пятница, 28 августа 2020 г.

Тормозной и остановочный путь автомобиля

Остановочный путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Т.е. этот путь включает в себя время реакции водителя и тормозной путь.
Тормозной путь — расстояние, которое проходит автомобиль с момента срабатывания тормозной системы (т.е. нажатия тормоза) до полной остановки.


Что бы было понятнее что написано выше вот изображение
Тормозной и остановочный путь автомобиля
Разница тормозного и остановочного пути автомобиля



От чего зависит остановочный путь

У остановочного пути есть факторы, которые могут его увеличить или уменьшить.

Факторы остановочного пути, которые не зависят от автомобилиста

К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.

Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена автомобилем при торможении, также будет больше.


Факторы остановочного пути, которые зависят от автомобилиста

Факторов, которые зависят от владельца автомобиля намного больше:
  • скорость: чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения
  • состояние и устройство тормозной системы. Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
  • вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям.
  • загрузка автомобиля. Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным.
  • наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее.
  • трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости.
  • отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это сотовый телефон или общение с пассажиром. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.
  • возраст. Как показывает статистика реакция у молодых происходит быстрее чем у пожилых.


Формула расчёта остановочного пути автомобиля

Остановочный путь автомобиля вычисляется по формуле:
Остановочный путь автомобиля
где:
      Sост - остановочный путь, м
      t1 - время реакции водителя. Общепринятая норма времени реакции автомобилиста равняется одной секунде. Но может составлять 0,5-1,5 сек.
      t2 - время срабатывания тормозов. Это время зависит от типа, конструкции и технического состояния тормозного привода (для гидравлического привода – 0,2–0,3 сек, для пневматического – 0,5–0,6 сек).
      Ке - коэффициент эффективности торможения. Зависит от конкретной конструкции и технического состояния тормозной системы, величины полезной нагрузки автомобиля. Его величина составляет 1,3 для легковых и 1,6-1,8 для грузовых автомобилей.
      V - скорость движения автомобиля, в км/ч.
      φ - коэффициент сцепления. Представляет собой коэффициент пропорциональности между сцепным весом и силой сцепления колес автомобиля с дорогой. Его величина зависит от типа покрытия и состояния дороги (сухая, влажная, обледенелая), от особенностей конструкции и износа шины (давление в шине, вид рисунка протектора), от величины нагрузки и скорости движения автомобиля. На сухой дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,7-0,8, на мокрой 0,35-0,45. На обледенелой дороге он равен 0,1-0,2



Формула расчёта тормозного пути автомобиля

Sторм = Ке * V * V / (254 * φ)
где:
     Sторм – путь торможения
     Ке – коэффициент торможения
     V – скорость машины
     φ – коэффициент сцепления. При сухой дороге он равен 0,7; при мокрой – 0,4; при снеге – 0,2; при гололеде – 0,1.

Как видите при расчёте остановочного пути данная формула используется в правой части

В таблице ниже уже посчитано и указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки при торможении (тормозной путь). Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.
Разница тормозного и остановочного пути автомобиля

Комментариев нет:

Отправить комментарий