пятница, 7 сентября 2018 г.

Чтение METAR

Для большей безопасности в воздухе пилот должен знать погоду.
Узнавать погоду в разных аэропортах можно с помощью METAR (METeorological Aerodrome Report) - авиационный метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме до двух часов (в отличии от TAF). Также является кодовым названием регулярной сводки, составленной в одноимённом коде.

Сводки в коде METAR содержат данные о скорости и направлении ветра, видимости, дальности видимости на ВПП, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, температуре точки росы, атмосферном давлении, прогнозе на посадку типа «Тренд» (на ближайшие 2 часа). В сводку может включаться и дополнительная информация (явления предшествующей погоды, сдвиг ветра, состояние ВПП и т. д.).

Сводка выпускается каждые полчаса, однако в международные базы данных она попадает с небольшой задержкой, как правило, 10 минут.



Расшифровка метеорологического кода METAR

1. METAR

METAR — регулярное сообщение о фактической погоде на аэродроме.

2. Аэродром


Примеры: UUEE; LKPR; EHHK

СССС — международное четырехбуквенное обозначение аэродрома.
Индексы аэропортов приведены в сборнике ICAO Doc 7910 – «Указатели (индексы) местоположения».
Например, UUEE — Москва, Шереметьево, USSS (SVX) — Екатеринбург, Кольцово, UHWW (VVO) — Кневичи — Владивосток

3. Время наблюдения

Примеры: 101230Z; 270030Z; 010100Z

YYGGggZ: YY — число текущего месяца (дата), GG — часы, gg — минуты, Z — время UTC — universal coordinated time ("мировое координированное время").
Формат времени 24 часа.

4. Ветер

Примеры: 24022KT; 23009G15MPS; 17003MPS 130V220; 00000MPS

dddff (Gfmfm) (dndndnVdxdxdx) — ветер у поверхности земли (за 10-минутный период предшествующий сроку наблюдения)
ddd — среднее метеорологическое направление ветра (истинное).
ff — средняя скорость ветра.
Gfmfm — максимальная скорость ветра или порывов. G-GUST – порыв.
Передается, если максимальная скорость превышала среднюю на 5 м/с (10 узлов, 20 км/ч) или более.
MPS — METRES PER SECOND — метры в секунду.
KT — KNOTS – узлы.
KMH — KILOMETRES PER HOUR — километры в час.
dndndnVdxdxdx — если ветер резко изменялся (не менее 60 градусов при средней скорости не менее 2м/с), в сводку включается группа, в которой dndndn и dxdxdx — два экстремальных направления ветра, между которыми происходили изменения.
V — буквенный указатель группы.
00000 — штиль (CALM).
VRB — VARIABLE — неустойчивый ветер.
Это обозначение используется вместо направления, если: средняя скорость ветра не более 2 м/с (3 узла, 6 км/ч) или невозможно определить среднее направление ветра.

5. Метеорологическая видимость


Примеры: 1400 1200NE; 9999; 0350 0150W

VVVV (Dv) (VxVxVxVxDv) — горизонтальная видимость у поверхности земли (метеорологическая дальность видимости).
VVVV — значение видимости в метрах.
9999 — видимость более 10 км.
Если видимость в различных направлениях неодинакова (разница между минимальным значением и видимостью в любом другом направлении не менее 50%), сообщается минимальная видимость.
Dv — направление, в котором эта видимость наблюдается:
N — NORTH – север; S — SOUTH – юг; E — EAST – восток; W — WEST — запад.
VxVxVxVxDv — группа включается в сводку, когда минимальная видимость на аэродроме 1500м, а максимальная видимость — более 5000 м.
VxVxVxVx— значение максимальной видимости.

6. Дальность видимости на ВПП

Примеры: R24R/P2000D; R14L/1400U

RDrDr / VrVrVrVri или RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri — дальность видимости на ВПП
Включается в сводку, если либо горизонтальная видимость у земли, либо видимость на ВПП менее 1500 м.
R – RUNWAY — ВПП — отличительная буква группы.
DrDr — номер полосы (дается двумя цифрами).
Для указания параллельных полос к номеру добавляются буквы:
L — left — левая; C — central — средняя (центральная); R — right – правая.
VrVrVrVr— среднее значение дальности видимости на ВПП за 10-минутный период в метрах.
i — тенденция изменения дальности видимости на ВПП в течение 10-минутного периода:
U — upward – улучшалась; D — downward- ухудшилась; N — no change — не изменялась.
Если в течение 10-минутного периода, предшествующего сроку наблюдения, экстремальные одноминутные средние величины видимости отличаются от средней величины за 10-минутный период более, чем на 50 м или 20% (в зависимости от того, что больше), указывается не среднее значение видимости, а минимальное и максимальное:
RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri, где V — отличительная буква группы.
Если RVR выше максимального значения, которое может быть оценено с помощью используемой системы, то должен ставиться буквенный указатель P (peak), а если ниже минимального значения — M (minimum).

7. Явления погоды

  • Примеры: -SHRA; FZFG; TSRA

W′W′ — особые явления погоды в срок наблюдения.
Явления погоды:
SN – snow (снег)
RA – rain (дождь)
DZ – drizzle (морось)
SG – snow grains (снежные зерна)
GR – hail (град)
FG – fog (туман)
BR – mist (дымка)
FU – fume (дым)
VA – volcanic ash (вулканический пепел)
HZ – haze (мгла)
SA – sand (песок)
DU – dust (пыль)
SQ – squall (шквал)
SS – sand storm (песчаная буря)
DS – dust storm (пыльная буря)
TS – thunderstorm (гроза)
PL – ice pellets (ледяной дождь)
GS – small hail (мелкий град или снежная крупа)
Описание явлений:
“ – light (слабый)
+” – heavy (сильный)
“ ” – moderate (умеренный)
SH – shower (ливневой)
ML – shallow (тонкий)
VC – vicinity (вблизи)
BC – patches (клочья)
DR – low drifting (поземок)
BL – blowing (низовая метель)
FZ – freezing (переохлажденный)
PR – partial (частичный)
RE – recent (недавний)

8. Облачность

Примеры: OVC006; SCT023CB; BKN080; VV001

NsNsNshshshs или VVhshshs — облачность или вертикальная видимость.
NsNsNs— количество облаков кодируется трехбуквенными сокращениями:
FEW — несколько, незначительно, мало, 1-2 октанта;
SCT — scattered — рассеянные, разбросанные облака, 3-4 октанта;
BKN — broken — разорванная, значительная облачность, 5-7 октантов;
OVC — overcast — сплошная облачность, 8 октантов.
hshshs — нижняя граница облаков указывается тремя цифрами в сотнях футов.
Чтобы определить высоту в метрах цифры следует умножить на 30, а в футах на 100.
Тип облачности указывается только при наличии кучево-дождевых (СВ cumulonimbus) и мощно-кучевых башенкообразных (TCU towering cumulus) облаков.
Если количество и форму облаков определить невозможно, передается вертикальная видимость.
VVhshshs — VV — vertical visibility – вертикальная видимость,
hshshs – значение вертикальной видимости.
SKC — sky clear – ясно, если облаков нет.
NSC — no significant clouds – нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м (5000ft)

9. Индикатор благоприятной погоды

Примеры: CAVOK

CAVOK — cloud (ceiling) and visibitily OK — погода хорошая
Включается в сводку вместо 5, 6, 7 и 8 группы, если наблюдаются следующие условия:
— видимость 10 км и более;
— отсутствуют облака ниже 1500м (5000ft) или ниже верхнего предела МБВ по секторам, нет кучево-дождевых облаков любой высоты;
— нет грозы, осадков, поземного туманы, пыльной и песчаной бури, поземка (пыльного, песчаного или снежного).

10. Температура и точка росы

Примеры: M24/M27; 12/04

T′T′/T′dT′d — Температура воздуха и точки росы в целых градусах Цельсия
T′T′ — температура воздуха.
T′dT′d — точка росы.
Если значения ниже нуля, то добавляется буква М (minus).

11. Давление

Примеры: Q1021; Q0991

QPhPhPhPh — Давление.
Q — отличительная буква группы.
PhPhPhPh — значение давления QNH в гектопаскалях (НРА, hPa, гПа).
Если в соответствии с национальным решением, давление измеряется в дюймах ртутного столба (inches of Mercury), то передается до сотых долей дюйма.

12. Дополнительная информация, состояние ВПП


Примеры: WS ALL RWY; R24R/420245; R34/810160; R12/CLRD65; R88/290050; RE RA

Дополнительная информация включается в сводку с фактической погодой в следующих случаях:
1. Необходимо сообщить об опасных явлениях погоды, закончившихся перед сроком наблюдения.
REW′W′ — RE — recent – недавний.
W′W′ — явление погоды.
2. Если на траекториях взлета или захода на посадку, в слое между ВПП и 500 м наблюдается сдвиг ветра. WS RWYDRDR или WS ALL RWY WS — wind shear — сдвиг ветра.
RWY — runway -взлетно-посадочная полоса.
DRDR — номер ВПП.
ALL – все.
TKOF — take off — для траектории взлета.
LDG — landing — для траектории посадки.
RrRrErCRererBrBr — cостояние ВПП (runway state message).
I. RrRr — номер ВПП (runway designator).
1. параллельные ВПП: левая ВПП — указывается номером, правая ВПП — увеличивается на 50.
2. информация дается для всех полос – 88.
3. информация повторяется из последнего сообщения – 99.
II.Er – характеристика условия покрытия
0 — чисто и сухо (dry and clear).
1 — влажно (damp).
2 — мокрая ли вода местами (wet or water patches).
3 — иней или изморозь (rime or frost).
4 — сухой снег (dry snow).
5 — мокрый снег (wet snow).
6 — слякоть (slush).
7 — лед (ice).
8 — уплотненный или укатанный снег (compacted or rolled snow).
9 — замерзшая или не ровная поверхность (frozen ruts or ridges).
/ — тип отложений не указываются (type of deposit not reported).
III. CR — степень покрытия ВПП (contamination).
1 менее 10% ВПП покрыто.
2 — от 11% до 25%.
5 — от 26% до 50%.
9 — от 51% до 100%.
/ — нет данных
IV. eReR — толщина покрытия ВПП
00 — менее 1мм.
01 — 1мм
02 – 2мм
90 – 90мм
91 — в коде не применяется
92 – 10см
93 – 15см
94 – 20см и т.д.
98 – 40см
99 — ВПП не работает
// — нет измерений или толщина покрытия незначительна.
V. BRBR — коэффициент сцепления или эффективности
торможения (braking action or friction coefficient).
а) коэффициент сцепления.
б) эффективность торможения
95 — хорошая (good) =0,40 и выше
94 — средняя/хорошая (medium/good) =0,39 – 0,36
93 — средняя (medium, average) =0,35 – 0,30
92 — плохая/средняя (between poor/medium) =0,29 — 0,26
91 — плохая (poor) =0,25 и ниже
99 — ненадежное измерение (из-за снега, слякоти и т.д.)
// — нет данных или ВПП не работает.
Иногда вместо II, III и IV группы даются сокращения: CLRD — чистая; CLSD –закрыта. Вместо II, III, IV, V групп встречаются буквы SNOCLO (закрыта снегом), RRRR // 99// — ВПП закрыта чисткой.

13. TREND – прогноз изменения погоды


Примеры: TEMPO 0300 FG VV002

Прогноз изменения отдельных метеоэлементов составляется на ближайшие два часа от срока наблюдения. В прогноз типа «TREND» включаются только те метеоэлементы, значение которых будут существенно изменяться.
ТТТТТ — указатель характера прогнозируемых изменений.
BECMG – (becoming) – ожидаются устойчивые изменения
TEMPO – (temporary) — временами ожидаются изменения
NOSIG – без существенных изменений.
ТТGGgg — время или период, в течении которых будут происходить изменения.
FM — (from) — от — для указания начала периода;
TL — (till) — до — для указания окончания периода;
АТ — на — для указания конкретного момента времени, в который ожидается изменение метеоусловий.
GGgg — часы и минуты (UTC), время изменения метеоусловий.

14. Ремарка (дополнительная информация)

Примеры: QFE760/1014; OBST OBSC; QBB090

RMK — Ремарка.
Фактическая высота нижней границы облаков или вертикальной видимости в метрах.
Давление на аэродроме QFE.
Данные ветра, если порыв меньше 5 м/с.
Данные МРЛ.
Наличие обледенения, турбулентности.
Закрытие препятствий.
Состояние ВПП.
Другая информация.

Указатель RMK сообщает о начале раздела, содержащего информацию, включенную согласно национальному решению, которая не должна распространяться в международном масштабе. После указателя RMK может быть включена любая другая дополнительная информация для внутреннего (внутри страны) пользования. Открытым текстом с принятыми сокращениями.


Пример расшифровки METAR

Например, вот реальная METAR
UAAA 221700Z 16002MPS 0500 R23R/1800D R23L/1400N FZFG FU SCT200 M11/M13 Q1028 R88/CLRD65 NOSIG
Расшифруем её.
  • UAAA – обозначение аэродрома ИКАО, в данном случае Алматы
  • 221700Z – дата наблюдения (22 число текущего месяца) и время (17.00Z – время по Гринвичу).
  • 16002MPS – направление метеорологического ветра (т.е. откуда дует ветер) – 160 градусов, и скорость – 2 метра в секунду.
  • 0500 – метеорологическая видимость – 500 метров.
  • R23R/1800D R23L/1400N – дальность видимости на ВПП, в данном случае на ВПП 23R видимость составляет 1800 метров, а на 23L 1400 метров, D и N означают тенденцию изменения видимости за крайние 10 минут, D — Down, т.е. видимость ухудшалась, N – без изменений
  • FZFG FU – явления погоды. Freezing Fog Fume – переохлажденный туман, дым
  • SCT200 – Количество облачности и ее нижняя граница: Scattered – рассеянная, 200 – высота в сотнях футов, т.е. 20000 футов.
  • M11/M13 – температура/точка росы, М означает минус.
  • Q1028 – давление QNH на аэродроме, 1028 гектопаскалей.
  • R88/CLRD65 – группа состояния ВПП, R88 – все ВПП аэродрома, CLRD – cleared (очищена), 65 –коэффициент сцепления 0,65.
  • NOSIG – прогноз на 2 часа от времени наблюдения, NOSIG – No Significant Change (без существенных изменений)



Для более наглядной демонстрации расшифровки кода METAR смотрите шпаргалку ниже (лучше всего его открыть в отдельном окне нажав ЛЕВУЮ кнопку мыши)... правда там есть небольшие неточности.
Чтение METAR

2 комментария: