суббота, 1 марта 2025 г.

Кран-манипулятор

Другие названия:

  • гидроманипулятор
  • краново-манипуляторная установка
  • КМУ

Кран-манипулятор - это кран стрелового типа, который смонтирован на шасси транспортного средства или на фундаменте. Самым известным вариантом, наверное, является грузовой автомобиль с краном-манипулятором.

Главным достоинством наличия на технике крана-манипулятора является повышение производительности и снижение финансовых затрат, так как убираются простои в ожидании погрузки и разгрузки, отсутствует необходимость оплачивать дополнительный грузоподъемный механизм (кран или погрузчик), а также не требуется дополнительного пространства для дополнительного грузоподъемного механизма в месте погрузки или разгрузки.


Особенности конструкции крана-манипулятора

  • Ходовое устройство крана-манипулятора (если, конечно, оно имеется) бывает различным. Например, это может быть быть:
    • кран-манипулятор автомобильный
    • кран-манипулятор судовой
    • кран-манипулятор на специальном шасси
    • кран-манипулятор тракторный
    • кран-манипулятор рельсовый
    • кран-манипулятор железнодорожный
  • Стрела крана-манипулятора бывает двух видов:
    • Z-образная (коленчатая, шарнирно-сочленённая).
      Z-образные стрелы складные, поэтому они в транспортном положении компактно размещаются на транспорте. Наличие нескольких выдвижных колен (в этом случае первые 2-3 секции имеют коленчатое соединение и только затем идёт телескопическая часть) обеспечивает перемещение грузов к труднодоступным местам (например, через препятствия или на верхние этажи строящегося дома).
      Краны такого типа могут вообще не иметь троса, и в этом случае крюк просто крепится к оголовку последней секции стрелы.
    • L-образная (прямая, телескопическая).
      L-образные стрелы телескопические и это, своего рода, миниатюрные автокраны, имеющие лебёдку (трос). В нерабочем состоянии стрела КМУ располагается параллельно над кузовом или кабиной водителя.
      Данный тип манипуляторов более распространён.
      L-образная в большинстве случаев бывают 3-х, 4-х или 5-секционными моделями. При этом стрелы с одинаковым количеством секций, одной длины и сечения могут иметь разный грузовой момент. При этом чаще всего секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такие манипуляторы, где выдвижение стрелы происходит пропорционально.
  • КМУ, оснащенные лебёдкой, позволяют работать на объектах, не обращая внимания на высоту борта кузова шасси, наличие высокого забора (за которым расположен груз) и т.п.. Они могут извлекать поднимаемое груз из мест, расположенных ниже уровня нахождения шасси. Кроме того, эти КМУ обеспечивают более точное проведение погрузочно-разгрузочных работ и высокую производительность при значительном вылете стрелы.
  • Сам манипулятор может быть полноповоротным и тогда этот манипулятор поворачивается по горизонтали на 360 градусов. Или может быть ограниченным и тогда угол поворота манипулятора по горизонтали ограничен некоторыми углами поворота.
  • Для большей устойчивости техники при работе с манипулятором могут устанавливаться выдвижные опоры (аутригеры).
  • Управление, как правило, осуществляется с помощью рычажной системы, каждый из рычагов которой управляет одной определенной рабочей операцией.
    В некоторых случаях используется пульт дистанционного управления манипулятором, что позволяет управлять манипуляторром с наиболее удобного места. И это сказывается на безопасности, удобстве и эффективности.
    Если используются рычаги для управления манипулятором, то они могут быть размещены на одном из постов
    • нижний пост управления оператора - рычаги располагаются на основании колонны. Оператор управляет рабочими процессами с земли, наблюдая за перемещением груза.
      Данный способ управления является наиболее распространённым и относительно безопасным.
    • верхний пост управления оператора - рычаги располагаются на колонне КМУ. Оператор имеет отличный обзор рабочей зоны и может эффективно (быстро и точно) управлять движениями КМУ. Верхний вид управления используется в основном на манипуляторах, работающих с лесом и ломом.
      В некоторых случаях для защиты оператора от атмосферных осадков, жары и холода применяются кабины. Сама кабина повышает удобство выполнения рабочих операций, но уменьшает перевозимый вес.
  • Кран-манипулятор может оснащаться различными грузозахватным органом.
    • Крюковая подвеска распространена больше всего благодаря своей универсальности. Она может использоваться в качестве промежуточного захвата для других рабочих органов (например, для специализированных траверс для работы с нестандартными штучными грузами).
    • Клещевой захват применяется очень широко при заготовке леса и для работы с негабаритным металлоломом. Представляет собой в общем случае механизированные клещи различной конструкции, которые замыкаются и размыкаются гидравлическими или пневматическими цилиндрами.
    • Нестандартные захваты, предназначенные для работы с определенными грузами. Например, краны-манипуляторы широко используются при возведении каркасных домов. При погрузочно-разгрузочных работах применение специально сконструированных захватов значительно сокращает время, требуемое на перемещение плит, и повышает удобство и безопасность этого процесса.


Автомобиль с краново-манипуляторной установкой
Кран-манипулятор автомобильный

Гидроманипулятор на судне
Кран-манипулятор судовой

Крано-манипуляторная установка на снегоботоходном шасси ТСК15
Кран-манипулятор на специальном шасси

Кран-манипулятор DL Agro на МТЗ 82
Кран-манипулятор тракторный

Кран-манипулятор АТЛАНТ на рельсах
Кран-манипулятор рельсовый

Тяговый мотовоз с краном-манипулятором ТМк
Кран-манипулятор железнодорожный

Манипулятор ВЕЛМАШ VM10L86 с кабиной VMCAB
Автомобильный кран-манипулятор ВЕЛМАШ VM10L86 с кабиной VMCAB

Стационарный кран-манипулятор ОМТ-97м-04кс
Стационарный кран-манипулятор

Комментариев нет:

Отправить комментарий