Для
- контроля правильности выдерживания выбранного (назначенного) маршрута движения по его участкам
- для контроля расхода топлива
- для расчета сроков замены расходных материалов
- для анализа загруженности и эффективности автопарка
- и т.п.
нужно определять пройденное расстояние. Для чего обычно используется одометр (или, как не правильно его называют - спидометр) автомобиля (танка, БТР, БМП, трактора и т.п.). Расстояние, пройденное автомобилем, определяется как разность показаний одометра в начале и конце пути.
При движении по дорогам с твердым покрытием показания одометра будут на 3-5%, а по вязкому грунту на 8-12% больше действительного расстояния. Такие погрешности в определении расстояний по одометру возникают от пробуксовки колес (проскальзывания гусениц), износа протекторов покрышек и изменения давления в шинах.
Ошибка показаний одометра особенно велика на машинах с изменяющимся давлением в шинах при преодолении труднопроходимых участков, когда давление уменьшают в 5—7 раз против нормы.
Если необходимо определить пройденное машиной расстояние как можно точнее, надо в показания одометра внести поправку. Такая необходимость возникает, например, при движении по азимуту или при ориентировании с использованием навигационных приборов.
Поправка в разность показаний одометра может быть как положительной, так и отрицательной. Если положительная, то из показания одометра вычитается поправка, при отрицательной - добавляется. Она вводится в измеренное одометром расстояние с помощью коэффициента корректуры пути (К), значение которого, как правило, определяют перед началом движения (марша).
Для расчёта поправки выбирается участок дороги, который по характеру рельефа и почвенного покрова похож предстоящему маршруту. Этот участок проезжают с маршевой скоростью в прямом и обратном направлениях, снимая показания одометра в начале и конце участка. По полученным данным определяют среднее значение протяженности контрольного участка (SСР) и вычитают из него величину этого же участка (SК), определённого на местности рулеткой или другим точным способом. Разделив полученный результат на длину участка, измеренного на местности, и умножив на 100, получают значение коэффициента корректуры пути в процентах.
Например, если среднее значение контрольного участка равно 4,2 км, а измеренное по карте 3,8 км, то коэффициент поправки равен:Таким образом, если длина маршрута, измеренного по карте, составляет 50 км, то на одометре будет отсчет 55,25 км, т. е. на 10,5% больше. Разница в 5,25 км и есть величина поправки.
Если при проезде в обе стороны получились разные значения, то надо высчитать средние показатели SСР. Для этого высчитывается среднее арифметическое.
Например, при измерении в одну сторону SСР получилось 16,7 км, а в другую - 16,9 км. То средний показатель будет (16,7+16,9)/2=16,8 км.
Комментариев нет:
Отправить комментарий