пятница, 17 апреля 2020 г.

Как распознать фейковые новости

В последнее время фейковых новостей становится всё больше.

Фейковые новости - это буквально все ложные сведения и дезинформация, что всплывает в соцсетях и новостных лентах. Фейковые новости обычно рассчитаны на острую реакцию читателя, который обязательно захочет ознакомиться (т.е. увеличивает посещаемость какого-либо сайта) и распространить "сенсацию". Особенно хорошо такие новости расходятся в социальных сетях, где редко кто проверяет информацию.

Фейковые новости появляются в результате или чей-то шутки или в результате работы дезинформаторов. Создатели таких новостей могут зарабатывать немалые деньги, используя различные схемы монетизации или мошенничества.

Чаще всего фейковые новости связаны с политикой (например, для влияния на выборы или какую-либо политическую фигуру) и с деньгами (например, очернить конкурентов). Но часто могут быть еще и история, наука, криминальные новости и т.д., если нацеленность новости на повышение заходов на сайт.


Основное, на что воздействуют фейковые новости это:
  • паранойя и недоверие (чувство, что кто-то опасен / что-то представляет опасность (тем более детям), а нам и не говорят);
  • страх, паника (когда человек взволнован, он не размышляет, а действует – лайкает, репостит, рассылает в чатах). При этом чем ужаснее описанная трагедия, тем больше люди примеряют её к себе. Они начинают думать, что такое может случиться и с ними, принимают прочитанное близко к сердцу. Зачастую человек перестаёт критично относиться к услышанному и прочитанному. Люди верят в более страшную версию
  • сопереживание (в "новостях" все описывается таким образом, чтобы вызвать сочувствие).



Чтобы узнать фейковая ли новости обращайте внимание на несколько деталей:
  • Нагнетание обстановки
    Если видите эмоциональное описание или ужасающие подробности, то скорее всего это фейк. Например, дети с пониженным билирубином после употребления чего-то.
  • Заголовок
    Заголовок — это то, с чего вы начинаете знакомство с текстом. Соответственно, он должен привлечь внимание читателя, чтобы тот захотел прочитать всю статью. Для этого хитрые интернет-тролли придумали кликбейты. Сравните два заголовка: "Книжная премия года: награду получили книги о стокгольмском синдроме и биполярном расстройстве" и "Книжную премию года получили сказки про Красавицу и Чудовище и принцессу Жасмин". Скорее всего, вы перешли бы по первой ссылке.
    Кликбейт — заголовок, который несет искаженный смысл, чтобы увеличить количество просмотров статей. В таких названиях часто используются слова типа "скандальный" или "невероятный", многоточия, вопросительные и восклицательные знаки, излишне эмоциональные высказывания.
  • Фотографии
    Фото-доказательства должны располагать читателя к себе. Но очень часто они становятся результатом умелой работы в фотошопе. Бывает и так, что настоящие фото используют в ложном контексте
    Чтобы не быть обманутым, ищите первоисточник фотографии. Для этого есть разные сервисы поиска по изображениям, например у гугла и яндекса.
    Особенно такое важно, когда просят деньги на лечение или в описании что что-то случилось с ребенком (или несколькими).
  • Источник информации
    В нормальной новости приводится ссылка на то, где и/или у кого взята информация. Если её нет, то вбивай заголовок или ключевые слова новости в поисковую строку и ищи информацию на других порталах.
  • Сайт-источник
    Обращайте внимание на то, где опубликована новость. Многие сайты часто оказываются подделкой, поэтому внимательно смотрите, не затесалась ли лишняя буква или знак в адресную строку.
    Если вы сомневаетесь в прочитанной информации, поищите ее на популярных новостных сайтах, ведь иногда в мире действительно происходят вещи, в которые сложно поверить.
    Если вы видите репосты, но не видите обсуждения от пользователя, огромная вероятность – что это просто фейк. Также во всех источниках текст фейковой новости будет одинаковым.
    Может получиться так, что цитата выдернута из контекста, хотя изначально принадлежала публичному человеку.
  • Оформление текста статьи
    Любые сведения должны быть грамотно поданы. Да, редакторы тоже люди, и несколько ошибок могут проскочить в текст. Но если орфографические ошибки встречаются через строчку, а от лишних запятых и многоточий пестрит в глазах, то вряд ли этому источнику стоит доверять.
  • Реклама на сайте
    Некоторые сайты используют контекстную рекламу, основанную на истории ваших запросов в поисковых системах. Это пример хорошей рекламы. Плохая реклама та, которая предлагает что-нибудь увеличить, нарастить, узнать, кем вы были в прошлой жизни или умереть, узнав ШОКИРУЮЩУЮ (именно так) новость о российской звезде или президенте. Кликать на эти призывные заголовки не рекомендуется. Мало того что информация может быть не достоверной, но вы еще рискуете подхватить вирус или скачать ненужную программу. Хороший новостной сайт не станет размещать у себя такие подозрительные баннеры, поэтому, если экран пестрит разными "узнай/найди/убери/избавься", информацию лучше проверить с помощью других источников.
  • Отсутствует дата появления новости
    Даты публикации скрывается для того, чтобы максимально продлить "жизнь" фейковой новости. Такое сообщение будет казаться актуальным сколь угодно долго, пока не будет явно противоречить действительности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий