понедельник, 1 августа 2022 г.

Как правильно ездить на автомобиле с роботизированной коробкой передач

Роботизированная коробка передач (РКПП) представляет собой механическую коробка передач, в которой управление сцеплением, а также выбор и включение/выключение передач осуществляется автоматически (т.е. без участия водителя).


Режимы работы РКП

Передачи на РКП обозначаются латинскими буквами, которые означают следующее:
  • N (нейтраль) - в этом режиме крутящий момент на колеса не передается. Указанный режим нужно включать при простое с заведенным двигателем, в том случае, если выполняется буксировка автомобиля и т.д. 
  • R (реверс) - задний ход.
  • Автомобиль едет вперёд (этот режим считается основным в работе вариатора). Сущесвует две разновидности:
    • А/М или Е/М - такое обозначение свойственно простым РКПП, которые имеют только одно сцепление.  
    • D - такое обозначение свойственно РКПП, которые имеют двойное сцепление.
  • М - РКПП переведена в режим ручного управления, а обозначения " " и " " указывают, куда нужно двигать селектор для повышения или понижения передачи. На некоторых РКПП управление ручным режимом может быть выполнено в виде отдельной кнопки на селекторе.
На РКПП могут быть и другие режимы:
  • S (спортивный). Этот режим позволяет быстрее ускоряться, т.к. производит переход на повышенные передачи при больших оборотах, чем в обычном режиме. Т.е. если при обычном режиме переход на 2 передачу выполнялся, к примеру, при 2500 об/мин, то в режиме "спорт" этот переход будет осуществляться при 3000 об/мин.
  • W (winter, зимний). Часто обозначается как снежинка. Этот режим обеспечивает начало движения сразу со второй передачи и более плавные переходы на повышенные передачи. Т.е. делает всё для того чтобы как можно плавнее и без пробуксовок начать движение на обледенелой дороге.



Особенности РКПП

Роботизированная коробка передач имеет свои особенности. И их нужно учитывать при езде на автомобиле.
  • Во время стоянки масло в коробке стекает вниз. Поэтому рекомендуется дать время, чтобы масло растеклось по элементам коробки, снижая между ними трение.
    Для этого достаточно просто постоять пару минут с заведенным мотором, при этом селектор переводить в разные режимы не нужно, достаточно держать его в положении "N". После этого движение нужно начинать плавно, без резких рывков и проехать так 1-10 км, что обеспечит полный прогрев масла.
    Особенно полезно такое зимой, когда из-за мороза смазка загустевает.
  • Начало движение на подъёме может быть затруднено, если в автомобиле нет системы помощи при старте на подъем. И всё это происходит как при управлении автомобиля с механической коробкой передач. Но есть два варианта:
    • Для начала движения селектор переводится в режим "А", плавно нажимается газ и одновременно автомобиль снимается с ручника. Такое действие исключит откат авто назад. Одновременно жать на газ и снимать с ручника следует потренироваться, чтобы водитель чувствовал двигатель и понимал, когда сцепление начало включаться и можно снимать с ручника.
    • Можно воспользоваться и ручным режимом, особенно это будет полезным зимой. Трогаться надо на первой передачи. И не следует сильно давить на газ, т.к. возможна пробуксовка колес.
  • При движении на подъем в автоматическом режиме коробка самостоятельно начнет переходить на пониженные передачи (из-а встроенного гироскопом, который определяет положение автомобиля, и если датчик показывает подъем, то коробка буде работать соответственно).
    Можно совершать подъём и в ручном режиме, зафиксировав определенную передачу. Важно понимать, что РКПП не даст двигаться в натяг, поэтому при подъеме обороты двигателя должны быть не меньше 2500 об/мин.
  • Если стоянка короткая (около 30-60 сек.) нет необходимости переводить селектор из режима А или D в N. 
    Но если стоите дольше то включить "N" необходимо чтобы уберечь сцепление (которое в другом случае остаётся выжатым) и продлить срок его службы.
  • При парковке после полной остановки селектор РКПП переводится в "N", затем ставится ручник, после чего можно отпустить педаль тормоза и заглушить двигатель автомобиля.
  • При необходимости перейти на ручной режим РКПП позволяет это сделать прямо во время движения. Также позволяется самостоятельно понижать или повышать передачу для изменения скорости движения.
    Но стоит учитывать, что полностью управление коробкой электронный блок (ЭБУ) не передаст, он будет постоянно контролировать работу и включение той или иной передачи возможно только в случае если диапазон допустимых оборотов и скорость прописанные в ЭБУ, позволяют включить выбранную водителем передачу. Это сделано для защиты коробки передач от возможной поломки.
  • РКПП "не любит" резких нажатий на педаль газа, поэтому лучше осуществлять движение в спокойном режиме. Даже при необходимости ускориться лучше жать на педаль газа плавно, при этом стоит перейти в ручной режим.
  • Резкое нажатие на тормоз при езде накатом либо в момент торможения двигателем значительно сокращает срок службы трансмиссии. Поэтому, по возможности, торможение должно быть плавным: в этом случае диск сцепления и маховик полностью разомкнутся и не будут подвергаться повышенным механическим нагрузкам.
  • Для РКПП характерны легкие толчки при переключении передач. Все дело в том, что толчок появляется в момент, когда сцепление "смыкается". Избежать таких толчков можно, интуитивно угадывая, когда электроника инициирует переключения, и немного сбрасывая газ перед таким переключением (т.е. действовать по аналогии с обычной механической коробкой)
  • РКПП не рассчитаны на большие нагрузки. Обычно они устанавливаются на автомобили, которые вместе с водителем и пассажирами весят не более двух тонн. Если вы хотите буксировать другое транспортное средство или тяжелый прицеп с помощью своего автомобиля, помните, что ваша коробка может не справиться с такими перегрузками.
  • Если автомобиль застрял, лучше выбираться только с внешней помощью. РКПП "не любит" "раскачку" вперёд-назад, а долгие попытки выехать внатяг скорее всего перегреют сцепления.
  • Не стоит одновременно нажимать на педали тормоза и газа. Хотя для современных РКПП это не так критично, как в случае с АКПП: их электроника имеет возмож­ность разомкнуть оба сцепления, у многих трансмиссий даже предусмотрен режим Launch Control (быстрого старта). Однако при этом автомобиль будет трогаться с высоких оборотов, с резким включением сцепления и ударными нагрузками на трансмиссию, снижающими ресурс робота. Обычно после нескольких таких стартов подряд электроника просто переходит в щадящий режим управления, чтобы охладить сцепления и коробку.
  • Не переключайте режимы "D" ("А") и "R", не дождавшись полной остановки автомобиля. Не лишним будет и выдерживать небольшие секундные паузы: переход из одного режима в другой у них может быть не столь быстрым.
  • При езде в пробке лучше использовать ручное управление: когда поток едет медленно, но относительно ровно, это уменьшит количество переключений. А значит, снизит не только нагрузку на всю коробку в целом, но и ненужный нагрев дисков сцеплений и мехатроника.
    И постарайтесь двигаться циклически: дать впереди стоящей машине проехать 5-7 метров, чтобы плавно тронуться и набрать хоть небольшую скорость. Если вся пробка сдвигается за раз менее чем на корпус автомобиля, выгоднее трогаться на каждое второе-третье такое движение.
  • Обязательно при каждом ТО делать инициализацию (обучение) и проводить диагностику состояния РКПП, что позволит устранить все неисправности коробки еще на раннем этапе.
    Также полезно проверить наличие обновления для электронного блока.

Есть и другие особенности, которые зависят от изготовителя. Об них лучше узнавать сразу чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений с эксплуатацией. И выполнять от производителя следует даже если они противоречат другим советам (в том числе и приведённым здесь).

Комментариев нет:

Отправить комментарий