть лаком, т.к. иначе уголь постепенно осыпется.
Некоторые производители предлагают цветные угольные карандаши. Их рабочие качества сильно отличаются от обычного черного грифеля, так как в них содержатся добавки. В связи с этим популярность таких карандашей не слишком велика. - пастельные. Это карандаши, сердцевина которых сделана из пастели, такой же, как и мелков для рисования. Она представляет собой стержень, спрессованный из цветного пигмента с мелом, маслом или воском. Такой карандаш оставляет за собой весьма специфический след, достаточно неоднородный. Поэтому таким карандашом пользуются исключительно только для рисования. Для разметки и различных записей он не пригоден.
Рисовальные качества пастельных карандашей отличаются, так как сам стержень может быть изготовлен из разных материалов. Он бывает сухой, оставляющий еле заметный след, или мягкий, очень быстро стирающийся. Специфика этих карандашей в том, что их рисунок может отпечатываться на прилегающих к нему поверхностях. В связи с этим его нужно закреплять лаком. - акварельные. Внешне похожи на каолиновые. Особенность этих карандашей заключается в высокой мягкости грифеля. Кроме этого он оставляет очень насыщенный яркий глубокий цвет. Благодаря этому, такие карандаши используют профессиональные художники для рисования.
На них отсутствует маркировка твердости.
Чтобы добиться максимальной яркости, надо накладывать толстый слой штрихов.
Остро затачивать акварельные карандаши не стоит, т.к. острый пишущий материал может прорвать мокрую бумагу.
Важным отличием акварельного грифеля является его водорастворимость. Оставленный им след на бумаге можно размочить мокрой кисточкой, добившись аналогичного эффекта, как при использовании акварельной краски.
Также с этим карандашом применяется техника мокрого листа. Для этого поверхность бумаги сначала смачивается водой, после чего на нее наносится рисунок. Линии от грифеля в таком случае получаются более широкими и однородными.
Качественные акварельные карандаши содержат в составе специальные добавки, которые делают рисунок водостойким после первого намокания. То есть первый раз рисунок можно замыть, но потом он становится несмываемым. - восковые (жировые). Представляют собой мелок подобно пастели без оправки. Они состоят из полимерного воска, смешанного с пигментом. Такой карандаш способен оставлять след на разных поверхностях, даже достаточно гладких (стекло и т.п.). На холоде рисует плохо. Обычно ими пользуются дети, возможности такого карандаша для "серьезных" рисунков обычно недостаточны.
Более высокими пишущими качествами обладают восковые карандаши с добавлением масла. Он мягче, поэтому след от него более широкий и насыщенный. Его можно использовать, чтобы рисовать на плитке, камне стеклу, а также традиционных поверхностях.
Химический (копировальный) карандаш
Это обычный карандаш, у которого в пишущий элемент (графит) добавлен краситель.
Химический карандаш чертит как обычный карандаш, но если грифель увлажнить (можно увлажнить и бумагу с уже начерченным) то частички красителя растворяются и окрашивают начерченное в синий цвет, который также и не стирается.
Копировальным он назывался потому, что к написанному им можно было прижать прессом увлажненную бумагу - на ней останется зеркальный след от написанного.
Аксессуары для карандаша
Для одноразовых (деревянных) карандашей в продаже имеются различные аксессуары. Вот некоторые из них:- удлинитель – применяется когда карандаш сточился настолько, что его уже неудобно держать в руке, но грифель в нём еще остался. Если выбрасывать незакончившийся карандаш жалко - удлинитель поможет продлить его жизнь.
- колпачок - защищает открытую часть грифеля от поломки, особенно во время транспортировки. В некоторых колпачки выполняются в виде ластики.
- накладка под пальцы - сделает карандаш более "ухватистым" и так же, как и грани корпуса, не даст ему скатиться со стола. Обычно она выполняется из резины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий