Маркировка аккумулятора автомобиля имеет ключевое значение при его выборе. Существует четыре основных стандарта, в соответствии с которым на АКБ наносится информация о технических характеристиках — российский, европейский, американский и азиатский (японский/корейский). Они отличаются как системой подачи, так и описанием отдельных значений. Поэтому при расшифровке маркировки аккумулятора или года его выпуска необходимо в первую очередь знать, в соответствии с каким стандартом представлена информация.
Российский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
Российский стандарт имеет обозначение ГОСТ 0959 — 2002 "Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия". В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:
- Количество "банок" в АКБ. Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
- Обозначение типа АКБ. Самое распространенное обозначение будет "СТ", что означает "стартерный".
- Емкость АКБ. Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее — А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч — для 3-х литрового и даже больше).
- Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса. На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.
Ниже приведен пример маркировки российской АКБ на этикетке
Пусковой ток не указывается явно на шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись "270 А" или похожее значение.
Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров приведена ниже
На российских АКБ "плюс" располагают на левой клемме, а "минус" на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки).
Европейский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
Европейский стандарт имеет обозначение EN 60095 — 1. Код состоит из девяти цифр, которые делятся на четыре отдельные области-комбинации:
- Первая цифра. Она условно означает емкость батареи. Чаще всего можно встретить цифру 5, которая соответствует диапазону 1...99 А·ч. Цифра 6 означает диапазон от 100 до 199 А·ч, а 7 — от 200 до 299 А·ч.
- Вторая и третья цифры. Они точно указывают на значение емкости АКБ, в А·ч. Например, число 55 будет соответствовать емкости 55 А·ч.
- Четвертая, пятая и шестая цифры. Информация о конструкционном исполнении батареи. В комбинации зашифрована информация о типе полюсных выводов, их размере, типе газоотвода, наличии ручки для переноски, особенности крепежных элементов, особенности конструкции, тип крышки, устойчивость аккумулятора к воздействию вибрации.
- Последние три цифры. Они означают ток "холодной прокрутки". Однако чтобы узнать его значение последние две цифры нужно умножить на десять (например, если на маркировке аккумуляторов в качестве трех последних цифр написано 043, то это означает, что 43 нужно умножить на 10, в результате чего получим искомый пусковой ток, который будет равен 430 А).
Ниже приведен пример маркировки европейской АКБ на этикетке
Существует еще несколько обозначений, которые можно встретить на европейских аккумуляторах. Среди них:
- CCA. Означает маркировку максимально допустимого тока при пуске двигателя в зимних условиях.
- BCI. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Battery Council International.
- IEC. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу International Electrotechnical Commission.
- DIN. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Deutsche Industrie Normen.
Кроме основных характеристик аккумулятора зашифрованных цифрами на некоторых современных АКБ размещают дополнительные пиктограммы. Такие наглядные картинки сообщают для каких именно автомобилей подходит данная батарея, с каким дополнительным оборудованием, а также определенные нюансы эксплуатации. Например: иллюстрируют использование для системы старт/стоп, городской режим, использование большого количества электронных устройств и т.п.
На Европейский АКБ (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки) "плюс" располагают на правой клемме, а "минус" на левой... Но не всегда. Поэтому надо быть внимательным.
Диаметр клемм на европейский АКБ составляет: "плюс" - 19,5 мм, а "минус" — 17,9 мм.
Американский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
Американский стандарт имеет обозначение SAE J537. Состоит из одной буквы и пяти цифр. Они означают:
- Буква. А — автомобильная АКБ.
- Первая и вторая цифры. Означают номер типоразмерной группы, а также при наличии дополнительной буквы — полярности. Например, число 34 означает принадлежность к соответствующей группе. По ней размер аккумулятора будет равен 260х173х205 мм. Если после числа 34 (в нашем примере) не будет буквы R, то означает, что полярность прямая, если она есть — обратная (соответственно, "плюс" слева и справа).
- Последние три цифры. Они прямо указывают на значение тока холодной прокрутки.
Обратите внимание, что в стандартах SAE и DIN пусковые токи (токи холодной прокрутки) значительно отличаются. В первом случае это значение больше. Чтобы перевести одно значение в другое нужно:
- Для аккумуляторов с емкостью до 90 А·ч ток SAE = 1,7 × ток DIN.
- Для аккумуляторов с емкостью от 90 до 200 А·ч ток SAE = 1,6 × ток DIN.
Азиатский стандарт маркировки аккумулятора автомобиля
Азиатский стандарт имеет обозначение JIS D 5301 состоит из шести символов, которые означают:
- первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера)
- третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:
- A — 125 х 160 мм
- B — 129 х 203 мм
- C — 135 х 207 мм
- D — 173 х 204 мм
- E — 175 х 213 мм
- F — 182 х 213 мм
- G — 222 х 213 мм
- H — 278 х 220 мм - четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в см
- шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Буквы. Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие "азиатские" клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N — открытая с нерегламентированным расходом воды
- L — открытая с малым расходом воды
- VL — открытая с очень малым расходом воды
- VRLA — открытая с регулирующим клапаном
Ниже приведен пример маркировки азиатской АКБ на этикетке
На Азиатских АКБ (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки) "плюс" располагают на правой клемме, а "минус" на левой... Но не всегда. Поэтому надо быть внимательным.
Диаметр клемм на азиатских АКБ составляет: "плюс" - 12,5 мм, а "минус" — 11,1 мм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий