Отредактировано 18.03.2022
Другие названия:
- Морзянка
- Код Морзе
- телеграфная азбука
- телеграфный код
Азбука Морзе - это способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов: длинных ("тире") и коротких ("точек"), названый в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе.
Также согласно международному своду сигналов знаки азбуки Морзе можно передавать с помощью флажного семафора.
Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи — компактнее.
Передача кодов Морзе производится при помощи телеграфного ключа различных конструкций: классического ключа Морзе, электронного ключа, механических полуавтоматов типа "виброплекс", а также при помощи клавиатурных датчиков кода Морзе (например, Р-010, Р-020) и электронных устройств, автоматически формирующих телеграфное сообщение.
Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания (например CwType). Кроме того, радиолюбителями разработано множество аппаратных декодеров азбуки Морзе на базе микроконтроллеров.
Русский вариант азбуки был принят в 1856 году. Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ — Я).
В 2004 году Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @ (· — — · — ·), для удобства передачи адресов электронной почты.
Хотя радиотелеграфная связь посредством передачи ключом азбуки Морзе и приема ее на слух постепенно выходит из употребления в профессиональной сфере, любители продолжают ее применять.
Обусловлено это несколькими причинами.
Во-первых, этот вид связи наиболее экономичен в использовании частотного спектра, то есть в тех ограниченных участках частот, которые выделены радиолюбителям, позволяет одновременно работать большому числу станций без взаимных помех.
Во-вторых, и по сей день этот вид связи обеспечивает наиболее надежную дальнюю связь при наименьших энергетических затратах и наиболее простой радиоаппаратуре. При небольших мощностях передатчиков, разрешенных радиолюбителям, использование радиотелеграфного режима Морзе часто оказывается единственной возможностью устанавливать наиболее интересные, дальние DX-связи, особенно в условиях слабого прохождения радиоволн.
В-третьих, азбука Морзе вместе с телеграфными кодами — это своеобразный международный язык, одинаково понятный радиолюбителям всего мира. Причем выучить этот "язык" намного проще, чем хотя бы один из "обычных" иностранных.
Кроме того, знание азбуки Морзе — это для радиолюбителей такая же традиция, как умение ходить на вёслах и под парусом у моряков.
Во-первых, этот вид связи наиболее экономичен в использовании частотного спектра, то есть в тех ограниченных участках частот, которые выделены радиолюбителям, позволяет одновременно работать большому числу станций без взаимных помех.
Во-вторых, и по сей день этот вид связи обеспечивает наиболее надежную дальнюю связь при наименьших энергетических затратах и наиболее простой радиоаппаратуре. При небольших мощностях передатчиков, разрешенных радиолюбителям, использование радиотелеграфного режима Морзе часто оказывается единственной возможностью устанавливать наиболее интересные, дальние DX-связи, особенно в условиях слабого прохождения радиоволн.
В-третьих, азбука Морзе вместе с телеграфными кодами — это своеобразный международный язык, одинаково понятный радиолюбителям всего мира. Причем выучить этот "язык" намного проще, чем хотя бы один из "обычных" иностранных.
Кроме того, знание азбуки Морзе — это для радиолюбителей такая же традиция, как умение ходить на вёслах и под парусом у моряков.
Сигналы азбуки Морзе
Как было написано выше каждому знаку в азбуке Морзе соответствует свой сигнал. Ниже дана таблица с этими сигналами, которые применяются в русском варианте азбуки Морзе.
- за единицу времени принимается длительность одной точки
- длительность тире равна трём точкам
- пауза между элементами одного знака — одна точка
- пауза между знаками в слове — 3 точки
- пауза между словами — 7 точек
Скорость приёма и передачи азбуки Морзе
Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью — это зависит от возможностей и опыта радистов.
Скорость – это непосредственно объем информации, передаваемый в единицу времени. Скорость может выражаться в количестве знаков, передаваемых за минуту (Зн/мин). В войсках скорость телеграфной азбуки определяют в количестве групп, передаваемых за минуту, при этом "группой" считается последовательность из пяти знаков. Скорость обозначается латинской буквой V, например, ты можешь встретить такую запись V = 14 Гр/мин.
Сжатость знака (СЗ) – это характеристика, определяющая темп звучания отдельных мелодий. Этот параметр является дополнительным и был введен по причине того, что на начальных этапах обучения практически невозможно принимать сигналы телеграфной азбуки на высоких скоростях, а на скоростях менее 10 групп в минуту мелодии звучат слишком растянуто, и отдельные сигналы не объединяются в единые ритмические мелодии.
Проблему решили путем увеличения долгих пауз, то есть пауз между отдельными мелодиями. Например, радиограмму могут передавать на скорости 6 групп в минуту, в то время, как отдельно взятые мелодии звучат, как при скорости в 14 групп в минуту.
Сжатость знака традиционно выражают в количестве тех самых знаков, передаваемых за минуту, и обозначают двумя русскими буквами СЗ, после которых ставится дефис и указывается значение. Например, СЗ-70 означает, что сжатость знака равна 70 знакам в минуту, то есть темп мелодий соответствует скорости 70/5 = 14 групп в минуту. Данное значение является рекомендуемым на начальных этапах обучения.
Из всего вышеизложенного очевидным является тот факт, что сжатость знака не может быть меньше скорости. К примеру, при СЗ-70 скорость может быть не более 14 групп в минуту, при СЗ-100 не более 20 групп в минуту и так далее.
Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60-100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приёму-передаче находятся в диапазоне скоростей 260-310 знаков в минуту.
При достаточной квалификации оператора приём коротких сообщений возможен без записи, но обычно весь принимаемый текст должен быть записан либо вручную, либо на печатной машинке (сейчас - на компьютере). При приёме опытные радисты производят запись с отставанием на несколько знаков, что делает приём более спокойным и надёжным и является показателем мастерства оператора (на высоких скоростях, выше 150 знаков в минуту, отставание может составить до 100 знаков за полминуты — радисту приходится их запоминать и дописывать после окончания радиограммы).
При приёме на высоких скоростях (более 125 знаков в минуту) приходится записывать тексты, отказавшись от стандартных алфавитных символов и использовать специальные укороченные значки (например, знак "точка" для буквы "e" или знак "галочка" для буквы "ж"). В таком варианте после окончания приёма радисту необходимо переводить текст в символы обычного алфавита.
Изучение Азбуки Морзе
Важно не просто запомнить звуковой код (точек и тире) соответствующий той или иной букве, но и научится принимать и расшифровывать сигнал не смотря на помехи и разную скорость передачи сигнала.
Сколько времени требуется для освоения азбуки Морзе
На запоминание азбуки Мозре может потребовать разное время.
Нормальный режим занятий - 3-4 раза в неделю по 1,5 - 2 часа в день (уроками минут по 25 - 30, с перерывами). Еще лучше - каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум - 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 - 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.
При нормальном режиме занятий, приём текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение месяца (а иногда и значительно быстрее).
Самое главное - это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Отключайте телефон и всё остальное, что может помешать. Если вы знаете, что ближайший месяц будет слишком сильно загружен, то лучше отложите начало учебы на другое время. Но если уж взялись - то не отступайтесь, и тогда успех обязательно придет. К тому же, изучение "морзянки" может оказаться неплохим способом снятия стресса от забот и хлопот трудового дня.
Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.
Изучение азбуки Морзе на слух
Изучение телеграфного кода на слух является лучшим способом.
Начинать изучать морзянку следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.
Скорость передачи отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту, однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту, чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.
С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там "точек и тире". Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.
За один день рекомендуется выучивать сначала по 5-7 букв, а к концу алфавита - по 3-4 буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна.
- По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке - D, I, M, O, V, затем - H, K, N, W, Z - B, C, J, R - L, U, Y - P, Q, X. По другой методике - сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее - A, U, V, W, J - N, D, B, G - R, L, F - K, Y, C, Q - P, X, Z.
- Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S - R, H, L, D, C - U, M, F, P - G, W, Y, B - V, K, X - J, Q, Z.
- К цифрам приступают после всех букв (сначала четные и ноль, затем - нечетные).
- Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок.
- Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).
На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем - из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.
Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать - в одних тренировках на компьютерной клавиатуре, в других - от руки на бумаге. Пишите некрупными строчными буквами, хорошо заточенным мягким простым карандашом или легко пишущей шариковой ручкой. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.
Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать "морзянкой" разные буквы и целые слова).
Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост - нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем - тренироваться в приеме уже всего алфавита.
После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего - внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту, а в дальнейшем - и выше. Допустимо также временно уменьшить "сжатость" знаков, чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками).
Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу - коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2...3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности - и до 4...5 минут.
Другие способы лучше всего использовать если только звучание одного или нескольких знаков не запоминается.
Иначе при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак. Даже при быстром произношении или мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная "морзянка", передаваемая с очень низкой скоростью. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приёма.
Изучение азбуки Морзе напевами
Для упрощения запоминания придуманы специальные мнемонические словесные формы, называемые "напевами" — это обозначения ритма передачи сигнала по средством фраз, состоящих из слов с длинными и короткими слогами. "Напевы" не являются стандартными, они могут различаться в зависимости от школы обучения или вообще не применяться (тогда обучаемый запоминает "мелодию" символа).Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить.
Главный недостаток: далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более - начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные "слова" или фразы, а тем более - начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю "азбуку".
Отредактировано 13.03.2022
ОтветитьУдалить