среда, 22 июля 2020 г.

Проверка исправности аккумулятора

Это применяется при проверке старого аккумулятора. Но и новые тоже не лишне проверить.

В аккумуляторе (АКБ) можно проверить напряжение, силу тока, ёмкость и ток саморазряда. Кроме этого, во время проведения осмотра замеряется уровень электролита в банках и его плотность. В большинстве случаев достаточно получить значение одного из указанных измерений, определить состояние АКБ, но желательно сделать полную проверку, чтобы получить более точную информацию.

Рекомендуется снять аккумулятор с машины и тщательно очистить его корпус от пыли. И уже далее проводить проверку аккумулятора. Для этого понадобится:
  • мультиметр
  • нагрузочная вилка
  • ареометр
  • отвёртки
  • фонарик


Визуальный осмотр аккумулятора

Прежде всего, следует провести визуальный осмотр АКБ. Если в результате проверки будут найдены сколы и трещины на корпусе, то причиной неудовлетворительной работы АКБ может являться утечка электролита. Даже если аккумулятор находится в хорошем техническом состоянии, подобные повреждения могут указывать на возможный выход изделия из строя, в самое ближайшее время.
Если на клеммах аккумулятора есть налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита.

При покупке нового аккумулятора наличие вмятин и потёртостей будет указывать на то, что при хранении и транспортировки изделие подвергалось повышенным механическим нагрузкам. Такие внешние недостатки, могут привести к очень скорому выходу АКБ из строя, поэтому от покупки, лучше отказаться.


Состояние электролита аккумулятора

Даже если нет возможности установить точные показатели тока и напряжения обслуживаемого аккумулятора, оценить его работоспособность можно по состоянию электролита. Чтобы добраться до заливаемой в банки жидкости потребуется открыть пробки, которые, как правило, имеют крестообразные вырезы для отвёртки.

Открутив запорные элементы и посветив фонариком в каждую банку можно определить примерный уровень электролита. Очень опасным для работоспособности аккумулятора состоянием является оголение пластин, то  есть, если уровень жидкости опускается ниже критической отметки. Эксплуатация АКБ в таком состояния в кратчайшие сроки приведёт к разрушению наполнителя решёток, что может вызвать короткое замыкание.
Наличие бурого оттенка в электролите может также указывать на разрушение пластин, поэтому, в этом случае, лучше аккуратно выкачать с помощью груши максимальное количество жидкости и залить такой же объём нового раствора кислоты.

Если электролита достаточно в банках, то следует произвести замеры его плотности с помощью ареометра. Полностью заряженный аккумулятор должен иметь показатель плотности не менее 1,27 г/ см3, пoнижeниe плотности на каждые 0,01 г/ см3 означает 5−6% разряда.
Плотность в АКБ
Значения плотности в кислотном аккумуляторе

Некоторые аккумуляторы оснащены индикатором заряда (глазок на крышке аккумулятора), по которому можно все узнать о степени заряженности, уровне жидкости и плотности электролита.
Индикатор заряда АКБ


Уровень заряда аккумулятора

Зная точно, какое напряжение на клеммах аккумулятора соответствует стопроцентной заряженности, можно правильно определить уровень заряда АКБ. Для свинцовых двенадцативольтовых аккумуляторов при температуре окружающей среды 20-25°C это значение равно 12,7 В.

Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше – от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше – начнется процесс электролиза воды.

Осуществить замеры можно с помощью любого тестера, переведённого в режим измерения постоянного тока (например, для автомобильного аккумулятора на 12 В на мультиметре переключатель режимов надо перевести в "DC", с пределом на 20 В).


Наличие тока утечки

Если аккумулятор быстро садится то это или неисправность АКБ или большой ток утечки. Если во время стоянки автомобиля аккумулятор подключён к электрической сети автомобиля, то наличие тока утечки – это нормальное явление. Даже при выключенном зажигании некоторые устройства (например, часы или сигнализация) могут работать в дежурном режиме, потребляя небольшое количество электроэнергии.

Прежде чем начать поиск утечки тока в автомобиле, нужно правильно подключить прибор к бортовой сети автомобиля. Что касается потребителей электричества от аккумулятора, их лучше по возможности отключить. Для проведения измерений амперметр включают в разрыв цепи. Чтобы получить такой разрыв, с минусовой клеммы АКБ снимают провод. Затем подключают один контакт амперметра к минусу аккумулятора, а второй – к только что снятому проводу. Необходимо подождать 10-15 минут и только потом замерить ток. Ток утечки должен составлять от 10 до 80 мА (0,01-0,08А).


Состояние пластин и банок аккумулятора

Разобрать аккумулятор и посмотреть на пластины для определения их состояния не получится, но можно по косвенным признакам определить наличие сульфатации или короткого замыкания. Если при подаче на клеммы аккумулятора рекомендованной заводом-изготовителем силы тока происходит быстрое закипание электролита, то такое "поведение" батареи практически всегда указывает на наличие сульфатации пластин.

Короткое замыкание банок, наоборот приведёт к тому, что химический процесс в определённом резервуаре не будет происходить. Т.е. электролит не будет кипеть только в той банке, которая замкнута.


Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Это самый точный метод, позволяющий определить степень заряда и способность аккумулятора работать при полной нагрузке.

Нагрузочная вилка — устройство, которое представляет собой некую электрическую нагрузку (как правило, резистор с большим сопротивлением или же тугоплавкая спираль) с двумя проводами и клеммами для подсоединения устройства к аккумуляторной батарее, а также вольтметром для снятия показаний напряжения.

Вилка работает в двух режимах: измерение напряжения батареи и имитация работы стартера.

Процесс проверки достаточно прост. Он состоит из следующих шагов:
  1. Работать нужно при температуре +20°С…+25°С (в крайнем случае до +15°С). Нельзя проверять холодную батарею, так как вы рискуете значительно ее разрядить.
  2. Проверять необходимо только полностью заряженные аккумуляторы на заглушенном двигателе (не менее 12,7 В). Если тестируется разряженный аккумулятор, то результат будет неверным.
  3. Для реальной оценки состояния АКБ необходимо выждать 5-8 часов после того, как двигатель бул заглушен. 
  4. Вилка подключается к клеммам аккумулятора — красный провод к плюсовой клемме, а черный — к минусовой.
  5. С помощью прибора создается нагрузка с силой тока 100-200 Ампер (это имитация включенного стартера).
  6. Нагрузка действует на АКБ в течение 5-6 секунд.

На полностью заряженном аккумуляторе после подачи нагрузки напряжение не должно упасть ниже 10,2 В. Если батарея немного разряжена, то допускается просадка до 9 В (что соответствует 50% заряда АКБ). После этого напряжение должно восстановиться почти сразу же, и через несколько секунд полностью.

Нагрузочная вилка имеет одну степень нагрузки и не подходит для батарей с большой емкостью, а небольшие аккумуляторы просаживаются очень сильно. Поэтому если получено значение ниже 7 В, проверьте, подходит ли эта нагрузочная вилка вашему аккумулятору?!


Дата выпуска аккумулятора

Определить год выпуска АКБ до её приобретения важно потому, что при длительном хранении нового аккумулятора происходит снижение его заряженности в результате саморазряда. При длительном хранении разряженного АКБ произойдёт сульфатация пластин, что вызовет снижение эффективного срока эксплуатации изделия.

Практически всегда маркировка наносится на верхнюю крышку или ручку изделия. Расшифровать такой код бывает непросто, но получить точную информацию на эту тему можно на официальном сайте производителя либо в инструкции изделия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий