суббота, 4 сентября 2021 г.

Как организовать туристический поход (разработка туристического маршрута)

Отредактировано 26.05.2024


Чем лучше спланирован туристический поход, тем больше вероятность, что он пройдёт успешно.

Разработка любого туристического похода (пешего, водного, велосипедного и т.п.) проводится по одному алгоритму:
  1. выбрать цели похода
  2. выбрать район похода
  3. выбор категории сложности (этот пункт нужен для "профессиональных" туристов)
  4. разработка самого маршрута, мест посещения (т.е отрезка пути как и куда пойдете)
  5. рассчитать примерное время нахождения в пути (делается для того, чтобы запланировать кол-во продуктов, снаряжения и т.д)
  6. разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  7. подготовка заброски и выброски с района путешествия (если это планируется)
  8. составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки. Распределение обязанностей в группе.

Лучше всё это делать всей туристической группой, с учётом опыта походов и физической подготовкой каждого члена группы... Или, в крайнем случае, просто проинформируйте группу о том, где проходит маршрут, сколько времени он займёт и какая будет нагрузка в пути.

Вдобавок хорошим вариантом будет после возвращения из похода проанализировать полученную информацию: совпадают ли реальные данные с запланированными, где потратили больше времени, чем намеревались, какие сложности возникали на маршруте и т.п.. Ответы на эти вопросы могут помочь в следующий раз более грамотно спланировать поход.


Цели похода

В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у потенциальных участников могут возникнуть разные цели похода. Все туристские походы по целям разделяют на рекреационные и спортивные.

Рекреационные походы делятся на:
  • рекреационно-оздоровительные - их основными целями являются полноценный отдых и оздоровление участников похода
  • рекреационно-познавательные - их основными целями, помимо отдыха, являются ещё и познавательные (образовательные) цели и задачи
  • рекреационно-спортивные турпоходы — мероприятия, где активный отдых участников сочетается с преодолением естественных препятствий, но при этом участники похода не ставят перед собой сугубо спортивные цели
  • учебно-рекреационные — в их задачи входит обучение участников необходимой туристской технике и тактике проведения подобного рода мероприятий

Целью спортивных туристских походов является совершенствование спортивного мастерства их участников. Их главной отличительной чертой является целенаправленное преодоление сложных категорированных локальных препятствий, по их результатам участникам могут присваиваться спортивные разряды и звания.


Т.к. цели отличаются, то для осуществления похода надо создавать группу из людей со сходными целями. Как правило это выполняется одним из двух способов
  1. Руководитель лично определяет цели похода и затем набирает участников, которые согласны с этими целями
  2. Руководитель комплектует группу, затем они все вместе обсуждают варианты и определяют цели похода

Подбор в группу участников с сильно отличающимися целями похода приводит к двум наиболее распространенным последствиям:
  • невозможно составить маршрут, удовлетворяющий всех участников
  • если маршрут и составлен, при прохождении наверняка возникнут конфликты между очень разными участниками. Например, половина группы хочет пройти заявленный маршрут, а другой уже ничего не надо, кроме возвращения домой.
Вообще эти проблемы решаемы. Для этого руководитель похода должен осуществлять очень жёсткое командование и должен быть способен подчинить участников своим интересам. Но такое мало кому понравится...


Выбор района путешествия

После выбора целей похода стоит выбрать района путешествия. Этот район должен иметь что-то подходящее под конкретный вид похода.

При этом условия в различных частях даже одной области могут существенно различаться. И, соответственно, требуются различная подготовка участников, снаряжение, устанавливается различная продолжительность похода и т.п..

Район путешествия влияет и на траты, которые необходимы для попадания в этот район. Поэтому по бюджетному признаку можно выделить следующие походы:
  • дешёвые. Они находятся в пределах своей и соседних областей, куда можно доехать на местном автобусе, железнодорожном или недорогом ("знакомом") заказном транспорте.
  • бюджетные. Они находятся там, куда можно доехать пусть не очень коротким, но регулярным железнодорожным транспортом.
  • Отдаленные. Это такие районы, куда добираться затруднено, либо требуется дорогая заказная заброска автотранспортом.
  • Дорогие. Это отдалённые районы где требуется заброска авиацией или морским транспортом.


Выбор категории сложности туристического маршрута

Выбор категории сложности маршрута является неотъемлемой частью для спортивного туриста, который зарегистрировался в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) и хочет получить звание либо значок. Также в этом случае придётся в обязательном порядке писать отчёт о походе.

Но такое надо далеко не всем. Поэтому данный пункт можно пропустить. Однако вы должны понимать, сможете ли физически преодолеть данный маршрут. То есть категорию сложности определяете исходя из собственной подготовки.

Если всё-такие вы хотите идти по категорийному маршруту, то необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.



Разработка туристического маршрута

Сначала в нужном районе отмечаются наиболее интересные достопримечательности (природные, культурные и исторические места), которые вы хотите посетить. И только потом строится маршрут, который может быть трёх основных типов:
  • линейный - т.е вы идёте из точки А в точку Б
  • кольцевой маршрут (радиальный) - т.е. откуда вы вышли туда и возвращаетесь, только другим путем. Могут быть однодневными и многодневными.
    Обычно радиальный выход используют для осмотра каких-либо достопримечательностей, когда основное снаряжение находится в базовом лагере, а турист передвигается налегке.
  • комбинированный маршрут - содержит и линейный и кольцевой маршруты


Как таковой особой методики планирования маршрута нет. Просто необходимо учитывать некоторые моменты:
  • Разработка маршрута может вестись самостоятельно или возможно найти уже разработанный маршрут (проще всего в интернете). В некоторых местах уже есть проложенные туристические тропы, по которым и надо идти. Описание таких троп можно найти на местных сайтах (например, на сайтах национальных парков).
  • Самостоятельно маршрут разрабатывается по топографическим картам (они более детализированная чем спортивные и т.п. карты) в бумажном или электронном виде. В электронном виде рекомендую использовать карты nakarte.me (ссылка на сторонний сайт)MapMagic (ссылка на сторонний сайт)OpenStreetMap (ссылка на сторонний сайт), программу SAS Planet (ссылка на сторонний сайт).
    Сейчас еще можно использовать спутниковые снимки (например, используя гугл карты (ссылка на сторонний сайт) или яндекс карты (ссылка на сторонний сайт) или же просто набрав в любом поисковике что-то типа "спутниковые карты онлайн", что в некоторых случаях является большим плюсом, так как на них можно заметить препятствия, дороги и т.п., чего нет на картах... Или препятствия могут быть отмечены на картах, а в реальности уже не быть (может быть и наоборот).
  • Полезным будет собрать всю возможную информацию о выбранном маршруте в интернете: отчёты, схемы, описания, фотографии, панорамы, расположение родников, расположение источников пищи (грибные, ягодные, рыбные места), охотничьих избушек, заброшенных поселений, естественных укрытий (в последних трёх, например, можно будет укрыться от непогоды) и т.п. Чем этой информации больше, чем она нагляднее и новее, тем лучше.
  • Далее следует проанализировать собранную информацию (отчёты, схемы, карты, спутниковые снимки и т.п.) и на их основе наметить "нитку маршрута": место начала маршрута, ориентиры на местности, ход маршрута, ключевые ориентиры, фото ключевых мест, соседние маршруты, возможные пути схода с маршрута, ориентировочное время, необходимое снаряжение и т.п.
    Может случиться и так, что узнав подробности, вы поймёте, что ошиблись в выборе места похода.
  • В независимости от типа маршрута он обычно разбивается на различные по протяжённости отрезки. В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь.
    Желательно чтобы каждый отрезок имел минимальное количество поворотов. Каждый поворот маршрута следует намечать у характерных и легко распознаваемых ориентиров.
  • Маршрут должен быть построен таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Это может быть просто подходящее место на природе для установки палатки, туристический приют, балаган, гостиница и т.п.
  • При разработке маршрутов учитывайте восход и заход солнца, а также длительность светового дня. По этим данным установите оптимальное время выхода на маршрут, сколько он должен длиться в день, когда необходимо ставить лагерь и т.п.
  • Учитывайте географические особенности туристического маршрута: наличие и условия гидрографии (время прилива, глубина прибрежной зоны, крутизна берега, течение и расположение заграждений), наличие гор (хребтов, долин, рек, перевалов) и т.п.
  • Какие имеются опасные животные и насекомые, ядовитые растения и т.п. в месте проведения похода. Тут важно озаботиться информирования всех участников похода с тем что делать при встречи с ними, как их опознать и т.п.
  • Обязательно узнавайте о местном населении, особенно за границей. Будут ли они настроены дружелюбно или относятся к пришельцам с подозрением? Есть ли какие местные обычаи и табу?  Местные способы строительства убежищ и жилищ, добывания огня, пищи, лекарственных трав и воды в дикой природе базируются на глубоком понимании окружающей среды.
  • Стоит отметить потенциально-опасные и сложные участки на маршруте (например, болота, крутые подъёмы и спуски, ледники и т.п.). При необходимости стоит учитывать характер и элементы каждого конкретного препятствия, варианты прохождения и обхода.
    Учитывайте что сложность одного и того же участка маршрута может сильно измениться из-за времени года и погодных условий.
  • Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется планировать в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать полуднёвку или днёвку
  • При разработке маршрута учитывайте то, что прямой путь далеко не всегда является самым быстрым. Иногда лучше несколько отклониться от цели, но идти вдоль надежных линейных ориентиров - по просеке или дороге, чем по сильно заросшей лесной тропе, которая вот-вот исчезнет, или напрямую ломиться через буреломы.
  • При планировании желательно выбирать маршрут с как можно меньшим перепадом высот: это позволит сэкономить силы. 
  • В большинстве местностей важно отметить места, где группа может пополнить воду (от ключиков и рек до кафе и магазинов). И, соответственно, стоит рассчитать рабочий и запасной объём воды для потребления.
  • Учитывайте где, как и в каком формате будет обед (безопасность, удобство, наличие воды). Обед может быть полноценным, или чай и перекус, или сухпаёк, в зависимости от рельефа, предпочтений группы и наличия времени. Но продолжительный обед (2-2,5 часа) в целом ведет к увеличению тактической скорости. В жарких странах имеет смысл устраивать сиесту на 3 и более часа, иначе можно и умереть (это не фигуральный оборот речи, это констатация фактов) от жары и физических нагрузок.
  • Не забывайте об ночёвках. Место для ночёвки должно быть безопасно, иметь воду, удобство и уют. Если нет точной информации о наличии ночевок, надо оставить около 1 часа светлого времени на их обустройство. Так же надо еще в месте постоянного проживания продумать запасные места ночевок, если до основных дойти не успеваем.
  • Разбейте весь маршрут на части.
    • В первой части маршрута (первые 1-3 дня) не стоит планировать прохождение больших расстояний и сложных препятствий, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. К тому же туристическая группа будет нести максимальный груз
      Поэтому на этом этапе рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10-12 км), так и время хода (делать переходы не по 50-60, а по 30-40 минут).
    • Основная часть маршрута (50-75% похода). В это время туристическая группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов, прошла адаптацию к условиям похода, "вспомнились" технические приемы передвижения. Можно увеличить дневные переходы и время между отдыхом.
      На этом этапе надо проходить определяющие препятствия (если они запланированы), дневные переходы можно увеличить, делаются радиальные выходы (если они предусмотрены).
      Нагрузки (сложность похода) хорошо бы наращивать постепенно, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный.
    • Заключительная часть маршрута (20-30% похода). На этом этапе рюкзаки лёгкие (т.к. продукты почти все съедены), поэтому допустимы большие переходы. Но лучше воздержаться от прохождения сложных препятствий, т.к. накопленная усталость снижает технические возможности участников.
  • Перед походом уточните, разрешено ли устраивать стоянки в интересующей вас местности. Также выясните, законно ли там жечь костры, рубить дрова и заготавливать лапник. Дело в том, что на территориях заповедников, природных и национальных парков разбивать палаточный лагерь либо вовсе недопустимо, либо это можно делать только в отведённых для этого местах. На частных территориях ставить палатку без согласования с хозяином запрещено.
  • В ходе подготовки к походу по всему маршруту надо рассмотреть аварийные и запасные варианты маршрута.


Аварийные (экстренные) варианты маршрута

Аварийные варианты создаются если что-то случилось в походе и нужно максимально быстро выходить к людям (транспорту).

Чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше. Поэтому лучше всего варианты аварийного схода с маршрута прорабатывать до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Точки аварийного выхода должны отвечать следующим критериям:
  • точка  должна быть недалеко от населенного пункта или являться им (город, деревня с медиком и т.д),
  • это может быть просто удобное место, в которое может приехать машина (прилететь вертолет), чтобы забрать пострадавшего.

Для каждого аварийного варианта необходимо прописать, в каком случае вы им воспользуетесь (это облегчает спасательные работы). Все эти варианты руководитель и его заместитель (а желательно и участники), должны знать наизусть.


Запасные варианты маршрута

Запасные варианты маршрута нужны если по какой-либо причине вы не сможете пройти по основному маршруту и/или какое-то конкретное место нужно будет обойти (например, из-за погоды или более медленного чем рассчитано движения).

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, но максимально легкопроходимой.

Для каждого запасного варианта необходимо прописать, в каком случае вы им воспользуетесь (это облегчает спасательные работы). Все эти варианты руководитель и его заместитель (а желательно и участники), должны знать наизусть.


Правильность составленного маршрута

В итоге правильность составленного маршрута (нитки маршрута) можно проверить следующим образом. Он должен (но не всегда является!) правильным, если обладает следующими свойствами:
  • приводит к выполнению всех поставленных задач похода
  • не противоречит целям похода
  • начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода
  • верно распределены трудности маршрута
  • технически и физически выполнима
  • имеет заранее продуманные запасные и аварийные выходы


Расчёт примерного времени нахождения в походе

Важный момент в планировании туристического похода - запланированное время путешествия. Время нужно планировать всегда с небольшим запасом.

Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности, типа похода и физической формы участников похода.

Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день, особенно для новичков. Например, закладывайте в расчёт 10-15 километров в день (если в группе есть дети 3-5 км): поход всё-таки должен приносить удовольствие и вы не выполняете норматив для спортивного туризма. А напряжение от следования по слишком плотному графику не только изматывает, но и ведет к ошибочным оценкам, решениям и риску, которые часто становятся причиной выхода ситуации из-под контроля.

Не забывайте про привалы и днёвки. Днёвки делайте через каждые 3-4 дня пути. Разделите маршрут на примерно равные части, присмотрите живописные места и делайте там остановки.

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо. Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние (запасные) дни.


Пример расчёта похода
Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге.  Каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней. Прибавляем к шести дням день отдыха, например для стирки, для бани, посещения достопримечательностей, на случай непогоды (так называемую днёвку) и один запасной день.
Получается: 6 дней похода + дневка + запасной  день = 8 дней похода.


План похода желательно оформить как таблицу, в которой указываются: дата, день похода, основной вариант пути, километраж, перепады высот, ЧХВ,а так же запасные варианты пути и их характеристики.

В этот момент, когда план-график вчерне готов, его лучше временно отложить или показать кому-то другому. Необходимо взглянуть на свой маршрут свежим, "не замыленным" взглядом, чтобы избежать логических ошибок.








В идеале у вас должен получиться должна карта с маршрутом, с возможностью его изменения (с запасными и аварийными вариантами маршрутов), таблицы ориентиров и азимуты от них на маршрут, с указанными (хоть и приблизительно) местами под ночевки и днёвки, с указанием зон устойчивой мобильной связи, ее полного отсутствия, частот работы местного МЧС и т.п.






Составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения, аптечки и т.п.

Последнее в разработке маршрута это составление сметы, раскладки продуктов, снаряжения и аптечки.

Смета должна включать в себя все затраты на данный маршрут. Это позволит не только рассчитать стоимость похода, но и позволит ничего не забыть.
Затраты на поход складываются из следующих категорий:
  1. на подъезд (отъезд) регулярным транспортом
  2. на заброску (выброску) заказным транспортом
  3. на питание в пути
  4. на питание на маршруте
  5. на расходные материалы (печать фотографий, бумага и картриджи для печати отчёта и т.д.).
  6. на покупку снаряжение
  7. на оплату посещения особо охраняемых природных территорий, оплату участия в чемпионатах и конкурсах отчетов, организация и проведение до- и послепоходных мероприятий и т.п.
  8. Внеплановые затраты (дополнительное питание и напитки в пути, внезапное увеличение стоимости транспорта, сход с маршрута и т.п.).
Итоговая цифра сметы должна быть сообщена участникам как можно раньше с тем, чтобы члены группы могли рассчитывать свои средства. Сбор денег с участников предпочтительно также осуществлять как можно раньше, потому что сдача денег почти гарантирует, что человек в последний момент не откажется от участия в походе и не сорвет этим все мероприятие

Правильная раскладка продуктов очень важна. Спланировать так, чтобы было неголодно,  разнообразно, но при этом не взять лишнего, т.к. все это нести на себе, непростая задача. Очень в этом помогают различные справочники туристов, где можно найти таблицы расчета нормы продуктов на человека и подобрать оптимальный рацион.
Рацион очень сильно зависит от продолжительности маршрута. Если ваш поход рассчитан на 1-3 дня, то подойдут практически любые продукты, а вот собраться в поход дней на 10 уже не так просто. О том как правильно упаковать продукты в поход, я писал здесь.

По составленному маршруту подбирается снаряжение (вот пример снаряжения для новичков-туристов). В случае если есть групповое снаряжение (а оно есть практически всегда) то такое снаряжение распределяется по участникам похода.
Если необходимо - выбираются места для создания забросок и то, что должно в них входить.

Про составлении аптечки можете прочитать здесь.

Если нужны пропуска в пограничную зону, нацпарки/заповедники - стоит этим озаботиться до похода.

Помните, что туристические маршрут необходимо регистрировать в МЧС России или в профильных местных службах за границей. При этом нужно понимать, что чем более труднодоступный регион, тем дольше туда будут добираться спасатели.
При выходе на маршрут нужно позвонить дежурному местного МЧС и подтвердить, что группа такого-то (Фамилия) вышла на маршрут. Когда закончите маршрут, надо опять позвонить туда.

Для желающих получить справку за прохождение категорийного маршрута перед походом надо зарегистрироваться с МКК. Это тоже надо делать заранее, т.к. там может в вашем маршруте совсем всё не понравится, и они скажут переделать маршрут. Поэтому предварительный контакт по email с людьми из МКК с целью консультации (демонстрации им ваших планов) может сократить количество походов в организацию.

Возможно вас стоит задуматься об страховке. Только учтите, что страховой полис с прописанной эвакуацией вертолётом, транспортировкой не только в ближайшую больницу, но и больницу в родном городе и лечением стоит очень дорого, в РФ практически не встречается и работает через раз.


Обычно в это же время производится распределение конкретных обязанностей (ролей) в группе: медик, переводчик (если нужен), повар, завхоз (ответственный за снаряжение), водитель, штурман и т. п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий