четверг, 16 августа 2018 г.

Железнодорожная петарда (Петарда железнодорожная сигнальная (ПЖС))

Отредактировано 1.01.2021


Железнодорожная петарда - это пиротехническое устройство, применяемое на железнодорожном транспорте для подачи звукового сигнала машинисту локомотива. Взрыв даже 1 петарды требует от машиниста немедленной остановки.

Железнодорожная петарда применяется для:
  • предупреждения или стоп-сигнала в густом тумане, когда высока вероятность не заметить световые сигналы
  • предупреждения о занятом участке пути по причине инцидента или аварии
  • предупреждения о текущих срочных ремонтных работах на линии
  • при необходимости срочно остановить приближающийся поезд в чрезвычайной ситуации.

Для повышения надёжности предупреждения и отличия подаваемого стоп-сигнала от всевозможных посторонних звуков железнодорожные петарды применяются в количестве трех штук: две на правом рельсе железнодорожного пути по ходу поезда и одна на левом. Расстояние между петардами должно быть по 20 м. Расстояние от хвостового вагона до места установки петард должно быть 800 м.
Более подробные требования по установке железнодорожных петард (особенно по расстоянию) можно посмотреть в инструкциях для железной дороги. Например, "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", "Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (утв. МПС РФ 28 июля 1997 г. N ЦП-485) (Докипедия: Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (утв. МПС РФ 28 июля 1997 г. N ЦП-485))", "Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов в МПС России"


Основные характеристики железнодорожной петарды

  • Петарды эксплуатируются при температуре ±50 °C и относительной влажности воздуха до 98 %
  • Наружный диаметр, мм, не более — 65
  • Масса, г, не более — 85
  • Цвет корпуса — красный
  • Конструкция крепления петард на рельсе обеспечивает установку петард с усилием не менее 5 Н (0,5 кгс)
  • Петарда взрывается под колесами подвижного состава, движущегося со скоростью не менее 5 км/ч
  • Уровень звука от работы петарды в кабине машиниста локомотива — не менее 100 и не более 125 дБА
  • Петарда относится к невосстанавливаемым и однофункциональным изделиям


Принцип действия железнодорожной петарды

Петарда устанавливается на головку рельса и срабатывает в результате наезда на неё колёсной пары подвижного состава. В результате силового нагружения крышки петарды происходит накол капсюлей-воспламенителей. В результате их срабатывания воспламеняется пороховой заряд. От взрыва заряда корпус петарды деформируется и разрушается по шву закатки.


Устройство железнодорожной петарды

Железнодорожная петарда: устройство и внешний вид
Железнодорожная петарда имеет металлический корпус, состоящий из дна, крышки, наковаленки с тремя накольными капсюлями-воспламенителями, надетыми на металлические штифты. Крышка с дном соединены методом закатки. Для крепления петарды к рельсу в её конструкции предусмотрена металлическая пружина в виде пластины с загнутыми концами.

На пружине петарды имеется маркировка, выполненная клеймением, включающая товарный знак предприятия-изготовителя, год изготовления (две последние цифры) и клеймо ОТК. Металлический корпус петарды окрашен в красный цвет.

В качестве взрывчатого вещества применяется дымный ружейный порох ДРП-1 (ГОСТ 1028-79).


P.S. Известен случай, когда их нашли у человека в машине. Экспертиза показала, что данные петарды являются взрывным устройством малой мощности и возбудили уголовное дело за незаконное хранение взрывных устройств

Железнодорожная петарда (Россия)

Железнодорожная петарда (США)

Железнодорожная петарда (Бельгия)


Срок годности железнодорожной петарды

Сроки годности железнодорожных петард определены Приказом Министерства путей сообщения СССР № 3ЦЗ от 15 января 1982 года.
Гарантийный срок службы петард, при условии их правильного хранения, установлен 4 года.

По истечении установленного гарантийного срока хранения производить комиссионный осмотр и проверку петард по наружному виду и путем испытания.
Испытание петард производится комиссионно под председательством ответственного представителя отделения железной дороги при участии представителя склада материально-технического обеспечения.
Основным признаком годности петард является сохранность их оболочки.
Петарды, получившие удовлетворительную оценку при наружном осмотре, допускаются для дальнейшего хранения и использования на тот же срок.
Петарды с незначительной коррозией оболочки должны быть использованы в первую очередь в течение 8 - 10 месяцев, а со значительной коррозией оболочки уничтожаются.
На пружинах петард, осмотренных и признанных годными, ставится мастичный штамп "годна" с указанием даты осмотра.

Максимальный срок хранения петард устанавливается 10 лет, после чего неиспользованные петарды должны уничтожаться по указанию начальника соответствующего хозяйственного подразделения путем укладки их на рельсы малодеятельных отдаленных от станций тупиков и пропуска по ним локомотива.
При осмотре, испытании и уничтожении петард необходимо принимать соответствующие меры предосторожности по отношению к людям, участвующим в уничтожении петард, а также посторонним лицам, находящимся в этом районе.


Хранение железнодорожных петард

Хранение железнодорожных петард определены Приказом Министерства путей сообщения СССР № 3ЦЗ от 15 января 1982 года.

Хранение петард в количестве свыше 1000 штук должно производиться в обособленных помещениях, удаленных от производственных, служебных и других зданий на расстояние не менее 50 м.
Помещения для хранения петард должны быть несгораемыми, сухими, неотапливаемыми, бесчердачными с легкими покрытиями. Окна этих помещений защищаются металлической решеткой, а стекла окрашиваются белой краской.
Вентиляция в складах естественная, температура воздуха в помещении не должна превышать +30 °C. Освещение в помещении должно быть электрическое с герметичной арматурой. Выключатели и предохранители должны устанавливаться вне помещения.
Хранение петард в количестве, не превышающем 1000 штук, осуществляется в общих кладовых в специально приспособленных металлических шкафах или ящиках, выложенных внутри войлоком, постоянно закрытых на замок. Ключи должны находиться у заведующего кладовой или другого лица, ответственного за хранение петард.

Петарды должны храниться в заводской упаковке. Ящики с петардами укладываются в один ряд. Хранение петард с другими взрывчатыми веществами, а также со средствами взрывания не допускается. В помещении склада воспрещается производство работ с петардами (вскрытие ящиков, сортировка и т.п.).
Вскрытие ящиков с петардами производить вне помещения склада в изолированном помещении, находящемся на расстоянии не менее 50 м от склада петард.
Применение при вскрытии ящиков металлического инструмента воспрещается.






Вот видео как срабатывает железнодорожная петарда

Комментариев нет:

Отправить комментарий