На яхте есть оборудование от которого зависит жизнь экипажа и пассажиров... и не только одной яхты, но и других плавучих сооружений. К тому же многие не хотят отказываться от комфортной жизни (надо холодильник, стиральную машину, кондиционер и т.п.). И для всего этого надо электричество.
Электричество на яхте берётся из аккумуляторов (АКБ). А чтобы их зарядить есть несколько способов, ОБЩЕЕ описание которых (достаточное для общего понимания) будет приведено ниже.
Электричество на берегу (береговое питание) для яхты
Самым простым способом зарядить АКБ является розетка на берегу. Ей пользуются когда яхта находится у пирса в марине.
Электричество на берегу приходит 220 или 110 вольт. Поэтому подключить кабель к розетке следует осторожно: вокруг всё влажно и вас может ударить током... Иногда может оказаться нужен трансформатор 110/220 — обычно они есть в маринах, но серьезным путешественникам не помешает свой.
Т.к. есть разные стандарты вилок/розеток то при морском путешествии вам могут понадобиться переходники.
При поступлении электричества на яхту оно преобразовывается в нужные вам 12 или 24 вольта и заряжает АКБ.
Генератор на двигателе (альтернатор) для получения электричества на яхте
Генератор на двигателе (альтернатор) заряжает АКБ только тогда, когда обороты двигателя превышают полторы тысячи в минуту.
Штатные альтернаторы обычно устанавливаются небольшой мощности и для заряда стартовой батареи двигателя. Но вот заряд сервисных батарей (отвечающих за всё кроме запуска двигателя) занимает достаточно длительное время.
Можно поменять на альтернатор на более мощный. Можно добавит второй навесной альтернатор, но в этом случае нужно ставить отдельный регулятор заряда на сервисные батареи.
Солнечные панели для получения электричества на яхте
Обычно их используют если яхты долго находятся в море и ходят под парусом.
Солнечные батареи имеют малую мощность и требуют больших площадей для более-менее приличных результатов. Обычно ставят несколько солнечных панелей по 30-50 Ватт.
На парусной яхте, идущей с креном, солнечные панели не всегда будет лучшим решением, т.к. солнечная погода есть не везде и получению электричества может помешать любая тень. Кормовые арки с огромными солнечными панелями не только ухудшают ходовые характеристики яхты, но и могут быть повреждены и/или сдуты в шторм (а если плохо закрепить то и при относительно небольшом ветре), т.к. у них большая парусность.
При этом желательно иметь механизм, позволяющий поворачивать их перпендикулярно солнечному свету. И в месте их установки на панели не должна падать тень... совсем. Иначе КПД будет маленький.
Из-за всего вышеперечисленного солнечные панели не могут считаться надёжным источником электричества.
Ветрогенератор для получения электричества на яхте
Обычно их используют если яхты долго находятся в море и ходят под парусом.
В море генератор работает хорошо при курсах против ветра и очень посредственно на попутных курсах. Большинство ветрогенераторов выдают хорошие показатели электричества только при достаточной силе ветра (зависит от конструкции ветряка), которая обычно составляет 7-10 узлов (хоть в рекламе указывается 3-5 узлов). Поэтому ветрогенератор не надёжный источник электричества.
Преимуществом является то, что если есть достаточная скорость ветра то АКБ заряжается круглосуточно.
Но ветряки требуют основательной конструкции для установки, весьма шумны в работе, создают лишнюю парусность (что влияет на ходовые качества).
Также быстро вращающиеся лопасти представляют определенную опасность для экипажа, особенно если ветряк расположен невысоко или в неправильном месте. Бывают даже случаи когда лопасти отваливаются и летят с немалой скоростью, что тоже не может добавить безопасности окружающим, причем такие случаи происходят как в море, так и в порту.
Есть и более безопасные ветрогенераторы, это вертикальные турбины, но их производительность обычно существенно меньше генераторов с лопастями.
Гидрогенератор для получения электричества на яхте
Удобством гидрогенератора является простота использования, малые габариты и возможность быстро закрепить в подходящем месте на кормовом реллинге. Вращающаяся на гибком конце турбина не требует большой заботы, и может генерировать ток 24 часа в сутки, если яхта на ходу.
К недостаткам следует отнести дороговизну и то что винт гидрогенератора тормозит лодку примерно на 0,5 узла.
Отдельный генератор для получения электричества на яхте
Отдельным генератором удобно пользоваться и при работе с мощными потребителями электричества (электроинструментом, стиральной машиной и т.п.). А для подзарядки батарей его можно включать на небольшое время.
Генератор может быть представлен в двух вариантах
- Обычный переносной бензиновый или дизельный генератор с воздушным охлаждением.
Шумный, маломощный, надо место для хранения или делать отдельный отсек с вентиляцией и выхлопом (как для стационарного генератора), плохая защита деталей от коррозии.
Можно использовать как запасной вариант. - Стационарный дизель-генератор в морском исполнении, охлаждающийся забортной водой, закрытый в почти герметичный кожух, с хорошей звукоизоляцией. К тому же теплообменник на контуре охлаждения генератора может обеспечить вас горячей водой в душе.
Этот вариант лучше всех других вариантов... Но он дорог, не всегда есть место под его установку, добавляет много весу (что для некоторых является критическим).
Комментариев нет:
Отправить комментарий