пятница, 18 мая 2018 г.

Мотоциклетный шлем (Защита головы мотоциклиста)

Отредактировано 30.12.2022


Мотоциклетный шлем или мотошлем — средство пассивной защиты головы мотоциклиста при езде на мотоцикле или другом мототранспорте.
Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира.

Прежде всего шлем необходим для защиты мозга от критических повреждений в случае ДТП. Кроме того он позволяет сэкономить на услугах пластических хирургов, защищая нежную кожу на вашем лице от повреждений. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.

Обратите внимание на картинку внизу, на ней приведено процентное соотношения мест, на которые приходится первый удар. Как можно увидеть: треть ударов (34,6% (19,4%+15,2%)) приходится на область челюсти, что сразу делает несостоятельным выбор шлема без какой либо защиты подбородка.
Мотоциклетный шлем
Распределение ударов при падении

Важно помнить, что шлем рассчитан только на один удар, вне зависимости от нахождения в нем головы или чего либо еще. Даже если после удара он выглядит внешне невредимым, то внутренняя оболочка у него уже повреждена, а именно она гасит основную часть удара. Правило простое: был удар - меняйте шлем. Даже если это было простое падение из рук на асфальт.

Еще один важный и менее очевидный момент - замена шлема каждые 5 лет. Это не маркетинговый ход производителей. Это связанно с деградацией свойств пенополистирола, из которого изготовлена начинка шлемов.


Устройство мотоциклетного шлема

Мотоциклетный шлем состоит из двух оболочек, изготовленных из разных материалов и выполняющих разные функции. Объединённые в процессе изготовления, они должны распределять энергию удара на максимальную площадь и одновременно поглощать её.
Конструкция мотошлема
Конструкция мотоциклетного шлема


Внешняя оболочка

По другому ее называют "скорлупой" или на англоязычный манер — шелл (shell — оболочка, каркас).

Времена когда для изготовления внешней оболочки мотошлема использовался только пластик уже прошли... в большинстве случаев.

Современный мотошлем должен быть изготовлен, как минимум, из композита пластмасс в тандеме со стекловолокном (фиберглас), так же используются материалы — карбон и волокна Dyneema.
Встречаются так же мотошлемы с внешней оболочкой из карбона. Но лучшим вариантом считается сочетание различных материалов.


Ударопоглощающий слой

На первый взгляд представляет из себя пенопласт, однако если немного разобраться то пенопласт не простой а высокопористый способный поглощать энергию удара, этот материал одинаков и используется на всех сертифицированных мотошлемах.


Мягкий внутренний интерьер

От этой детали будет зависеть не только "тактильный" комфорт при носке мотошлема, но и так же свойства шумопоглощения шлема.

Внутренний интерьера может иметь антибактериальные пропитки. Или при его изготовлении используют материал Silver Cool, благодаря наличию серебряных нитей, бактерии погибают, внутренняя отделка мотошлема остается свежей с приятным запахом.

Может использоватсья материал, который отводит влагу от головы и быстро сохнет.

Внутренний интерьер бывает полноценно съемный, съемный частично (снимаются только щечки) или не съемный.

В зависимости от качества мотошлема, внутренний интерьер может иметь от пяти составляющих до многочисленных деталей.


Ремешок и застежка мотошлема

Важнейший элемент в конструкции: если ремешок будет не застегнут, мотошлем слетит с головы, шлем окажется бесполезен.

Вопреки практичности и удобству, предпочтение стоит отдать шлему не с застежкой быстрой фиксации, а с металлической застежкой в виде двух букв D (D-RINGS). Для современных мотошлемов застежка с само-прижимной клипсой фактически не используется.


Визор мотошлема

Правильное название стекла для мотошлема – визор (visor), стекло, забрало, иногда на английском языке используется слово "shield" (щит, ограждение, нечто защищающее, пластина).

Визор мотоциклетного шлема, при всей своей простоте, конструкции, на самом деле является одной из главных составляющих мотошлема. Визор защищает глаза мотоциклиста от встречного ветра, пыли, грязи и от физических повреждений.

На сегодняшний день забрала (визоры) на мотошлемах имеют не только защитные свойства, но и свойства стойкости к запотеванию от выдыхаемого воздуха, свойства стойкости к царапинам.
Тонированные визоры выполняют функцию солнцезащитных очков, прозрачные стекла так же не пропускают ультрафиолетовых лучи, вредные для зрения человека при прямом воздействии.
У некоторых фирм производителей, существуют даже визоры с диоптриями для мотоциклистов с близорукостью.



Виды мотоциклетных шлемов

Мотоциклетный шлем интеграл

Мотошлема интегралы (интеграл; фулл фейс; full-face, integral ) – закрытый шлем, жесткая конструкция, защищает всю голову. Такой шлем подойдет для спорта и дорожного использованич.

Мотошлем интеграл, наделенный максимальными защитными характеристиками, комфортный и безопасный, подходит для каждодневного использования и для мотогонок.

Наиболее рекомендуемый к использованию и покупке мотошлем.
Мотоциклетный шлем


Мотоциклетный шлем модуляр

Мотошлем модульного типа (флип-фп, модулятор, flip-up) – закрытый шлем, жесткая конструкция, защищает всю голову.

Этот тип мотошлемов может быть использована для каждодневной носки, но подойдет только для дорожного использования.

Главное отличие такого шлема от шлема интеграла, наличие откидного подбородка, который поднимается вверх простым нажатием на кнопку.
Мотоциклетный шлем


Мотоциклетный шлем открытого типа

Мотошлем открытого типа ( 3/4; open-face; jet; опен фейс) – открытый шлем, жесткая конструкция затылочной/височной/лобной части.

Главный недостаток этого типа мотошлемов – отсутствие защиты подбородка, шлем закрывает затылочную, лобную и височную часть головы, для защиты глаз установлено ветровое стекло.
Мотоциклетный шлем

Мотошлемы открытого типа – хорошо защищают все отделы головы, кроме подбородочной части, но за счет более открытой конструкции уступают интегралам по защитным характеристикам и уровню комфорта.


Мотоциклетный шлем половинчатого типа

Мотошлема половинчатого типа (half helmet,braincap, open, 1/2 , "пол ореха", "арбузная корка") - максимально открытый мотошлем.

Наиболее простой мотошлем, имеет минимальный уровень безопасности, не рекомендуется к использованию.

Половинчатый мотошлем закрывает только верхнюю часть головы, частично защищает височную область и затылок. Может комплектовать универсальным визором (стеклом) и/или козырьком.
Мотоциклетный шлем


Кроссовый мотоциклетный шлем

Мотошлема кроссовые (off-road; mx helmet) - закрытый шлем, жесткая конструкция, защищает всю голову. Мотошлемы для внедорожного мотоциклетного спорта, таких как: мотокросс, эндуро, фристайле и супермото.

Внедорожные мотошлема имеют наиболее удлиненную областью подбородочной части для обеспечения более большего пространства для простоты дыхания, т.е. более качественной вентиляции.

Учитывая конструкцию таких мотошлемов для защиты глаз используются специальные мото-очки (кроссовые маски).

По уровню безопасности соответствуют интегралам. Наиболее дорогие кроссовые / внедорожные шлемы более комфортные и вполне сравнимы по качеству отделки с мотошлемами класса интеграл.

Мотошлемы кроссовые не пригодны для использования в "дорожных" условиях.
Мотоциклетный шлем

Комментариев нет:

Отправить комментарий