Отредактировано 28.01.2024
Многие слышали про авиационный носимый аварийный запас (НАЗ) но немногие знают что в гражданской авиации существует свой аналог, который называется бортовой аварийно-спасательный запас.
Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО) - это совокупность средств, предназначенных для спасения жизни пассажиров и экипажа при возникновении на самолёте аварийной обстановки. Оно обеспечивает безопасность эвакуации после вынужденной (аварийной) посадки на сушу или воду, защиту членов экипажа от дыма, а также тушение пожара в кабинах, техническом и багажном (грузовом) отсеках самолета.
Многие слышали про авиационный носимый аварийный запас (НАЗ) но немногие знают что в гражданской авиации существует свой аналог, который называется бортовой аварийно-спасательный запас.
Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО) - это совокупность средств, предназначенных для спасения жизни пассажиров и экипажа при возникновении на самолёте аварийной обстановки. Оно обеспечивает безопасность эвакуации после вынужденной (аварийной) посадки на сушу или воду, защиту членов экипажа от дыма, а также тушение пожара в кабинах, техническом и багажном (грузовом) отсеках самолета.
Возможно вас также заинтересует статья Действия пассажиров при аварийной посадке самолёта.
Что входит в бортовой аварийно-спасательный запас (БАСО)
Согласно действующим требованиям в состав аварийно-спасательного оборудования входят:
- средства размещения и фиксации людей
- аварийную маркировку (наружную и внутреннюю)
- аварийное освещение (наружное и внутреннее)
- систему звуковой и световой информации и сигнализации для экипажа и пассажиров
- аварийные выходы для экипажей и пассажиров
- бортовые средства эвакуации людей
- средства противопожарной и противодымной защиты людей (органов зрения и дыхания)
- средства для аварийной радиосвязи
- плавсредства индивидуального и группового пользования
- средства для выживания после аварийной посадки
Все аварийно-спасательные средства размещены с учётом
- легкодоступности
- обеспечения прямого доступа
- очевидного размещения
- минимальных затрат времени на приведение их в рабочее состояние
- защита оборудования от случайного повреждения
Расположение всех средств БАСО обозначено соответствующими трафаретами или световыми табло.
Аварийные выходы для экипажей и пассажиров предназначены для эвакуация пассажиров из самолёта на землю в случае нештатных ситуаций.
Аварийные выходы для экипажей и пассажиров предназначены для эвакуация пассажиров из самолёта на землю в случае нештатных ситуаций.
Немного более подробно об этом написано в статье Аварийные выходы в самолете.
Аварийное освещение нужно тогда, когда основное освещение потолочными и над оконными лампами внезапно выключилось, а всему салону срочно надо коллективно что-то увидеть. Также оно подсвечивает пути эвакуации снаружи самолёта.
Аварийное освещение нужно тогда, когда основное освещение потолочными и над оконными лампами внезапно выключилось, а всему салону срочно надо коллективно что-то увидеть. Также оно подсвечивает пути эвакуации снаружи самолёта.
Немного более подробно об этом написано в статье Аварийное освещение в самолете.
Немного более подробно об этом написано в статье Зачем в кабине пилотов нужен топор.
Для использования спасательного каната необходимо:
1) открыть аварийный люк или форточку кабины экипажа;
2) открыть крышку футляра каната, вынуть канат;
3) развернуть канат и выбросить наружу
Видимые на канате утолщения предназначены для лучшего удержания каната в руках.
Эвакуация из кабины пилотов выглядит приблизительно вот так
1) открыть аварийный люк или форточку кабины экипажа;
2) открыть крышку футляра каната, вынуть канат;
3) развернуть канат и выбросить наружу
Спасательный канат в кабине самолёта |
Эвакуация из кабины пилотов выглядит приблизительно вот так
Немного более подробно об этом написано в статье Для чего нужны кислородные маски в самолете.
Для борьбы с внутрифюзеляжным пожаром на самолете имеются ручные огнетушители. Для тушения пожаров в двигателе, ВСУ, туалета, багажно-грузовом отсеке имеется стационарная система пожаротушения.
При выполнении полета над водой продолжительностью более 30 мин правилами предусмотрено наличие на борту самолета в дополнение к индивидуальными спасательным средствам (жилеты) групповых плавсредста - надувные плоты (об них немного более подробно об этом написано в статье Спасательные плоты).
Также у бортпроводников может быть переносной кислородный баллон: с их помощью бортпроводники должны перемещаться по салону чтобы оказывать помощь пассажирам и другим членам экипажа.
Переносной кислородный баллон |
Для аварийной радиосвязи используются аварийные радиостанции. Например, Р-855 или Р-861 "Актиния". Самолеты могут быть доукомплектованы аварийными автоматическими радиобуями системы КОСПАС-SARSAT.
Аварийные средства радиосвязи на самолете, как правило, находятся в пилотской кабине или в непосредственной близости к ней. Например, на самолёте Ан-124-100 аварийные радиостанции расположены по правому борту, возле аварийного выхода пилотов между шпангоутами №24 и №25.
Аварийная посадка на воду является относительно редким событием, однако представляющим большую угрозу находящимся на борту самолета людям. Поэтому, согласно действующим нормам при полетах над водой продолжительностью до 30 мин, на самолете должны находиться индивидуальные спасательные средства: спасательные жилеты для взрослых по количеству пассажиров и членов экипажа и люльки для детей, а также демонстрационные жилеты (об них немного более подробно об этом написано в статье Спасательный жилет). При этом
Расположение аварийный радиостанций на Ан-124-100 1 - Р-855А1, 2 - АРМ-406АС1, 3 - АРМ-406П |
Мегафон предназначен для усиления голоса, оснащен автономным источником электропитания, устройством регулирующим громкость, а также некоторые типы мегафонов имеют систему подачи звукового сигнала.
Мегафоны используются в следующих случаях:
- Для чтения аварийной информации в салоне при отказе СГУ (самолетное громкоговорящее устройство - по нему командир передаёт сообщения пассажирам).
- Для подачи команд при эвакуации, находясь вне самолёта.
- Для руководства пассажирами вне самолета после эвакуации.
- Жилеты должны размещаться под пассажирскими креслами и около рабочих мест членов экипажа и бортпроводников таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их быстрого и легкого извлечения людьми, сидящими в креслах.
- Количество и места размещения детских жилетов и люлек устанавливается в зависимости от количества и расположения пассажирских мест на самолета.
- Спасательные жилеты бывают взрослые и детские, которые могут быть однокамерными и двухкамерными. Наличие второй камеры позволяет увеличить надёжность жилета при эвакуации из самолёта, т.к. есть вероятность повреждения жилета об острые элементы конструкции самолёта при эвакуации из него.
- При этом надувать спасительные жилеты, будучи еще в самолёте, строго запрещено. Весомым аргументом может стать пример катастрофы на Эфиопских авиалиниях, когда масса людей осталась в живых после удачного приводнения, но не смогла выбраться в надутых заранее жилетах из-под тонущих обломков самолета.
Если на самолете имеются определенные области фюзеляжа, подходящие для проникновения спасательными командами в случае аварии, то такие места должны быть отмечены для вырубки фюзеляжа.
Цвет маркировок должен быть красным или желтым, и в случае необходимости они должны быть выделены белым цветом, чтобы контрастировать с фоном.
Если угловые маркировки находятся друг от друга в более чем 2 метрах, промежуточные линии, 9 см x 3 см должны быть вставлены так, чтобы было не больше, чем 2 метра между смежными метками.
Маркировка мест для вырубки обшивки фюзеляжа |
Примеры бортового аварийно-спасательного оборудования (БАСО)
БАСО Ан-32:
- Жилет спасательный АСЖ-63П - место установки - 2 в карманах спинок кресел летчиков и один в кармане перегородке шпангоута №7, слева от кресла штурмана.
- Надувные спасательные плоты ПСН-6АК (СП-12)
- Топор аварийный - на этажерке в грузовой кабине.
- Скоба для зацепления карабина фала коллективных средств спасения (парашютов и надувных спасательных плотов). Одна - около входной двери и две - около бортовых аварийных люков.
- Бортовые аварийные люки.
- Аварийные съемные табло "ВЫХОД" с автономным питанием.
- Аптечка АБ-50 - на этажерке в грузовой кабине.
- Аптечка АБ-3 - в кабине экипажа.
- Электрифицированная кассета с сигнальными ракетами (для стрельбы четырьмя штатными сигнальными ракетами) - по правому борту между шпангоутами №1 и 2, стрингерами №12 и 13 (пульт управления установлен на панели рабочего места штурмана).
- Огнетушитель.
- Две аварийные радиостанции Р-855УМ.
- Аварийный радиомаяк АРМ-406АС1.
- Радиостанция Р-861 "Актиния"
- Инструктивные надписи о порядке открытия аварийных люков пользования плотами и маркировка мест вскрытия обшивки в аварийной обстановке.
БАСО ТУ-134
- Выходы: форточки в кабине, входная дверь, служебная дверь, 4 аварийных выхода на крыло.
Входная дверь оборудована трапом ТН-3 (трап надувной - 3), он находится в буфете кухне под рабочим столом.
Для служебной двери предусмотрен матерчатый желоб (в гардеробе у служебной двери, на правой стороне фюзеляжа). - Аварийные выходы на крыло оборудованы спасательными канатами, которые находятся в специальных нишах облицовки.
- Аварийно-спасательные жилеты для членов экипажа - в верхнем шкафу переднего багажника (6 штук).
- Мегафон - в буфете-кухне.
- Аптечка - в буфете-кухне и в хвосте.
- Огнетушители:
- ОР1-2-вода (1 - в переднем багажнике)
- Углекислотный (1 - перед входом в кабину экипажа)
- ОР1-2-хладон (1 - перед входом в кабину экипажа, 1 - за последнем рядом кресел)
- Кислород:
- 5 КП-24 для членов экипажа (в кабине)
- 1 КП-24 для бортпроводников (за входной дверью)
- КП-21 для пассажиров (из расчета 1 на 10 человек), всего их 7: 3 - в конце 1-го салона, 4 - в хвосте (всё справа по борту, за креслами, в специальной сумке)
- 3 КП-19 в переднем багажнике. 2 маски ЛП-2 присоединены, 1 убрана и опломбирована.
- На некоторых машинах есть аварийные кислородные блоки АКБ-12 для пассажиров (над креслами).
- Аварийная радиостанция Р-855УМ - на верхней полке переднего багажника.
- Надувные плоты - в переднем багажнике (6 штук).
- Служебные места бортпроводников:
- №1 - возле служебной двери (рядом с кабиной экипажа). При аварийной посадке на сушу и на воду - находится там же.
- №2 - сидит рядом с входной дверью, при посадке на сушу - вторая (дальняя) пара аварийных выходов на крыло, на воду - у входной двери.
- №3 - сидит в хвосте, при посадке на сушу - первая пара аварийных выходов на крыло, на воду - у входной двери.
Примеры расположения бортового аварийно-спасательного оборудования (БАСО)
БАСО на Ил 86
БАСО Boeing 737-500
БАСО Boeing 737-800
БАСО А-320
Первые БАСО
Точных данных когда появилось БАСО у меня нет. Думаю, что их стали использовать почти сразу после начала широкого использования самолётов.Но упоминания про одни из первых бортовые аварийные запасы мной было найдены в книгах Михаила Водопьянова, в которых описывается начало прошлого века.
Книга "Валерий Чкалов"
Одновременно с тренировкой экипажа шла и подготовка снаряжения. Испытания самолета и мотора дали прекрасные результаты, но все же штаб обеспечил участников перелета всем необходимым на случай вынужденной посадки. Тяжелый сухопутный самолет мог опуститься даже на воду. Для этого были сделаны специальные приспособления, позволяющие ему держаться на воде. Кроме того, на борту находилась прорезиненная пневматическая лодка, испытанная на реке Клязьме.
Предусмотрено было все. Легкая и теплая меховая одежда. Спальные мешки. Палатка из шелковой прорезиненной материи яркокрасного цвета; выделяясь на льду, она хорошо была бы видна с воздуха. Аварийный запас продовольствия готовился тоже по особому заказу – питательный, вкусный, он должен был занимать сравнительно мало места. Для защиты глаз от солнечных лучей и сверкающего отблеска полярных льдов экипаж снабдили особыми очками со светофильтрами. Не был забыт и «аварийный агрегат» – питание для радиостанции, охотничьи ружья, лыжи-вездеходы, медикаменты и многое другое.
Каждый летчик взял с собой бензина па десять часов полета, спальный мешок, лыжи, паяльную лампу для обогревания мотора, запасной винт для самолета, примус, полуторамесячный запас продовольствия на случай, если придется затеряться в тундре.
Двадцать первого августа 1914 года Нагурский поднялся в воздух. Это был первый пробный полет. Затем он приказал механику готовиться к полету на поиски экспедиции Седова.
Летчик и механик тепло оделись. На них были кожаные куртки, овчинные полушубки, меховые брюки. На борт самолета взяли ракеты для сигнализации, инструменты, запасные части к мотору. Не забыли и небольшой запас продовольствия.
Восьмого августа 1914 года Нагурский впервые поднялся в воздух. Это был лишь пробный полет, за которым последовал второй. Целью их была тренировка летчика, проверка самолета в полете и испытание поплавков на взлете и посадке. Затем Нагурский приказал своему механику готовиться к полету для поисков экспедиции Седова. Летчик и механик были снабжены теплой одеждой: куртками, овчинными полушубками, меховыми брюками, двумя парами шерстяных перчаток. Нагурский и Кузнецов имели желтые светофильтры. На борт самолета были взяты моток стального троса, дымовые ракеты для сигнализации, инструменты, запасные части к мотору. Не был забыт и необходимый запас продуктов.
интересно, спасибо
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
УдалитьСпасибо за отзыв.