Курвиметр — прибор для измерения длины извилистых линий, чаще всего на топографических картах, планах и чертежах. Есть курвиметры для измерения и на местности (дорожные), но здесь про них не будет написано (хотя, по сути, они такие же как и для карт, просто большего размера). На данный момент курвиметр используется относительно редко, т.к. всё уходит в электронный вид.
Курвиметр на топографических картах используется при разработки маршрутов (например, туристических). В зависимости от полученных данных рассчитываются сложность и длительность предстоящего маршрута, определяется время, необходимое для его прохождения, необходимая средняя скорость движения, запас воды и продовольствия, определяется минимально допустимая степень подготовленности будущих участников и т.п.
Устройство курвиметра
Курвиметр состоит из зубчатого ролика известного диаметра на ручке и счётчика пройденного количества зубцов. Для измерения длины кривой по ней прокатывают роликом курвиметра. Далее рассчитывается длина. Для этого есть формула
длина кривой = длина окружности ролика * пройденное количество зубцов / количество зубцов на ролике
Знание этой формулы, как правило, не требуется, т.к. информация выводится на шкалу или дисплей курвиметра.
Виды курвиметров
Курвиметры бывают механическими и электронными.
Механический курвиметр
Погрешность измерения механических курвиметров обычно составляет в зависимости от производителя и модели около 0,5 %.
Обычно длина, которую механический курвиметр может измерить за один проход, составляет 100 см.
Механический курвиметр снабжен циферблатом, на котором есть шкалы с нанесёнными принятыми единицами измерения длины. Обычно курвиметр имеет два циферблата (по одному с каждой стороны), при этом на одних курвиметрах по шкалам на них отмечают путь, проходимый колёсиком по карте, в сантиметрах или в дюймах, на других — показывают непосредственно расстояние на местности в километрах в зависимости от масштаба карты. Цена деления метрической шкалы соответствует 1 см , дюймовой 0.05 дюйма
Механический курвиметр |
Механический курвиметр с шкалами для разных масштабов |
Механические курвиметры бывают двух видов:
- с неподвижным циферблатом и подвижной стрелкой
- с подвижным циферблатом и неподвижной стрелкой
В целом, у механических курвиметров можно выделить несколько основных преимуществ:
- простота конструкции и использования
- отсутствие электронных цепей и иных сложных элементов, предполагает возможность его использования в любых климатических, погодных и температурных условиях
- полная энергонезависимость в связи с отсутствием элементов питания как таковых
- хорошая ударопрочность и невозможность выведения его из строя в результате водных процедур
Электронные курвиметры
Электронный курвиметр снабжён жидкокристалическим (ЖК) дисплеем, на котором отображаются результаты измерений. При этом курвиметр может брать на себя дополнительную функцию пересчёта расстояния на карте в реальное расстояние на местности с учётом масштаба карт. Такие курвиметры могут отображать результаты измерений в разных единицах: дюймах, километрах, милях и морских милях.
Погрешность измерения электронных курвиметров обычно составляет в зависимости от производителя и модели около 0,2 %.
Часто электронные курвиметры помимо своего прямого предназначения также выполняют и другие функции. Некоторые производители комбинируют их вместе с компасом, а также могут устанавливать в их корпус светодиодный фонарик. При этом питание светодиода и ЖК-дисплея общее, поэтому если много светить, то устройство перестанет работать и потребуется замена батареек.
Для снятия данных из трудно используемых графических карт и проведения сложных вычислений, некоторые электронные модели оснащаются собственной памятью и специализированным программным обеспечением. Они подключаются к компьютеру, что позволяет выгрузить полученные данные для последующей обработки. Подобные устройства используется архитекторами при работе с чертежами, а также для копирования и изучения исторических карт.
Как пользоваться курвиметром
Пользоваться курвиметром просто:
- установить стрелку или показания дисплея на начало отсчета в положение "0"
- начать вести по линии дороги на карте. Курвиметр необходимо плотно прижимать, чтобы каждый миллиметр линии измерения осуществлял проворачивание колесика.
- дойдя до конечной точки курвиметр убирается от бумажной поверхности, чтобы предотвратить дальнейшее прокручивание колеса.
- Если необходимо (например, на некоторых моделях механических курвиметров), то производятся расчёты. Полученная длина в сантиметрах умножается на масштаб карты. Если масштаб карты составляет 1:50000, то это означает, что 1 см, измеренный с помощью курвиметра, равен 500 м на реальном ландшафте. Таким образом, если с помощью прибора при измерении длины маршрута было получено 20 см на карте, то на реальной дороге это 10 км.
Зачастую измеряемые с помощью курвиметра кривые (в том числе и маршруты) имеют множество завитков, которые сложно обогнуть даже маленьким колесиком. Поэтому случаются мелкие погрешности, которые в сумме могут дать довольно большое отклонение. В связи с этим рекомендуется проводить измерения несколько раз.
Обычно это делается так: сначала измеряется дистанцию между точками в одном направлении, а потом в обратном. Получаемые в результате данные могут отличаться. Если такое случится, то стоит вывести среднее арифметическое, сложив вместе все показатели и разделив их на количество измерений. Полученные в результате такого расчета данные будут более точными.
Также рекомендуется измеряя общую длину маршрута (кривой) не пытаться измерить сразу всю его длину от начала и до конца. Лучше мерить отрезками – от одного важного ориентира к другому. И дело вовсе не в том, что вам может не хватить длинны шкалы. Просто с увеличением длинны измеряемого отрезка увеличивается степень погрешности измерения, неудобное положение, усталость или дрожь руки так же не лучшим образом могут сказаться на точности измерений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий