четверг, 27 августа 2020 г.

Курс судна относительно ветра

Курс судна относительно ветра — угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью (ДП) судна, то есть курсовой угол на точку горизонта, откуда дует ветер, выражающийся в угловых градусах или румбах.

Положение относительно ветра, когда угол ветра больше нуля называется галс. Стоя к носу яхты лицом (так как яхта управляется), нетрудно сообразить: тот борт, что у вас по правую руку – правый. И, наоборот, по левую руку – левый. Аналогично повторяют этот принцип и названия галсов. Рука ближайшая к борту (правая или левая), которой обычно держатся за шкоты, поможет определить каким галсом идёт судно.
Просто запомнить: если гик лежит на правом борту – это левый галс. Если гик на левом борту – это правый галс.

Курсы относительно ветра имеют собственные наименования:

Курс относительно ветра
    Курс относительно ветра
  • Ле́вентик (фр. le vent) — положение, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому "левентик" не является курсом, правильно говорить "положение левентик".
  • Фордеви́нд (нидерл. voor de wind), или по ветру — курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно "идёт полным ветром". Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180°.
    Фордевинд — тот самый "попутный ветер", которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.
  • Га́лфвинд (нидерл. halve wind), или полветра — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет около 8 румбов (около 90°). На этом курсе ветер дует перпендикулярно ДП судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна продольной составляющей подъёмной силы, а сила дрейфа — поперечной. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам.
  • Бакшта́г (нидерл. bakstag) — курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку.
    Выделяют курс полный бакштаг, при котором угол превышает 135° градусов, то есть приближающийся к фордевинду, и крутой бакштаг (менее 135°).
    Парус устанавливается под углом к ветру. Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. В бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Сила дрейфа практически отсутствует
  • Бейдеви́нд (нидерл. bij de wind), или на ветер — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов).
    Выделяют бейдевинд полный и крутой. Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5—10°), работает полностью как аэродинамическое крыло.
    Применяют также понятие "крутой бейдевинд", как острейший курс относительно ветра, при котором парусное судно может идти вперёд (он колеблется от 3 до 6 румбов 33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов и более 12 румбов, или до 135° и более 135° соответственно).



Увидеть направление ветра помогают:
  • флюгарка (специальный флажок)
  • вымпелы, флаги и другие развивающиеся полотна, в том числе и паруса.
  • колдунчики (тонкая лента легкой ткани или нити, приспособленная на вантах)
  • рябь на воде (ветер гонит небольшую волну на водной поверхности)
  • деревья
  • дым из труб на берегах и проходящих мимо судах 


Лавировка

Прямо против ветра парусное судно идти не может, большинство парусных судов не может следовать курсу под углом меньше 45° к ветру. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.
Лавировка
Лавировка
α — лавировочный угол

Для достижения цели, лежащей в этом секторе, следует выполнить серию зигзагообразных манёвров по отношению к направлению ветра — поворотов оверштаг или фордевинд. Как правило, используются повороты оверштаг, позволяющие сменить галс без потери высоты. Повороты фордевинд на лавировке используются только в случае, если оверштаг невозможен или затруднен (например на парусной доске (виндсерфинг) малого объёма).

Также различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ достижения подветренной цели быстрее.

Поворотов относительно ветра существует два вида:
  • Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с косым парусным вооружением — бермудским, гафельным, латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса нужно брасопить на другой галс в определенной последовательности и строго вовремя: паруса на бизань-мачте выносятся на ветер первыми, и помогают привестись. Паруса на фок- и, менее критично, грот-мачте переносятся при проходе через линию ветра, и помогают увалиться. В противном случае судно может "пропустить левентик", потерять ход и перестать слушаться руля.
  • Поворот через фордевинд. При этом маневре линию ветра пересекает корма парусного судна. Таким образом, ветер всегда попутный и для судов с прямым парусным вооружением представляет меньше трудностей. Зато для парусных яхт с косым вооружением смена галса сопровождается стремительным (и как правило, для неопытных экипажей — внезапным) перебросом парусов с одного галса на другой. При этом рангоут и такелаж испытывают динамический удар. Перелетающие гики могут либо травмировать, либо сбросить за борт зазевавшихся людей. Чтобы избежать такого самопроизвольного поворота, паруса переносятся под контролем

Для уточнения курса относительно ветра применяются выражения: "корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру" (то есть бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); "корабль идет бакштаг правым галсом 10 румбов" (то есть курсовой угол ветра 112°).

Комментариев нет:

Отправить комментарий