среда, 8 августа 2018 г.

Сигнальный костер

Отредактировано 2.05.2021


Про сигнальные костры уже немного говорилось ранее, в Виды конструкции костров . Сейчас поговорим об этом более предметно.


Сигнальный костер – самый простой способ сигнализации в большинстве случаев.
Днем следует использовать костры, дающие много дыма (причем зимой желательно дым черного цвета, а летом - белого), ночью - дающие много света.

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, трава.
В пасмурную погоду и зимой лучше виден темный дым – в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки.
В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал – белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно использовать емкости, наполовину наполненные песком, пропитанным смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночью можно поджигать собранную и связанную в пучки сухую траву, кустарник.


Заметность сигнального костра зависит от места его разведения. Поэтому костер надо разводить на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - на высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, возвышающейся над лесным массивом скале и т.п.

сигнальные костры, расположенные в форме треугольника и линии
сигнальные костры,
расположенные в форме
треугольника и линии

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположенные друг от друга на расстоянии 30-50 метров и образующие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия.
В данном случае экономить силы и время не стоит - пусть лучше пропадут впустую несколько кубов заготовленных дров, чем в самый ответственный момент для поддержания огня не отыщется сухого полена. 


Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходимо защитить от намокания, накрыв куском полиэтиленовой пленки, тканью или толстым слоем елового лапника.
Сигнальный костер укрытый лапником
Укрытый лапником сигнальный костер

При устройстве сигнального костра в дождливую, ненастную погоду его лучше сделать двойным. На нижнем ярусе, на высоком дровяном настиле, приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную крышу, выложить из сухого лапника или из веток деревьев лиственных пород с подсохшими листьями. При необходимости растопка поджигается и, в свою очередь, поджигает "крышу".


На переувлажненной почве, тем более на болоте, необходимо соорудить высокий помост, изолирующий топливо костра от влаги.
Сигнальный костер на переувлажненной почве
Сигнальный костер на переувлажненной почве

Сигнальные костры на плоте
Сигнальные костры на плоте

Особенно хорошо заметны костры, разложенные на плотах, стоящих на якорях посреди водоема. Для того чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху надо выложить камнями или подушкой из земли, дерна или песка. В густолесье, где почти
отсутствуют свободные от деревьев и кустарника пространства, такой способ костровой сигнализации может быть единственно возможным.


Кроме создания костра есть способ, когда для поджигают отдельно стоящее дерево, обычно хвойной породы (но подойдет и лиственной). Этот способ называется "горящее дерево" или "дерево-факел".
Идеально, если это дерево растет на лишенном растительности острове.
Под нижними ветками дерево обкладывают растопкой (или небольшим костром, с деревом в центре). Которая поджигается в нужный момент. Вспыхнувшая крона дерева дает далеко заметный световой факел.
Перед применением следует все близлежащее пространство у дерева очистить от сухой травы, валежника. Убедиться что даже при самом сильном ветре искры от такого сигнального костра не достигнут леса или другой территории, которая может загореться.


В непосредственной близости от костровищ с сигнальным костром надо оборудовать круглосуточный наблюдательный пост, где разжечь и поддерживать постоянный огонь в небольшом запальном костре.
При появлении самолета, проплывающего по реке или морю судна, любого другого транспортного средства или людей с помощью углей и горящих поленьев, вытащенных из "запального" костра, быстро разжигаются большие сигнальные костры. Сам "запальный" костер в этот момент заваливать дополнительным топливом не следует, а надо попытаться раздуть пламя или несколькими ударами по горящим дровам поднять сноп искр.
Одиночный костер рекомендуется периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Прерывистый сигнал обращает на себя больше внимания, чем постоянный. Таким же способом можно передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе.

2 комментария:

  1. если рядом есть покрышки - значит вы на дороге. не заморачиваясь, идите по ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!

      Как ни странно покрышки могут быть и в лесу, причём довольно далеко от дороги.
      Также покрышки могут быть и с авиатранспорта (хоть это в статье и не написано), если попали в аварию или сели на вынужденную.

      Удалить