Отредактировано 7.07.2024
Конспект - краткое изложение или краткая запись содержания чего-либо. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию. Яркий и всем знакомый пример - конспекты уроков сначала в школе, а затем в других учебных заведениях.
Где вести конспект
Собственно выбора не так уж и много.
- Конспект в электронном виде.
Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.
При работе с компьютером гораздо проще отвлечься от основной задачи - конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок - целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения. - Конспект от руки.
Конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации. - Использование диктофона.
Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
Теперь, с развитием техники, можно использовать и видеозапись.
Обязательно спросите у лектора разрешение на запись диктофоном или осуществления видеозаписи.
Здесь выбрать можете только вы. Причём для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования - создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.
Методы ведения конспектов
Существует много разных методов ведения конспектов и периодически появляются новые. Это происходит, в первую очередь, из-за стремления ведущих конспект прийти к оптимальному для себя методу.
Поэтому лучший вариант: выбрать подходящий для ваших целей метод и при, необходимости, модифицировать его.... Или, что еще лучше, создать свой собственный метод ведения конспектов с нуля.
Все методы ведения конспектов можно разделить на:
- Плановый конспект - информация в конспекте представлена в виде плана, где раскрывается каждый пункт. Такой конспект отлично подходит для дальнейшей работы с текстом: отдельные пункты легче воспринимаются визуально и связываются логически.
Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы. - Конспект-схема - тезисно представленные факты связаны с помощью схем, блоков, алгоритмов и т.д., что помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект - состоит из цитат, логически связанных между собой. Чаще используется для работы с письменными источниками (например, конспект главы из учебника).
Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам. - Свободный конспект - представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.
Текста много, но он может требовать дальнейшей переработки, чтобы уловить логику рассуждений. - Тематический конспект - раскрывает определённую тему. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
- Графический конспект - информации представляет в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами.
Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
Ниже будут представлены некоторые из методов ведения конспектов.
Метод Корнелла для ведения конспекта
Главная идея этого метода - разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.
- Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
Эта колонка заполняется после заполнения основной колонки. - Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
- Секция внизу. Здесь пишется краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале - своими словами.
Для этого раздела достаточно 5-6 строчек.
Метод Билла Гейтса для ведения конспекта
Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом - американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом - имена, в третьем - места или события, в четвертом - возникающие у вас вопросы и т.п.
Схематический метод ведения конспектов
При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка - это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.
Плюс этого метода - анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.
Метод интеллект-карт (ментальных карт) для ведения конспектов
Данный метод заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы.
Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
Этот метод подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и т.п.
В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.
Метод предложений для ведения конспектов
Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой. Важное отличие - каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность. Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.
Плюсы метода - привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.
Метод течения (потока) для ведения конспектов
Суть данного метода в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу.
Главная цель этого метода - выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных.
Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования - собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.
Метод ведения конспектов "Вопрос-ответ-доказательство"
Это удобная смысловая схема ведения конспекта. Тема формулируется в виде вопроса, потом следует основная мысль - ответ на этот вопрос, затем - доказательства: пояснения, аргументы и пр.
Основные правила конспектирования
Данная информация подходит для всех способов ведения конспектов
- Любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы.
- Подготовьте все необходимые материалы и принадлежности для ведения конспекта.
Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки. - Конспектирование всегда начинается с даты и названия. Если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк (или начать писать на новой странице): так информация не будет сливалаться.
- Самое важное и существенное желательно выделять цветом (например, писать ручкой другого цвета или выделять маркером понятия, определения, примеры и т.п.). Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.
Но не стоит перебарщивать с выделением цветом: яркие записи с большим количеством выделений лишь ухудшат восприятие информации. Не стоит выделять каждое слово маркером и использовать много цветов на одной странице. Это помешает вам сконцентрироваться на чтении, да еще потребует время на оформление
Лучше всего для каждого конкретного цвета придавать конкретное значение, к примеру, красный - главная мысль, желтый - определение, зеленый - вывод и т.п. - Информации всегда много (в учебники или у лектора), но не всегда конкретно по теме. Поэтому вы должны учиться определять наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
К тому же в попытке успеть записать все слова лектора или преподавателя вы рискуете уйти в механическую работу, отключить голову и ничего не запомнить. - Не используйте отдельные листочки для конспектов, ведь их можно легко потерять. Если вы это делаете или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.... хотя можно нумеровать и складывать листочки в отдельную папку.
- Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы.
Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации. При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения. - Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
- То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в конспекте, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Это же относится и к информации, которую лектор повторяет два и более раза.
- Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить краткое описание текста. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии.
- В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно - т.е. иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение (об этом есть пример ниже). В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.
Варианты сокращений для конспектов
Ниже приведены варианты сокращения, которые можно использовать для конспектов. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
- Цифры не пишите буквами, а только знаками чисел.
- Изучите стенографию и используйте её. Метод сложный, но позволяет писать более подробные конспекты.
- Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу "Вторая мировая война" можно сократить до "ВМВ", "двигатель постоянного тока" можно сократить до "ДПТ", "акционерное общество" можно сократить до "АО" и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
- Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, используйте общепринятыми сокращениями. Например:
- информация - инфо
- формула - ф-ла
- сантиметр - см
- государство - гос-во
- институт - ин-т
- руководство - рук-во
- издательство - изд-во
- страница - с
- киловатт - кВт
- и т.п.
- Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками. Правда тут нужна практика.
Например: - ! - важно
- !! - очень важно
- ? - не точно или под вопросом
- Rm - запомнить
- NB - обратить внимание
- R - проверить
- P - пример
- Sic! - означает, что было написано именно так, даже если есть очевидная ошибка
- U - посмотреть в учебнике
- I - посмотреть в Интернете
- и т.п.
- Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания. Правда тут нужна практика.
Например: - / означает "-ический" (мат/ - математический, биолог/ - биологический и т.д.)
- ~ означает "-ание" или "-ение" (повед~ - поведение, повествов~ - повествование и т.д.)
- Ђ означает "-ность" (ушербЂ - ущербность, влиятельЂ - влиятельность и т.д.)
- Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики. Правда тут нужна практика.
Например: - + - плюс
- — - минус
- <, > - меньше и больше
- ± - неточность
- ≠ - не равно
- ≈ - примерно
- ⇒ - следовательно
- ⇔ - верно только тогда, когда…
- ∧ - и
- ∨ - или
- ∃ - существует
- ∈ - принадлежит
- ∉ - не принадлежит
- ∀ - для всех
- ∪ - объединяет
- ⋂ - пересекается
- ⊂ - включает в себя
- ∞ - бесконечно
- ∑ - сумма
- || - параллельно
- ¬ - не
- ↑, ↓ - возрастает и убывает и т.д.
- Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, "противоядие" можно написать в виде "пртвд", "совокупность" можно написать в виде "свкпнст" и т.п.
- Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, "короткий" можно написать как "short", математика - как "math", корпорация - как "corp." и т.п.
- Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы.
Вот пример неудачной записи:А вот пример удачной - Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так
Комментариев нет:
Отправить комментарий