понедельник, 5 декабря 2022 г.

Походный примус из трёх деталей

Можно изготовить простой, неприхотливый и экономичный примус для походов, который может работать на бензине практически любой марки. Его особенностью является отсутствие насоса.

Всего около 0,5 литра топлива требуется для того, чтобы приготовить и завтрак, и обед, и ужин. К тому же никогда не приходится после чистить кастрюли и сковороды от сажи: пламя у этого примуса - голубого цвета, что говорит о полном сгорании топлива.
Чертёж примуса из трёх деталей
1 - топливный бачок (сварен из листовой нержавеющей стали толщиной 1...5 мм)
2 - заливная горловина (трубка из нержавеющей стали диаметром 12х2,5 мм с резьбой М12
3 - крышка заливной горловины
4 - фитиль (асбестовый шнур)
5 - топливная трубка (медная трубка диаметром 7...10х1 мм)
6 - поддон (листовая нержавеющая сталь толщиной 1 мм)

Работает этот примус практически так же, как и любая спиртовка. Отличие лишь в том, что фитиль (асбестовый шнур) пропущен внутри не прямой медной трубки, а свёрнутой в виде "мёртвой петли". Свободные концы трубки-петли впаяны в топливный бачок, имеющий заливную горловину с герметичной резьбовой пробкой.

В нижней части петли - отверстие-форсунка диаметром 0,3...0,8 мм. Для "запуска" примуса используется небольшой поддон, припаянный к топливным трубкам, под петлей: в него наливают немного бензина и поджигают его. Через несколько секунд петля прогревается, и бензин, оказавшийся там за счёт капиллярных свойств асбестового шнура-фитиля, начинает интенсивно испаряться. Пары его, выходящие из форсунки, загораются. Ещё несколько секунд - и пламя в поддоне гаснет, а факел форсунки по мере прогрева трубки-испарителя будет набирать интенсивность и температуру до тех пор, пока не выйдет на оптимальный режим, обусловленный диаметром отверстия, диаметром топливной трубки и качеством асбестового фитиля.

В комплект к мини-примусу, учитывая его малые размеры, желательно сделать треножник, чтобы устанавливать чайник, кастрюлю или сковороду. В крайнем случае можно обойтись и небольшой ямкой: в неё ставится примус, а кастрюля или сковорода – поверх него.

Выключается примус следующим образом. Сначала пламя просто сдувается, после чего примус с помощью проволочного крючка опускается для охлаждения в воду (так, чтобы оказался погруженным топливный бачок).

Вариантов у такого примуса мажет быть множество. Надо только сохранять конструктивную особенность и основные параметры горелки.




По материалам
Моделист-конструктор №5 91 года
С. Семёнов, г. Ленинск, Кзыл-Ординская обл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий