Отредактировано 17.11.2023
НАВТЕКС (навигационный телекс) или NAVTEX (от англ. "Navigation Telex") - международная автоматизированная система оповещения судов, которая служит для приема навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety Information) и служит компонентом Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) Международной морской организации в соответствии с конвенцией СОЛАС-74/88.
Оборудование может быть использовано на судах всех типов и размеров.
Информацию по Навтекс можно найти в:
- Admiralty List of Radio signals (vol. 3, vol. 5)
- List of Radiodetermination and Special Service Stations (ITU)
- Сети Интернет
Как работает НАВТЕКС (Navigation Telex)
Информация распространяется в текстовом режиме (режим узкополосного буквопечатания, УБПЧ) в СВ-диапазоне на частоте 518 кГц (на английском языке), в других странах (кроме США), в дополнение к этой частоте может использоваться частота 490 кГц для передачи сообщений на национальных языках (в том числе на русском). В районе Суэцкого канала из-за сложных метеоусловий (близость пустынь Египта и Аравийского полуострова, которые формируют пылевые завесы, сложные для преодоления на частоте 518 кГц) используется дублирующая частота 4209,5 кГц.
Для правильной передачи информации вся поверхность земного шара поделена на 21 район NAVAREA (от англ - Navigational Area). Каждой станции в районе предупреждения присвоена буква латинского алфавита от A до Z (в северном полушарии с севера на юг).
Каждый NAVAREA имеет несколько станций Навтекс (всего насчитывается 153 действующих станции). Вещание станций в одном районе предупреждения координируется страной-координатором (в которой находится координационный центр данного района) и ведётся последовательно, согласно расписанию. Дальность вещания станции составляет 200-600 морских миль.
Все приемники Навтекс программируются для гарантированного отображения или печати сообщений только от выбранных станций Навтекс. По автоматическому выбору приемник получает информацию по морской безопасности для области, в которой судно находится постоянно. Если координаты судна подгружаются от навигационного оборудования, например GPS, приемник Навтекс автоматически выберет NAVAREA, в котором судно перемещается в текущее время, а также соответствующие станции Navtex.
Сообщения НАВТЕКС (Navigation Telex)
Виды сообщений Навтекс
Приемник Navtex получает следующие виды сообщений:
- A - навигационные предупреждения
- B - метеорологические предупреждения
- C - сообщение о состоянии льда
- D - поисково-спасательная информация/ пиратство и вооруженный разбой
- E - метеорологический прогноз
- F - сообщения штурмана
- G - сообщения АИС
- H - сообщения Loran C
- I - сообщения Omega
- J - сообщения Satnav (GPS или ГЛОНАСС)
- K - сообщения других электронных навигационных систем помощи
- L - навигационные предупреждения (дополнительно)
- M до U - резерв
- V - уведомления для рыбаков
- W до Y - резерв
- Z = нет сообщений в распоряжении
Для приемника Навтекс можно задать установку игнорировать определенные типы сообщений, однако сообщения А,B,D и L (выделы жирным шрифтом) не могут быть отклонены из-за особой важности. При получении сообщений этих типов могут быть сгенерированы звуковые сигналы только с ручным отключением.
Структура сообщения Навтекс
Структура сообщения может отличаться от нижеприведённого примера, кроме стартового и заключительного кодов. Заключительный код может содержать также группу NNN это говорит о том, что принятое сообщение содержит слишком много ошибок (более 4 %) и в следующий раз будет принято повторно.
Структура сообщения
ZCZC LE05031452 UTC MARROGERLAMD RADIO WEATHER-FORECASTMELDUNG ....NNNN
Пояснение структуры сообщения
Стартовый код (ZCZC), Станция (L), Вид сообщения (E), Порядковый номер (05)03 Марта 14:52 UTCНазвание станции и вид сообщенияСообщениеЗаключительный код
Порядковый номер сообщения присваивается только в одной группе информации, бывает от 01 до 99. При достижении 99 нумерация возобновляется или по истечении 60-72 часов вновь пришедшее сообщение стирает самое старое (т.е. начинается опять с 01), но порядковые номера еще действующих сообщений не используются.
Номер 00 присваивается только для жизненно важных сообщений, таких как первоначальное сообщение о бедствии. Сообщения с таким номером будут всегда распечатываться, и сработает звуковая и световая сигнализация.
В текстах предупреждений применяются следующие сокращения:
- NAVWARN – навигационное предупреждение;
- JAN, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AUG, SEP, OCT, NOV, DEC – наименование месяцев;
- N, S, E, W – наименование координат и направлений;
- IN PSN – в точке
Когда передаются сообщения Навтекс
- Сообщения об отмене должны передаваться только один раз.
- Навигационные предупреждения
- Прибрежные предупреждения и предупреждения НАВАРЕА, которые касаются судов в районе, должны включаться в передачу.
- Местные предупреждения не должны передаваться по НАВТЕКС.
- Предупреждения должны повторяться в каждую передачу по расписанию до тех пор, пока они остаются в силе.
- Предупреждения о сгонных явлениях и цунами должны передаваться сразу "по получению" и в следующую по расписанию передачу.
- 4 Метеорологические предупреждения.
- Штормовые предупреждения должны передаваться сразу "по получению" и один раз в следующую по расписанию передачу
- В прогнозе погоды должны обычно передаваться НАВТЕКС дважды каждый день
- Текущие ледовые обзоры обычно должны передаваться один раз в день.
- Предупреждения об обледенении должны включаться в ледовые обзоры НАВТЕКС.
- Информация по поиску и спасанию
- Передачи НАВТЕКС не предназначены для радиообмена при бедствии, поэтому, только первоначальное, сообщение о бедствии должно ретранслироваться НАВТЕКС судам
- Запросы о задерживающихся судах и судах, не вышедших на связь, должны передаваться как навигационные предупреждения.
- Сообщения о лоцманских услугах
- Сообщения со знаком "F" должны использоваться только для передач, содержащих временные изменения в лоцманских услугах. Они могут включать сообщения, которые извещают суда о временном изменении места приема лоцмана или временной отмене лоцманских услуг из-за условий погоды и т.д.
- Отсутствие сообщений.
- Отсутствие сообщений для передачи может быть использован передающими станциями для подтверждения правильной работы индикацией, что сообщение принято для последующей выдачи на печать, кроме жизненно важных сообщений, которые должны быть выданы на печать сразу же по получении. Данный вид сообщений включает неподтвержденные сведения (сведения с судов).
Пример сообщения Навтекс
В случае отсутствия предупреждений на судне будет получено сообщение следующего вида:
ZCZCUTC MAY 01QRUNNNN
Терминалы (принимающая станция) НАВТЕКС (Navigation Telex)
Согласно требованиям ГМССБ и СОЛАС приемник NAVTEX устанавливается в ходовой или штурманской рубке (выгородке) и должен быть постоянно включен как во время рейса судна, так и не менее чем за 4 часа до выхода из порта. Приём сообщений осуществляется автоматически и круглосуточно по заданной программе без участия человека.
Должны быть предусмотрены средства для ручного ввода данных о местоположении судна и кода района так, чтобы можно было принять районные групповые вызовы
Терминалы Навтекс состоят из активной антенны и приёмника с устройством вывода информации. Обычно применяются приёмники с дисплеем и встроенным печатным устройством с использованием термобумаги. В последнее время получили распространение более дешевые терминалы с жидкокристаллическим дисплеем, оснащённые разъёмом RS-232, или же антенны подключаемые через USB к персональному компьютеру с соответствующим программным обеспечением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий