среда, 19 февраля 2020 г.

Азбука Морзе

Отредактировано 18.03.2022

Другие названия:

  • Морзянка
  • Код Морзе
  • телеграфная азбука
  • телеграфный код


Азбука Морзе - это способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов: длинных ("тире") и коротких ("точек"), названый в честь американского изобретателя и художника Сэмюэля Морзе.

Также согласно международному своду сигналов знаки азбуки Морзе можно передавать с помощью флажного семафора.

Принцип кодирования азбуки Морзе исходит из того, что буквы, которые чаще употребляются в английском языке, кодируются более простыми сочетаниями точек и тире. Это делает освоение азбуки Морзе проще, а передачи — компактнее.

Передача кодов Морзе производится при помощи телеграфного ключа различных конструкций: классического ключа Морзе, электронного ключа, механических полуавтоматов типа "виброплекс", а также при помощи клавиатурных датчиков кода Морзе (например, Р-010, Р-020) и электронных устройств, автоматически формирующих телеграфное сообщение.

Телеграф и радиотелеграф первоначально использовали азбуку Морзе; позже стали применяться код Бодо и ASCII, которые более удобны для автоматизации. Впрочем, сейчас и для азбуки Морзе есть средства автоматической генерации и распознавания (например CwType). Кроме того, радиолюбителями разработано множество аппаратных декодеров азбуки Морзе на базе микроконтроллеров.


Русский вариант азбуки был принят в 1856 году. Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв; это соответствие алфавитов позже перешло в МТК-2, а потом в КОИ-7 и КОИ-8 (однако в азбуке Морзе букве Q соответствует Щ, а в МТК и КОИ — Я).

В 2004 году Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @ (· — — · — ·), для удобства передачи адресов электронной почты.


Хотя радиотелеграфная связь посредством передачи ключом азбуки Морзе и приема ее на слух постепенно выходит из употребления в профессиональной сфере, любители продолжают ее применять.
Обусловлено это несколькими причинами.
Во-первых, этот вид связи наиболее экономичен в использовании частотного спектра, то есть в тех ограниченных участках частот, которые выделены радиолюбителям, позволяет одновременно работать большому числу станций без взаимных помех.
Во-вторых, и по сей день этот вид связи обеспечивает наиболее надежную дальнюю связь при наименьших энергетических затратах и наиболее простой радиоаппаратуре. При небольших мощностях передатчиков, разрешенных радиолюбителям, использование радиотелеграфного режима Морзе часто оказывается единственной возможностью устанавливать наиболее интересные, дальние DX-связи, особенно в условиях слабого прохождения радиоволн.
В-третьих, азбука Морзе вместе с телеграфными кодами — это своеобразный международный язык, одинаково понятный радиолюбителям всего мира. Причем выучить этот "язык" намного проще, чем хотя бы один из "обычных" иностранных.
Кроме того, знание азбуки Морзе — это для радиолюбителей такая же традиция, как умение ходить на вёслах и под парусом у моряков.


Сигналы азбуки Морзе

Как было написано выше каждому знаку в азбуке Морзе соответствует свой сигнал. Ниже дана таблица с этими сигналами, которые применяются в русском варианте азбуки Морзе.

Значение сигналов азбуки Морзе
Значение сигналов азбуки Морзе

При использовании телеграфного кода важно знать следующее:
  • за единицу времени принимается длительность одной точки
  • длительность тире равна трём точкам
  • пауза между элементами одного знака — одна точка
  • пауза между знаками в слове — 3 точки
  • пауза между словами — 7 точек


Скорость приёма и передачи азбуки Морзе

Передаваться и приниматься азбука Морзе может с различной скоростью — это зависит от возможностей и опыта радистов.

Скорость – это непосредственно объем информации, передаваемый в единицу времени. Скорость может выражаться в количестве знаков, передаваемых за минуту (Зн/мин). В войсках скорость телеграфной азбуки определяют в количестве групп, передаваемых за минуту, при этом "группой" считается последовательность из пяти знаков. Скорость обозначается латинской буквой V, например, ты можешь встретить такую запись V = 14 Гр/мин.

Сжатость знака (СЗ) – это характеристика, определяющая темп звучания отдельных мелодий. Этот параметр является дополнительным и был введен по причине того, что на начальных этапах обучения практически невозможно принимать сигналы телеграфной азбуки на высоких скоростях, а на скоростях менее 10 групп в минуту мелодии звучат слишком растянуто, и отдельные сигналы не объединяются в единые ритмические мелодии.
Проблему решили путем увеличения долгих пауз, то есть пауз между отдельными мелодиями. Например, радиограмму могут передавать на скорости 6 групп в минуту, в то время, как отдельно взятые мелодии звучат, как при скорости в 14 групп в минуту.
Сжатость знака традиционно выражают в количестве тех самых знаков, передаваемых за минуту, и обозначают двумя русскими буквами СЗ, после которых ставится дефис и указывается значение. Например, СЗ-70 означает, что сжатость знака равна 70 знакам в минуту, то есть темп мелодий соответствует скорости 70/5 = 14 групп в минуту. Данное значение является рекомендуемым на начальных этапах обучения.

Из всего вышеизложенного очевидным является тот факт, что сжатость знака не может быть меньше скорости. К примеру, при СЗ-70 скорость может быть не более 14 групп в минуту, при СЗ-100 не более 20 групп в минуту и так далее.


Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60-100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приёму-передаче находятся в диапазоне скоростей 260-310 знаков в минуту.

При достаточной квалификации оператора приём коротких сообщений возможен без записи, но обычно весь принимаемый текст должен быть записан либо вручную, либо на печатной машинке (сейчас - на компьютере). При приёме опытные радисты производят запись с отставанием на несколько знаков, что делает приём более спокойным и надёжным и является показателем мастерства оператора (на высоких скоростях, выше 150 знаков в минуту, отставание может составить до 100 знаков за полминуты — радисту приходится их запоминать и дописывать после окончания радиограммы).
При приёме на высоких скоростях (более 125 знаков в минуту) приходится записывать тексты, отказавшись от стандартных алфавитных символов и использовать специальные укороченные значки (например, знак "точка" для буквы "e" или знак "галочка" для буквы "ж"). В таком варианте после окончания приёма радисту необходимо переводить текст в символы обычного алфавита.


Изучение Азбуки Морзе

Важно не просто запомнить звуковой код (точек и тире) соответствующий той или иной букве, но и научится принимать и расшифровывать сигнал не смотря на помехи и разную скорость передачи сигнала.
 
 

Сколько времени требуется для освоения азбуки Морзе

На запоминание азбуки Мозре может потребовать разное время.
Нормальный режим занятий - 3-4 раза в неделю по 1,5 - 2 часа в день (уроками минут по 25 - 30, с перерывами). Еще лучше - каждый день хотя бы по часу (по полчаса утром и вечером). Минимум - 2 занятия в неделю по 2 часа. Занятия реже, чем 1 раз в 3 - 4 дня, малоэффективны, так же, как и более 3 часов подряд.
При нормальном режиме занятий, приём текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту (с записью принятого) осваивается примерно в течение месяца (а иногда и значительно быстрее).

Самое главное - это регулярность и полная сосредоточенность во время занятий. Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Отключайте телефон и всё остальное, что может помешать. Если вы знаете, что ближайший месяц будет слишком сильно загружен, то лучше отложите начало учебы на другое время. Но если уж взялись - то не отступайтесь, и тогда успех обязательно придет. К тому же, изучение "морзянки" может оказаться неплохим способом снятия стресса от забот и хлопот трудового дня.

Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти очень легко, и приходится вновь начинать почти все сначала. Причиной неудач является именно нерегулярность занятий.


Изучение азбуки Морзе на слух

Изучение телеграфного кода на слух является лучшим способом.

Начинать изучать морзянку следует только с приема. Обучаться передаче ключом следует после того, как будет более-менее освоен прием всех букв и цифр.

Скорость передачи отдельных знаков (букв и цифр) нужно установить такую, при которой стандартные тексты могли бы передаваться со скоростью около 70-100 знаков в минуту, однако скорость передачи одного знака за другим (то есть реальную скорость передачи) следует установить сначала не более 10-15 знаков в минуту, чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С самого начала нужно запоминать звучание комбинаций коротких и длинных звуковых сигналов, соответствующих каждой букве и цифре, только как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там "точек и тире". Ни в какие таблицы с точками и тире даже не заглядывайте.

За один день рекомендуется выучивать сначала по 5-7 букв, а к концу алфавита - по 3-4 буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна.
  • По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке - D, I, M, O, V, затем - H, K, N, W, Z - B, C, J, R - L, U, Y - P, Q, X. По другой методике - сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее - A, U, V, W, J - N, D, B, G - R, L, F - K, Y, C, Q - P, X, Z.
  •  Если осваивать буквы в соответствии с частотой их использования, например, в английском языке, то уже на самом начальном этапе учебы из них можно будет составлять много разных слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S - R, H, L, D, C - U, M, F, P - G, W, Y, B - V, K, X - J, Q, Z.
  • К цифрам приступают после всех букв (сначала четные и ноль, затем - нечетные).
  • Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок.
  • Отвлекаться на изучение дополнительных букв национальных алфавитов (русского, немецкого и др.) пока не следует. Для начала важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем - из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет достаточно надежно освоен прием уже изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать - в одних тренировках на компьютерной клавиатуре, в других - от руки на бумаге. Пишите некрупными строчными буквами, хорошо заточенным мягким простым карандашом или легко пишущей шариковой ручкой. Вполне нормально, что сначала будет довольно много ошибок и пропусков.

Чтобы сигналы телеграфной азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, везде, где позволяет обстановка, насвистывать или напевать их (например, делая какую-нибудь простую физическую работу, или, идя по улице и увидев вывеску либо номер автомашины, старайтесь вспомнить и воспроизвести, как должны звучать "морзянкой" разные буквы и целые слова).

Иногда, после того как пройдено около 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением каждого нового знака возникает всё больше ошибок при приеме. Это вполне естественно, так как теперь набор знаков становится более разнообразным. Выход из положения прост - нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем - тренироваться в приеме уже всего алфавита.


После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего - внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 знакам в минуту, а в дальнейшем - и выше. Допустимо также временно уменьшить "сжатость" знаков, чтобы сблизить скорость их передачи со скоростью подачи текстов, при которой Вы в состоянии их записывать (пусть пока еще и с ошибками).
Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу - коротких), а также из трех- пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на передачу каждой, выходило сначала около 2...3 минут, а в дальнейшем, с повышением вашей натренированности - и до 4...5 минут.





Другие способы лучше всего использовать если только звучание одного или нескольких знаков не запоминается.
Иначе при распознавании услышанного знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам разученную словоформу, и только после этого словоформу переводить в соответствующий знак. Даже при быстром произношении или мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная "морзянка", передаваемая с очень низкой скоростью. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приёма. 


Изучение азбуки Морзе напевами

Для упрощения запоминания придуманы специальные мнемонические словесные формы, называемые "напевами" — это обозначения ритма передачи сигнала по средством фраз, состоящих из слов с длинными и короткими слогами. "Напевы" не являются стандартными, они могут различаться в зависимости от школы обучения или вообще не применяться (тогда обучаемый запоминает "мелодию" символа).

Ниже приведён один из вариантов напевов для изучения морзянки
Изучение Азбуки Морзе
Изучение Азбуки Морзе
Изучение Азбуки Морзе


Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить.
Главный недостаток: далеко не для всех знаков азбуки можно подобрать сколько-нибудь осмысленные словоформы, тем более - начинающиеся с того самого знака, который они должны напоминать. Если пытаться придумывать какие-то искусственные "слова" или фразы, а тем более - начинающиеся не с той буквы или цифры, то учащемуся приходится запоминать еще одну лишнюю "азбуку".


Изучение азбуки Морзе по начертанию

Данный способ изучения азбуки Морзе связан с представлением вместо букв телеграфных знаков. Данный способ для изучения очень не удобен, т.к. на слух эти обозначения никак не запомнить. И подойдёт только для запоминания самих букв.
Изучение Азбуки Морзе

1 комментарий: