среда, 4 января 2023 г.

Установка рации в автомобиль

Ниже даны советы, которые пригодятся при установке рации в автомобиль.
  1. Сначала надо просто выбрать радиостанцию и подходящую к ней антенну. Скорее всего вам подойдет Си-Би радиостанция. Если же использовать другой диапазон то в большинстве случаев вам надо будет получать категорию радиолюбителя. Но и шансов с кем-то связаться будет меньше.
  2. Установка радиостанции
    • Радиостанция устанавливается в машине с учётом того, чтобы она не мешала и не отвлекала от управления автомобилем. Чаще всего их устанавливают в гнездо приемника, между передними сиденьями (сбоку водительского сиденья), на панели приборов, а в грузовиках рация устанавливается над стеклом.
    • При установке рации стоит стоит не забывать о том, что задняя панель рации должна вентилироваться. А панель с динамиком нельзя прижимать, чтобы не заглушить звук.
    • Перед подключением питания к рации отключите аккумулятор автомобиля.
    • Чёрный провод от рации (имеет маркировку "минус") присоединить к "массе" автомобиля: желательно с винта или болта с полноценной резьбой непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове. При этом минусовой провод должен быть минимально удобной длины.
      Красный провод от рации (имеет маркировку "плюс") напрямую к блоку предохранителей... или к аккумулятору (что обычно и советуют, т.к. длина проводов так меньше, что может повлиять на работу рации).
    • Если планируете рацию снимать то лучше подключать её через разъём прикуривателя. При этом использование разветвителя (например, на 3 разъёма прикуривателя) не желательна.
      Но учтите что такой способ не всеми приветсвуется.
    • Если у вас рация подключается напрямую к аккумулятору то обязательно поставьте предохранитель.
    • Для того чтобы радиостанция выключалась автоматически при выключении зажигания нужно подключить кабель питания к контактам замка зажигания... Конечно же через предохранитель.
    • Не забудьте продумать где будете крепить тангенту (манипулятор) радиостанции. И, при необходимости, поставить в этом месте крепление.
  3. Установите антенну
    • Антенны на магнитном основании удобны: её можно легко спрятать внутрь автомобиля на время стоянки, а магнит обеспечит надежное крепление при быстрой езде и тряске. Но считается что стационарно закреплённая антенна имеет более дальнюю радиосвязи.
    • Антенну желательно устанавливать в наивысшей точке автомобиля в центре поверхности (с краю или в середине крыши), которая выбрана для установки.
    • Провод от антенны к станции пропускается между уплотнителем двери и дверным проемом или между крышкой багажника и уплотнителем проема багажника, и заводится в салон. Необходимо убедиться, что уплотнители не оставляют на кабеле заметных вмятин.
    • Кабель антенны нельзя произвольно укорачивать или удлинять – его длина должна оставаться неизменной. Кабель должен лежать как можно прямее, не образовывая витков. Ни в коем случае нельзя сворачивать кабель в бухту.
  4. Проведите настройку.
    • Выберите нужную частоту. Для Си-Би это вызывной канал на частоте 27.135 МГц.
    • КСВ-метр подключается в разрыв между рацией и антенной. 
    • Включается рация и КСВ-метр.
    • Включите рацию на передачу и не отпуская кнопку посмотрите показания КСВ-метра. Отключите рацию и измените длину штыря (обычно выдвиганием или задвиганием штыря), тем самым производя настройку коэффициента стоячей волны.
      Заново включите рацию на передачу и посмотрите данные на КСВ-метре. Повторяя эти шаги добейтесь показаний как можно ближе к единице. 
    • Лучше всего настройку доверить профессионалам, т.к. КСВ-метр полной картины не даст. А анализатор стоит дорого.




Думаю что не лишним будет прочитать статью "Для чего нужна радиостанция в автомобиле".

2 комментария:

  1. Дополню, вдруг что полезно будет...

    Установка иногда неудобна. Можно просто иметь "бомж-комплект" из радейки с штекером в прикуриватель и "магнитки" на крышу. На 5-10 км хватит за глаза, рация между сидушками, антеннка на крышу через багажник. Можно утащить домой и крокодилами к аккуму или трансформаторному БП подключаться. Из минусов магнитной антенны - воруют. Приехал - в багажник кинул.

    Позывной можно выбрать по номеру машины. Проще будет идентифицировать в случае если это будет нужно. Ну и желание хулиганить пропадает, диапазон могут слушать не только водители, но и товарищи из ГИБДД.

    Если у человека низкий въезд на частную территорию (перекладина над воротами) или в гараж, ставить антенну стационарно нет смысла. Забыл - снёс. Хорошо если только погнул, а то можно и крышу повредить. Ставить горизонтальную - не лучше магнитной.

    Радейку выбирать из тех, кто умеет переключаться "в нули" (как megajet-600) или просто умеет переключать с шагом в 5 кГц (optim-778), так как кроме достаточно бесполезного (но не совсем) сейчас 15 канала (за рекламой не слышно водителей и быстро надоедает), есть ещё и 27,200 FM, общероссийский вызывной канал, где днём бывает не протолкнуться в момент прохождения. И стоит запомнить спасательный канал (9 канал FM или 27,065), так как даже в 100км от столицы есть зоны, где мобильная связь не работает. Сам лично знаю такую в 46 км от Москвы, глохнет связь даже если уже говоришь.

    Проверить дальность можно на ближайших SDR-ках (например найти на карте https://rx-tx.info/map-sdr-points). Не все умеют в 11 метров, у радиолюбителей достаточно снисходительное отношение к гражданскому диапазону, но шансы на то, что такая поблизости найдётся, есть.

    Удачи и до связи, 73!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алексей, спасибо за ваш подробный комментарий.

      Удалить