Портальный кран - разновидность стрелового крана, который установлен на перемещающееся П-образное основание (который и называются "портал").
Достоинствами портальных кранов являются отличная видимость машинистом рабочей зоны, легкость и надежность в использовании, а к их слабым местам относятся невысокая маневренность и обязательность обустройства подкрановых путей.
Виды портальных кранов
По назначению портальные краны бывают:
- перегрузочные - предназначены для перевалки различных грузов. По типу применяемого грузозахватного органа делятся на грейферные и крюковые.
- монтажные - применяются, как правило, при перемещении штучных грузов на предприятиях судостроительной и судоремонтной отраслей. Отличаются невысокой скоростью работы и обусловленной вылетом стрелы переменной грузоподъемностью.
- строительные - используются в случае необходимости механизации работ с высокой интенсивностью при строительстве сооружений, требующих перемещения большого количества материалов в течение длительного времени. К их особенностям относятся повышенная скорость перемещения и крюковый грузозахватный орган.
- доковые - выполняют работы непосредственно в доках, что обусловливает такие их особенности, как суженный портал и наличие противоопрокидывающих захватов.
- кенгуровый - с бункером на портале. Вращение исключено из рабочего цикла крана, тем самым повышается производительность. Движение грейфера из трюма к бункеру и обратно обеспечивают только механизмы подъёма и изменения вылета. Из грейфера груз высыпается в бункер и доставляется на склад транспортёрами, один или два из которых установлены на кране. Размеры бункера в плане, с учётом раскачивания грейфера на канатах, значительны. Для уменьшения раскачивания длина подвеса должна быть возможно меньшей. При передвижении крана вдоль судна бункер не должен выступать в сторону берегового рельса за габарит портала. При выгрузке груза из судна бункер устанавливается горизонтально, а при перемещениях крана вдоль пирса - вертикально; при этом бункер не задевает надстроек судна.
- на рельсовом ходу - наиболее распространенная разновидность, передвигающаяся по рельсам
- на пневмоходу - перемещаются благодаря пневмоколесным ходовым тележкам и отличаются мобильностью, увеличенной скоростью и надежностью... Правда некоторые источники относят такие краны к козловым или к мостовым.
По способу образования конструкции портала портальные краны бывают:
- решетчатые
- рамные
- рамно-башенные
- рамно-раскосные
По количеству соединений с ходовой частью портальные краны бывают:
- трехопорные краны
- четырехопорные краны
По количеству присоединений опор портала к верхнему ригелю портальные краны бывают:
- краны с двухстоечным порталом
- краны с четырехстоечным порталом
По типу стрелы портальные краны бывают:
- краны с прямой стрелой с неизменным вылетом
- краны с шарнирно-сочлененной стрелой, способной изменять свой вылет
В зависимости от опорно-поворотного устройства портальные краны бывают:
- краны на поворотной или неповоротной колонне
- краны на поворотном круге (шаровом или многокатковом)
Конструкция портальных кранов
П-образных основания портального крана называют "порталы" и их основное назначение - уменьшение веса противовесов (и соответственно веса самого крана) за счет увеличения площади, при проецировании на которую центра масс не происходит опрокидывания крана.
Второе назначение - пропуск через портал автомобильного или железнодорожного транспорта, проезд над механизмами или сооружениями. Но следует знать, что не все портальные краны допускают (нет необходимости) проезд транспорта, а проезд над механизмами и сооружениями крайне редок, так как невозможен на рабочем участке и допускается только при передвижении с рабочего участка на ремонтный.
Оголовок представляет собой площадку круглого или квадратного типа, в которой соединяются все ноги. Кроме того, она играет роль узла соединения приводов всех тележек и дополнительного опорного элемента. Благодаря оголовку давление равномерно распределяется, что обеспечивает устойчивость.
Нога (опора) - элемент портала (обычно 4, но в старых конструкциях встречаются порталы с 3-мя ногами).
- Опоры (ноги) портала могут располагаться симметрично, но портал может быть в плане не являться квадратом, а быть вытянут по одной координате.
- Обычно между ногами, расположенными вдоль рельса, располагаются стяжки, лестницы и прочее оборудование.
- На конце ноги имеется тележка холостого (т.е. у них отсутствует двигатель) или моторного типа, с помощью которой выполняется передвижение крана по крановым путям.
- Обычно портальный кран имеет 4 двигателя передвижения, то есть по одному на каждой ноге. В этом случае нога заканчивается тележкой с двумя колесами, на одно из которых работает двигатель. Бывают краны, на которых мотор имеется только на 2-х ногах, но это очень легкие краны и встречается такой вариант очень редко.
- Также встречаются портальные краны с 8 или 16 (очень редко) двигателями передвижения. Это тяжелые краны, у них бывает до 4 (четырех) тележек на ногу, причем иногда внутренние крайние тележки соседних ног имеют дополнительную связь в виде балансира. Комбинации моторных и холостых тележек на одной ноге в этом случае может быть разнообразной.
- Крайние тележки обязательно должны заканчиваться буферами.
- На тележках обязателен противоугонный захват, минимальное их количество - по одному на ноге, возможно и большее количество, если масса крана такова, что одного на ноге может не хватать для удержания массы крана при расчетной ветровой нагрузке.
- На доковых портальных кранах, кроме противоугонных захватов предусматриваются устройства удержания при крене, также обычно устанавливаемые на тележке.
- Внутренность ноги обычно используется для прокладки кабелей.
- Лестницы для машиниста внутри ноги не размещаются, только снаружи.
Поворотное (опорно-поворотное) устройство представляет собой колонну, предназначенную для поддержки и центрирования привода. Именно он обеспечивает вращение портального крана и передаёт нагрузку на оголовок и другие опорные элементы.
Токоподвод портальных кранов может быть выполнен двумя вариантами.
- Самое распространенное - кабельный барабан и гибкий кабель, сматывающийся или разматывающийся по мере передвижения крана. Кабельный барабан обычно располагается на одной из ног, либо вместе с противоугонными захватами на ригеле, соединяющем две ноги. Требует минимальных капитальных затрат, надежен. Применяется в основном в портах.
- Достаточно редким вариантом является троллейный токоподвод, представляющий из себя длинное помещение ниже уровня путей, в котором протянуты троллеи, а у крана имеется специальная штанга с токосъемниками. Применяется на судостроительных заводах, где есть риск повреждения гибкого кабеля, и необходима возможность переезда путей транспортом в любом месте.
- Стреловые устройства в портальных кранах изменение вылета является рабочим, а не установочным движением, т.е. выполняется с грузом при высоких скоростях его горизонтального перемещения. Рабочий характер изменения вылета определяет два важнейших требования к стреловым устройствам: "стреловое устройство должно быть полностью уравновешено относительно оси качания стрелы, что достигается с помощью подвижных противовесов" и "груз при изменении вылета должен двигаться по траектории, мало отличающейся от горизонтальной".
Комментариев нет:
Отправить комментарий