Другие названия:
- гидроманипулятор
- краново-манипуляторная установка
- КМУ
Кран-манипулятор - это кран стрелового типа, который смонтирован на шасси транспортного средства или на фундаменте. Самым известным вариантом, наверное, является грузовой автомобиль с краном-манипулятором.
Главным достоинством наличия на технике крана-манипулятора является повышение производительности и снижение финансовых затрат, так как убираются простои в ожидании погрузки и разгрузки, отсутствует необходимость оплачивать дополнительный грузоподъемный механизм (кран или погрузчик), а также не требуется дополнительного пространства для дополнительного грузоподъемного механизма в месте погрузки или разгрузки.
Особенности конструкции крана-манипулятора
- Ходовое устройство крана-манипулятора (если, конечно, оно имеется) бывает различным. Например, это может быть быть:
- кран-манипулятор автомобильный
- кран-манипулятор судовой
- кран-манипулятор на специальном шасси
- кран-манипулятор тракторный
- кран-манипулятор рельсовый
- кран-манипулятор железнодорожный
- Стрела крана-манипулятора бывает двух видов:
- Z-образная (коленчатая, шарнирно-сочленённая).
Z-образные стрелы складные, поэтому они в транспортном положении компактно размещаются на транспорте. Наличие нескольких выдвижных колен (в этом случае первые 2-3 секции имеют коленчатое соединение и только затем идёт телескопическая часть) обеспечивает перемещение грузов к труднодоступным местам (например, через препятствия или на верхние этажи строящегося дома).
Краны такого типа могут вообще не иметь троса, и в этом случае крюк просто крепится к оголовку последней секции стрелы. - L-образная (прямая, телескопическая).
L-образные стрелы телескопические и это, своего рода, миниатюрные автокраны, имеющие лебёдку (трос). В нерабочем состоянии стрела КМУ располагается параллельно над кузовом или кабиной водителя.
Данный тип манипуляторов более распространён.
L-образная в большинстве случаев бывают 3-х, 4-х или 5-секционными моделями. При этом стрелы с одинаковым количеством секций, одной длины и сечения могут иметь разный грузовой момент. При этом чаще всего секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такие манипуляторы, где выдвижение стрелы происходит пропорционально. - КМУ, оснащенные лебёдкой, позволяют работать на объектах, не обращая внимания на высоту борта кузова шасси, наличие высокого забора (за которым расположен груз) и т.п.. Они могут извлекать поднимаемое груз из мест, расположенных ниже уровня нахождения шасси. Кроме того, эти КМУ обеспечивают более точное проведение погрузочно-разгрузочных работ и высокую производительность при значительном вылете стрелы.
- Сам манипулятор может быть полноповоротным и тогда этот манипулятор поворачивается по горизонтали на 360 градусов. Или может быть ограниченным и тогда угол поворота манипулятора по горизонтали ограничен некоторыми углами поворота.
- Для большей устойчивости техники при работе с манипулятором могут устанавливаться выдвижные опоры (аутригеры).
- Управление, как правило, осуществляется с помощью рычажной системы, каждый из рычагов которой управляет одной определенной рабочей операцией.
В некоторых случаях используется пульт дистанционного управления манипулятором, что позволяет управлять манипуляторром с наиболее удобного места. И это сказывается на безопасности, удобстве и эффективности.
Если используются рычаги для управления манипулятором, то они могут быть размещены на одном из постов - нижний пост управления оператора - рычаги располагаются на основании колонны. Оператор управляет рабочими процессами с земли, наблюдая за перемещением груза.
Данный способ управления является наиболее распространённым и относительно безопасным. - верхний пост управления оператора - рычаги располагаются на колонне КМУ. Оператор имеет отличный обзор рабочей зоны и может эффективно (быстро и точно) управлять движениями КМУ. Верхний вид управления используется в основном на манипуляторах, работающих с лесом и ломом.
В некоторых случаях для защиты оператора от атмосферных осадков, жары и холода применяются кабины. Сама кабина повышает удобство выполнения рабочих операций, но уменьшает перевозимый вес. - Кран-манипулятор может оснащаться различными грузозахватным органом.
- Крюковая подвеска распространена больше всего благодаря своей универсальности. Она может использоваться в качестве промежуточного захвата для других рабочих органов (например, для специализированных траверс для работы с нестандартными штучными грузами).
- Клещевой захват применяется очень широко при заготовке леса и для работы с негабаритным металлоломом. Представляет собой в общем случае механизированные клещи различной конструкции, которые замыкаются и размыкаются гидравлическими или пневматическими цилиндрами.
- Нестандартные захваты, предназначенные для работы с определенными грузами. Например, краны-манипуляторы широко используются при возведении каркасных домов. При погрузочно-разгрузочных работах применение специально сконструированных захватов значительно сокращает время, требуемое на перемещение плит, и повышает удобство и безопасность этого процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий