Отредактировано 15.12.2023
На высоте, на которой летают пассажирские самолеты, воздух разрежен и уровень кислорода очень низкий. Благодаря специальной технике, в салоне искусственно поддерживается давление, эквивалентное высоте 2000 метров над уровнем моря.
Изменение уровня давления - это серьезная и потенциально опасная проблема, которая может уничтожить самолет. Но подавляющее большинство случаев декомпрессии происходит в результате более легких повреждений, дающих экипажу время для маневра.
Кто волнуется за пилотов: у пилотов мало того, что кабина герметичная, у них то же есть собственная кислородная маска и она рассчитана на более продолжительное время - до 90 минут. Это нужно для того, что бы управлять самолетом долгое время не теряя концентрации. Психологически пилот знает, что ему вполне хватит кислорода и он не станет торопиться и подвергать пассажиров опасности, а все сделает согласно инструкциям. Перед каждым полетом пилот обязан проверить работоспособность своих масок.
Учтите! Борода, усы, пирсинг и прочие специфические "наросты" могут помешать плотно прижать кислородную маску к лицу.
Бортпроводница перед полетом показывает как пользоваться кислородной маской |
Как только давление в салоне падает ниже определенного порога (430 мм.рт.ст. [эквивалент высоты 4,5 км]), автоматическая электросхема с барореле раскроет все дверцы кислородных отсеков и кислородные маски выпадают автоматически (которые входят в бортовое аварийно-спасательное оборудование). Кроме того, электросхема может приводиться в действие членами экипажа путем поворота переключателя в кабине в положение выпадения кислородных масок.
Кислородные маски для пассажиров рассчитаны всего на 10-18 минут: именно такое время нужно пилоту для того, чтобы снизить самолет на безопасную высоту (примерно 1000 метров), где можно нормально дышать без масок.
Поэтому, если выпали кислородные маски и самолет начал резко терять высоту - это не потому, что он падает, а потому, что экипаж делает то, что должен.
Как пользоваться кислородной маской в самолете
Если произошел экстренный случай и произошла разгерметизация, вам нужно как можно быстрее взять маску и надеть её плотно прижав к носу и рту. После одевания маски надо потянуть за пластиковую трубку этой кислородной маски - только тогда кислород начинает поступать, вырабатываясь в химическом генераторе.
А потом уже помочь надеть её ближним людям или детям: если сначала инстинктивно броситься спасать ребенка, то вы имеете большой шанс остаться без сознания и оставить малыша беспомощным, просто не успев ему помочь. Потому что, на высоте более 8000 метров без маски не продержитесь более 18 секунд, потом начинается гипоксия.
Во вторых не нужно паниковать, что самолет начнет делать быстрое снижение и может заложить резко уши.Учтите! Борода, усы, пирсинг и прочие специфические "наросты" могут помешать плотно прижать кислородную маску к лицу.
Маски есть над каждым блоком кресел, с дополнительным запасом в виде одной маски. Например, кресел 2 - масок 3, кресел 3 - масок 4, кресел 5 - масок 6. В туалете выпадут 2 маски, в вестибюле 2-3, над каждой станцией бортпроводника - 2.
Именно для детей (а также на случай того, что в момент разгерметизации кто-то из пассажиров или экипажа будет перемещаться по салону) предназначена "лишняя" маска. Именно поэтому пассажиров с детьми сажают на определенные места, а с двумя детьми не сажают рядом: кому-то в этом случае не хватит маски, так что самовольно пересаживаться все-таки не стоит
Вся система размещается над пассажиром (где находится вызов бортпроводника).Сама система может иметь различную конструкцию, в зависимости от самолёта и его модификации.
Что будет, если не надевать кислородную маску в самолете
В считанные секунды после разгерметизации салона у пассажиров начинается гипоксия (недостаток кислорода в организме). Ее симптомы - головокружение, легкая тошнота и чувство эйфории. Конечно же, оно обманчиво, и в этом состоит главная опасность.
Многие пассажиры, пережившие авиакатастрофу, рассказывали, что в первые секунды им казалось, что все хорошо, и они не нуждаются в кислороде. На самом деле, в резко снижающемся самолете у человека есть не более 18 секунд "полезного сознания". Если за это время организм не получит необходимого ему кислорода, это может вызвать повреждение мозга или даже смерть. Поэтому не стоит тянуть с одеванием кислородной маски в самолете.
Кислород в кислородной маске в самолете
Если быть точным, это не совсем кислород в обычном понимании, как, например, в баллонах для дайвинга. Кислородные баллоны слишком тяжелые и громоздкие, поэтому в самолете используется более сложная система.
Панель над каждым сиденьем содержит "коктейль" из химических веществ, которые при сгорании выделяют кислород. Как правило, это перекись бария, хлорат натрия, хлорат калия, а также некоторые составляющие пиротехнических изделий. Потянув маску на себя, вы активируете химический процесс, который невозможно прервать или остановить, пока все не сгорит (около 10-18 минут, как было сказано выше. Причём это время может разниться для каждого кислородного генератора на борту самолёта, но всё-равно гарантирует время работы для снижения самолёта).
Если вдруг почувствуете запах гари или горечь во рту - не пугайтесь, это не пожар, а последствия химической реакции.
Безопасна ли вдыхаемая смесь? Относительно. Есть шансы вместе с кислородом вдохнуть небольшие частички химической пыли. Однако, в сравнении с гипоксией, это меньшая из бед…
Расход кислорода в обычных количествах не всегда наполняет дыхательные мешки, прикреплённые к маске (которые называются экономайзерами) между вдохом, а на некоторых кислородных системах нет этого мешка. Наполнение этих мешков будет меняться в зависимости от давления в кабине, частоты дыхания и от времени прошедшего с момента начала работы генератора кислорода. При некоторых условиях, частично наполненный мешок - нормальное явление. Даже при не наполненном мешке, кислород все равно поступает в маску.
Вся система размещается над пассажиром (где находится вызов бортпроводника).Сама система может иметь различную конструкцию, в зависимости от самолёта и его модификации.
В раскрытом виде панель PSU (Passenger Service Unit, модуль обслуживания пассажира) выглядит вот так
Справа снизу и справа сверху видны сами кислородные маски. Если присмотреться то видно что от них отходит серый шланг к металлическому цилиндру. Ближе он выглядит вот так Это и есть кислородный генератор, который вырабатывает кислород.
Оранжевая полоска на корпусе генератора чернеет при нагреве и показывает, что генератор использован.
После вываливания и использования масок техникам предстоит работка по замене или заправке масок и замене отработавших генераторов.
В левой части генератора видно устройство его запуска. Принцип тут примерно как у ручной гранаты - есть подпружиненый боёк, который удерживается небольшим штырём.
Как только штырь вытащен, боёк ударяет в запал и таким образом инициирует химическую реакцию.
Штырь вытаскивается только чисто механически, никакого электропривода нету.
Тросик от штыря через систему колёсиков соединяется с верёвочками, на которых повисают вывалившиеся кислородные маски:
Справа снизу и справа сверху видны сами кислородные маски. Если присмотреться то видно что от них отходит серый шланг к металлическому цилиндру. Ближе он выглядит вот так Это и есть кислородный генератор, который вырабатывает кислород.
Оранжевая полоска на корпусе генератора чернеет при нагреве и показывает, что генератор использован.
После вываливания и использования масок техникам предстоит работка по замене или заправке масок и замене отработавших генераторов.
В левой части генератора видно устройство его запуска. Принцип тут примерно как у ручной гранаты - есть подпружиненый боёк, который удерживается небольшим штырём.
Как только штырь вытащен, боёк ударяет в запал и таким образом инициирует химическую реакцию.
Штырь вытаскивается только чисто механически, никакого электропривода нету.
Тросик от штыря через систему колёсиков соединяется с верёвочками, на которых повисают вывалившиеся кислородные маски:
Комментариев нет:
Отправить комментарий