воскресенье, 15 мая 2022 г.

Переключение передач на мотоцикле

Отредактировано 27.07.2024

Подавляющее большинство мотоциклов и другой мототехники использует коробку передач расположенную под левой ногой и имеющий следующий порядок размещения передач (приведён по порядку с самой верхней до самой нижней):
  • 6-я передача (есть не во всех мотоциклах)
  • 5-я передача
  • 4-я передача
  • 3-я передача
  • 2-я передача
  • НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  • 1-я передача
Для того чтобы найти нейтральное положение может понадобиться некоторое время. Которое также потребуется чтобы привыкнуть все переключения делать быстро и не задумываясь.


Переключение передач на мотоцикле очень сильно зависит от конструкции самого мотоцикла.
И может сильно отличаться от модели к модели.



Чаще всего переключение передач на мотоцикле происходит в следующем порядке:
  1. Убедитесь что вы движетесь прямолинейно и нет никаких препятствий.
  2. Сбавьте газ немного повернув ручку газа от себя (правое запястье вверх). Одновременно левой рукой нажмите ручку сцепления (четырьмя пальцами руки!). Если пауза между этими действиями будет долгой, то мотоцикл заглохнет. Если выжимание сцепления будет предшествовать сбросу газа, то мотоцикл "заревёт" и при последующем переключении скорости начнет дёргаться.
    Пальцы левой кисти не должны лежать на рычаге сцепления, вы должны касаться рычага только в момент переключения передачи, всё остальное время ваша кисть должна обхватывать клипон руля. Вы должны подобрать угол наклона рычага сцепления и его подъем таким образом, чтобы в любое время вы могли бы дотянуться до рычага и ничего бы вам не мешало.
  3. Левой ногой включите необходимую передачу.
    Чаще всего для включения передачи на мотоцикле надо
    • для повышения передачи - приподнимите лапку. Исключение составляет включение первой передачи, для включения которой из нейтрального положения необходимо нажать на лапку вниз.
      Делается это носком левой ноги до щелчка: носок ноги подсовывается под лапку и приподнимает её. Впрочем есть варианты, когда вместо лапки располагается двухсторонний рычаг и для повышения передачи надо нажать пяткой на этот рычаг.
    • для понижения передачи - нажмите на лапку. Делается это подошвой левой ноги до щелчка. Исключение составляет включение нейтральной передачи, для включения которой из первого положения необходимо поднять на лапку вверх.
  4. В то время когда вы опускаете сцепление (делать это нужно плавно и медленно), обороты начинают опускаться и вы должны стараться открывая ручку газа (правое запястье вниз) одновременно с опусканием сцепления, тем самым удерживая обороты мотора постоянными (делать это тоже нужно плавно и медленно). Если пауза между этими действиями будет долгой, то мотоцикл заглохнет.

Вы должны переключаться вверх в зоне высоких оборотов (обороты отсечки минус 4000). Если вы переключаетесь на низких оборотах, то вам может потребоваться большая перегазовка - 2000/3000. Техника переключения на высоких оборотах одинакова для всех мотоциклов и объемов.
Техника переключения на низких оборотах разнится в зависимости от объема двигателя перегазовкой. На малых объемах, при переключении на низких оборотах необходима большая перегазовка, чем на больших объемах. Переключение на низких оборотах не правильна.
Чтобы легче понять, когда нужно включать другую скорость, прислушайтесь к работе двигателя. Если он издает низкий урчащий звук, переключайтесь ниже. Если звук высокий и громкий, переключайтесь выше.
К тому же если вы двигаетесь не по трассе, то нет никаких причин раскручивать мотор до слишком больших оборотов.


Некоторые модели мотоциклов имеют полуавтоматическую трансмиссию, где отсутствует рычаг сцепления. Оно совмещено с коробкой передач и работает в автоматическом режиме. Просто сбавляете газ и можно менять скорость. Такие мотоциклы намного лучше подходят новичкам.
И отдельно хочу упомянуть что существует мототехника с коробкой-автоматом. Для новичков она ещё лучше, к тому же на дорожные условия отводится больше внимания... но опыта с переключением передач новичок просто не наберётся (в дальнейшем меньше вариантов использования мототехники), да и цена высоковата за такую мототехнику.


Некоторые модели мототехники имеют круговое включение передач (N-1-2-3-4 и как только вы достигаете 4-ю передачу то при повышении вы включите 1-ю). Как по мне это не очень хорошо, ведь есть большой риск включить первую передачу на максимальной скорости. Но кому что привычнее.


Также на многой современной мототехнике при переключении передач на контрольной панели приборов высвечивается та скорость, которую вы включили (нейтральная передача обозначается буквой "N").



Если на начальном этапе вам покажется сложным процесс переключения передач, при начале движения, не волнуйтесь. На самом деле этот процесс намного проще, чем кажется. Необходимо просто привыкнуть к порядку переключения передач.


И, насколько я знаю, раз больше всего у новичков возникает проблем с порядком включения 1 передачи для старта, то напишу про это немного подробнее.
  1. Убедитесь что КПП на нейтраль.
  2. Убедитесь, что ваши руки согнуты в локтях, центр тяжести перенесен вперед.
  3. Выжмите сцепление.
  4. Включите первую передачу.
  5. С оборотов холостого хода плавно отпускайте ручку сцепления одновременно поднимая обороты. Если ваш мотоцикл оборудован датчиком позиции рычага сцепления то вы можете заметить как при старте с нейтрали мотоцикл сам добавляет оборотов - упрощая старт.
  6. Не бросайте рычаг сцепления.
После того как вы отработаете плавный старт вы можете научиться стартовать быстрее. Принцип быстрого старта тот же самый что и для медленного - вы загружаете перед, руки согнуты, но старт начинается не с оборотов холостого хода, а с оборотов от 4000 до 8000. Оптимальным для начинающего в городе является старт с 3000 оборотов. При старте мы рекомендуем держать ступню правой ноги на заднем тормозе - если вы не рассчитали обороты - и мотоцикл начал подниматься на заднее колесо - воспользуйтесь задним тормозом. Часто, мы начинаем с того чем заканчиваем. Контроль тяги при старте мотоцикла, с помощью заднего тормоза, широко используется гонщиками при старте мотоцикла в чемпионатах мира.




Вот несколько полезных видео.

Комментариев нет:

Отправить комментарий