понедельник, 9 января 2023 г.

Пункт временного размещения (ПВР)

Пункт временного размещения (ПВР) - специально оборудованные здания, сооружения или территория для временного размещения и жизнеобеспечения эвакуированных лиц.

Как правило срок размещения пострадавшего населения в ПВР не должен быть более 6 месяцев.

ПВР создаются органами местного самоуправления в целях организованного учета, регистрации, временного размещения и первочередного жизнеобеспечения эвакуированных лиц с учетом климатических условий (времени года) по установленным нормам и нормативам

В ПВР первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно осуществляться по следующим видам:
  • обеспечение жильем
  • обеспечение водой
  • обеспечение питанием (продуктами питания)
  • обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости
  • медицинское обеспечение
  • санитарно-эпидемиологическое обеспечение
  • транспортное обеспечение
  • информационное обеспечение
  • психологическое обеспечение


Задачи пунктов временного размещения

Основными задачами ПВР при повседневной деятельности являются:
  • планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приему населения, выводимого из зон возможных ЧС
  • разработка необходимой документации
  • заблаговременная подготовка помещений, инвентаря и средств связи
  • обучение администрации ПВР действиям по приему, учету и размещению пострадавшего населения в ЧС
  • практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР
  • участие в учениях, тренировках и проверках, проводимых территориальными органами МЧС России, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются:
  • полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приему и размещению людей
  • организация учета прибывающего населения и его размещения
  • установление связи с Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиОПБ) и эвакоприемной комиссией, с Единой дежурной диспетчерской службой муниципального образования (ЕДДС), с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения
  • организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения
  • информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения
  • представление донесений о ходе приема и размещения населения в КЧСиОПБ
  • подготовка пострадавшего населения к отправке в пункты длительного проживания (при продолжительном периоде восстановительных работ)


Классификация пунктов временного размещения

По способу развертывания ПВР бывают:
  • мобильные, развертываемые на базе палаток каркасных (пневмокаркасных) и зданий и сооружений мобильных (инвентарных)
  • стационарные, развертываемые на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений)

По вместимости ПВР бывают:
  • малой вместимости (до 125 человек).
    Количество административного и обслуживающего персонала - до 20 человек.
    Время развертывания (сроки возведения) не должны превышать 24 ч.
  • средней вместимости (от 125 до 250 человек).
    Количество административного и обслуживающего персонала - до 30 человек.
    Время развертывания (сроки возведения) не должны превышать 48 ч.
  • большой вместимости (более 250 человек).
    Количество административного и обслуживающего персонала - до 50 человек
    Время развертывания (сроки возведения) не должны превышать 72 ч.

По исполнению ПВР бывают:
  • стандартные (умеренный климат, У)
  • северные (холодный климат, УХЛ)
  • арктические (арктический климат, А)
  • тропические (субтропический, тропический климат, Т)


Требования к местам размещения пунктов временного размещения

ПВР должен быть размещен на границе зоны ЧС и, как правило, вблизи или на территории объектов населенных пунктов с сохранившейся инфраструктурой на расстоянии не более 500 м.

Территория, предназначенная для развертывания ПВР, в соответствии со следующими основными требованиями должна быть:
  • сухой (не заболоченной)
  • с ровным рельефом и склоном для стока ливневых вод
  • незатопляемой талыми, дождевыми и паводковыми водами
  • защищенной от селевых потоков
  • с низким уровнем грунтовых вод (не более 0,5 м)

Не допускается размещение ПВР:
  • на эндемичных по антропозоонозным инфекциям территориях
  • рекультивированных полигонах токсичных промышленных и твердых бытовых отходов
  • в санитарно-защитных зонах
  • на территориях радиоактивного загрязнения и мест захоронения радиоактивных отходов
  • в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения
  • на участках, расположенных в зонах воздействия селевых потоков, снежных лавин, камнепада и осыпей
  • на участках, загрязненных органическими отходами


Организационно-штатная структура пункта временного размещения

Организационно-штатная структура конкретного ПВР определяется в зависимости от вместимости.

Начальник ПВР и его заместители назначаются распоряжением главы органа местного самоуправления. Остальной личный состав администрации ПВР назначается руководителем организации, на базе которой развертывается ПВР. 


Для функционирования ПВР выделяются силы и средства:
  • от службы охраны общественного порядка: 2 – 3 сотрудника и транспорт с громкоговорящей связью – для обеспечения охраны общественного порядка и регулирования при необходимости движения в районе расположения ПВР
  • от медицинской службы (из числа близлежащих медицинских организаций): врач и средний медперсонал (2 – 3 человека) – для организации медицинского пункта в ПВР
  • от службы торговли и питания: один представитель, а также средства и персонал (из числа близлежащих организаций торговли и общественного питания) – для развертывания пункта питания и обеспечения пострадавшего населения предметами первой необходимости
Указанные силы и средства выделяются согласно планам (расчетам) соответствующих организаций, участвующих в обеспечении мероприятий по жизнеобеспечению населения.

Все лица, входящие в состав администрации ПВР, должны пройти теоретическую подготовку и практическую тренировку в объеме программы подготовки эвакуационных органов гражданской обороны.


Функциональные обязанности должностных лиц пункта временного размещения

Функциональные обязанности начальника ПВР

Начальник ПВР отвечает за организацию регистрации, подготовку и прием пострадавшего населения, за организацию работы всей администрации ПВР. Он является прямым начальником всего личного состава ПВР, несет личную ответственность за организацию, подготовку и прием пострадавшего населения. Начальник ПВР подчиняется председателю КЧСиОПБ, руководителю организации, при которой создан ПВР, и работает в контакте с органом по ГО и ЧС субъекта РФ.

Начальник ПВР при повседневной деятельности обязан:
  • совершенствовать свои знания по руководящим документам приема и размещения пострадавшего населения
  • знать количество принимаемого пострадавшего населения
  • организовать разработку необходимой документации ПВР
  • осуществлять контроль за укомплектованностью штата администрации ПВР
  • организовывать обучение и инструктаж сотрудников администрации ПВР по приему, учету и размещению пострадавшего населения в ЧС
  • разрабатывать и доводить порядок оповещения сотрудников администрации ПВР
  • распределять обязанности между сотрудниками администрации ПВР, организовывать их тренировку и готовить их к выполнению своих обязанностей при угрозе и с объявлением ЧС
  • участвовать в учениях, тренировках и проверках, проводимых органами местного самоуправления муниципального образования, органами по ГО и ЧС
  • поддерживать связь с КЧСиОПБ

Начальник ПВР при возникновении ЧС обязан:
  • установить связь с КЧСиОПБ и с организациями, участвующими в жизнеобеспечении населения
  • организовать полное развертывание ПВР и подготовку к приему и размещению людей
  • организовать учет прибывающего населения и его размещение
  • контролировать ведение документации ПВР
  • организовать жизнеобеспечение эвакуируемого населения, вести мониторинг его качества
  • организовать поддержание в ПВР общественного порядка
  • организовать информирование пострадавшего населения об обстановке
  • своевременно представлять донесения о ходе приема и размещения населения в КЧСиОПБ
  • организовать подготовку пострадавшего населения к отправке в пункты длительного проживания.


Функциональные обязанности заместителя начальника ПВР

Заместитель начальника ПВР отвечает за разработку документации, обеспечение ПВР необходимыми оборудованием и имуществом, подготовку администрации и практическое проведение приема пострадавшего населения; за развертывание ПВР и работу группы охраны общественного порядка, комнаты матери и ребенка и медицинского пункта. Он подчиняется начальнику ПВР и является прямым начальником всей администрации ПВР. В отсутствие начальника ПВР он выполняет его обязанности.

Заместитель начальника ПВР при повседневной деятельности обязан:
  • знать руководящие документы по организации приема и размещения пострадавшего населения
  • изучить порядок развертывания ПВР
  • организовать разработку документации ПВР
  • организовать подготовку личного состава
  • организовать подготовку необходимого оборудования и имущества
  • заблаговременно готовить помещения, инвентарь и средства связи
  • проводить практическую отработку вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР
  • участвовать в учениях, тренировках и проверках, проводимых органами по ГО и ЧС

Заместитель начальника ПВР при возникновении ЧС обязан:
  • организовать оповещение и сбор членов ПВР с началом мероприятий по размещению пострадавшего населения
  • в установленный срок привести в готовность к приему и размещению пострадавшего населения личный состав, помещение, связь и оборудование ПВР
  • провести полное развертывание ПВР и подготовку к приему и размещению населения
  • поддерживать связь с организациями, выделяющими транспорт для ПВР
  • руководить работой группы охраны общественного порядка, комнаты матери и ребенка и медицинского пункта
  • организовать обеспечение пострадавшего населения водой и оказание медицинской помощи
  • представлять сведения о ходе приема пострадавшего населения.


Функциональные обязанности начальника группы встречи, приема, регистрации и размещения

Начальник группы встречи, приема, регистрации и размещения отвечает за ведение персонального учета, регистрацию и размещение эвакуируемого населения, за обобщение, анализ и представление сведений о прибытии и размещении эвакуируемого населения, за представление докладов в КЧСиОПБ. Он подчиняется начальнику и заместителю начальника ПВР и является прямым начальником личного состава группы.

Начальник группы встречи, приема, регистрации и размещения при повседневной деятельности обязан:
  • знать руководящие документы по организации приема и размещения пострадавшего населения
  • организовать подготовку личного состава группы
  • разработать необходимую документацию группы по учету и размещению прибывшего пострадавшего населения
  • изучить порядок прибытия на ПВР пострадавшего населения и порядок его размещения
  • участвовать в учениях, тренировках и проверках, проводимых органами по ГО и ЧС

Начальник группы встречи, приема, регистрации и размещения при возникновении ЧС обязан:
  • подготовить рабочие места группы и доложить о готовности группы к приему населения, выводимого из зон возможных ЧС
  • распределять обязанности между членами группы
  • организовать учет, регистрацию и размещение пострадавшего населения
  • доводить своевременно информацию о всех изменениях в обстановке до пострадавшего населения
  • докладывать начальнику ПВР о ходе приема и размещения прибывшего пострадавшего населения
  • передавать в стол справок списки размещенного в ПВР населения, а также списки выбывшего из ПВР населения с направлением выбытия
  • составлять списки пострадавшего населения начальникам и старшим колонн при отправке их в пункты длительного проживания.


Функциональные обязанности начальника группы охраны общественного порядка

Начальник группы охраны общественного порядка отвечает за поддержание общественного порядка на территории ПВР, организованный выход пострадавших на посадку в транспорт или к исходным пунктам маршрутов пешей эвакуации. Он подчиняется заместителю начальника ПВР и является прямым начальником личного состава группы.

Начальник группы охраны общественного порядка при повседневной деятельности обязан:
  • организовать подготовку личного состава группы
  • участвовать в учениях, тренировках и проверках, проводимых органами по ГО и ЧС

Начальник группы охраны общественного порядка при возникновении ЧС обязан:
  • обеспечивать безопасность граждан и поддержание общественного порядка на территории ПВР
  • организованный выход пострадавшего населения к местам временного размещения.


Функциональные обязанности начальника медицинского пункта

Начальник медицинского пункта отвечает за своевременное оказание медицинской помощи заболевшим пострадавшим и госпитализацию нуждающихся в ней в медицинскую организацию; за контроль санитарного состояния помещений ПВР и прилегающей территории. Он подчиняется начальнику ПВР и является прямым начальником личного состава медпункта.

Начальник медицинского пункта в режиме ЧС обязан:
  • оказывать первую медицинскую помощь заболевшим пострадавшим
  • госпитализировать нуждающихся пострадавших в ближайшую медицинскую организацию
  • контролировать санитарное состояние помещений и территории ПВР
  • участвовать в разработке режима питания и составлении раскладок продуктов
  • осуществлять систематический медицинский контроль за качеством питания личного состава и доброкачественностью воды
  • контролировать качество продовольствия на продовольственном складе ПВР и в пункте приема пищи, а также качество приготовленной пищи


Функциональные обязанности старшего стола справок

Старший стола справок отвечает за своевременное предоставление информации по всем вопросам работы ПВР обратившимся за справками пострадавшим. Он подчиняется заместителю начальника ПВР и является прямым начальником сотрудников стола справок.

Старший стола справок в режиме повседневной деятельности обязан:
  • иметь адреса и номера телефонов КЧСиОПБ, ближайших ПВР; организаций, которые выделяют транспорт; знать порядок установления связи с руководителями этих организаций
  • подготовить справочные документы

Старший  стола справок в режиме ЧС обязан давать справки пострадавшему населению о нахождении пунктов питания, медицинских организаций, отделений связи и сберкасс, о порядке работы бытовых учреждений и их местонахождении и по всем вопросам, связанным с размещением населения на данный ПВР.


Функциональные обязанности психолога

Психолог отвечает за психологическое обеспечение пострадавших при ЧС.

В режиме ЧС психолог обязан:
  • оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в результате ЧС
  • проводить мероприятия по реабилитации пострадавших при ЧС.


Функциональные обязанности сотрудника комнаты матери и ребенка

Сотрудники комнаты матери и ребенка отвечают за оказание помощи женщинам, эвакуируемым с малолетними детьми, организует прием, регистрацию и отправку специальным транспортом беременных женщин и женщин с малолетними детьми после получения ими ордера на подселение.



Некторые требование к пунктам временного размещения

  • Жилая зона ПВР должна обеспечивать нормируемые условия для размещения и проживания пострадавшего населения и обслуживающего персонала. Жилую зону размещают по отношению ко всем остальным функциональным зонам с наветренной стороны и выше по рельефу.
  • Санитарно-гигиеническая зона должна, как правило, объединяться с зоной бытового обслуживания.
  • В зоне бытового обслуживания должны быть обеспечены условия для мелкого ремонта одежды и обуви, парикмахерских услуг, а также стирки личных вещей пострадавшего населения.
  • Стирка личных вещей, как правило, осуществляется в бытовых стиральных машинах, устанавливаемых из расчета одна машина (не менее 8 кг загрузки белья) на 100 проживающих.
  • Медпункт включает в себя, как правило, три отдельных блока (палатки): блок приема и осмотра больных, блок-изолятор легочной инфекции, блок-изолятор кишечной инфекции из расчета 3 койки на 100 человек.
  • Медпункт должен обеспечивать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в полном объеме и оказание неотложной медицинской помощи.
  • Зона приготовления и приема пищи функционально должна состоять из модуля-кухни, места раздачи блюд, модуля-холодильника и склада продуктов, модуля моечной посуды, модуля приема пищи и обеспечивать двухразовое питание всех находящихся в ПВР.
  • Все модули приготовления пищи выполняют, как правило, в мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа. Допускается размещение модулей приготовления пищи в специализированных палатках.
  • Модуль питания – крупногабаритная каркасная палатка или сдвоенная палатка с отдельными входами-выходами.
  • Запас продуктов, питьевой (бутилированной) и технической воды – не менее двух суток.
  • Столовая и кухонная посуда – нержавеющая сталь, одноразовая посуда.
  • В системах технического водоснабжения (кроме питьевого) и водоотведения (канализации) должна быть обеспечена возможность подключения к существующим стационарным системам населенных пунктов или объектов.
  • В системе водоснабжения должны предусматриваться резервные емкости запаса технической воды с общим объемом из расчета: 50 л на 1 человека в сутки.
  • Для сбора твердых бытовых отходов должны быть предусмотрены типовые емкости (из расчета: 0,015 м3 на 5 кг твердых бытовых отходов на 1 человека в сутки) и вывоз отходов не реже одного раза в трое суток.
  • Для защиты элементов инфраструктуры в комплекте ПВР должно быть предусмотрено ограждение по периметру территории ПВР.
  • Расстояния между палатками жилой зоны необходимо принимать: между длинными сторонами не менее 2,5 м, между торцами (рядами палаток) не менее 10 м, между группами палаток 15 м.
  • Расстояние от окон жилых палаток следует принимать: до детских и физкультурных площадок не менее 15 м, до санитарно-бытовых зон и хозяйственных площадок не менее 25 м, до наружных уличных туалетов 50-100 м.
  • Хозяйственные площадки должны быть расположены не далее 100-150 м от входов в жилые палатки.
  • Места для сбора и хранения мусора необходимо оборудовать закрывающимися контейнерами, огороженными с трех сторон ограждениями, и расположить на расстоянии не менее 25 м от жилой зоны для ПВР вместимостью до 250 человек и 50 м для ПВР вместимостью свыше 250 человек.
  • Территорию ПВР огораживают временным ограждением с двумя запасными выездами из ПВР и контрольно-пропускным пунктом.
  • Инженерные системы ПВР должны включать, как правило, системы водоснабжения, водоотведения и канализации, теплоснабжения, электроснабжения и электрического освещения, системы связи и сигнализации, инженерные сети.
  • При численности ПВР до 250 человек и сроке эксплуатации до 6 мес предусматривается, как правило, устройство децентрализованных (автономных) инженерных систем.
  • Норма водопотребления при централизованной системе водоснабжения 100-110 л на одного человека в сутки, при снабжении ПВР привозной водой – 30-50 л на одного человека в сутки; питьевой водой, доставляемой специальным транспортом, или питьевой водой промышленного производства, расфасованной в емкости (бутилированная), – 3 л на одного человека в сутки.
  • Водоотведение и канализация должны быть созданы, как правило, на основе санитарно-технических коммуникаций с комплексом санузлов в автономных специализированных палатках или мобильных зданиях (сооружениях) контейнерного типа.
  • Электроснабжение должно предусматривать автономные, основные и резервные генераторы электрической энергии. При наличии действующей электрической сети должно быть предусмотрено подключение к внешним электрическим сетям, резервное электроснабжение – автономные генераторы.
  • Мощность систем электроснабжения рассчитывается из условия: не менее 1,5 кВт на одного проживающего в ПВР при вместимости до 250 человек и 2,0 кВт – при вместимости более 250 человек. Автономность системы электроснабжения по запасу ГСМ – не менее пяти суток.
  • На территории ПВР должно быть предусмотрено внешнее наружное освещение. Наружное освещение территории ПВР в темное время суток должно обеспечивать освещенность на уровне земли не менее 0,3 лк.
  • Дизельные электростанции и емкости с ГСМ должны располагаться на расстоянии не менее 50 м от жилой зоны и иметь ограждение.
  • ПВР должны быть оборудованы противопожарной, охранной системами сигнализации, телевизионными устройствами коллективного пользования и внутренней радиотрансляцией.
  • Основное и аварийное освещение в жилых помещениях должно быть выполнено на напряжении 12 В электрической сети постоянного тока.
  • Количество санитарно-технического оборудования должно быть не менее:
    • 1 унитаз и 1 писсуар на 13-15 человек
    • 1 душевая сетка на 12-15 человек
    • 1 кран-умывальник на 12-15 человек
  • Сооружения (помещения) санитарно-гигиенической зоны должны быть приспособлены для обслуживания маломобильных групп населения.
  • Санитарно-гигиенические модули (туалеты и душевые) для мужчин и женщин должны быть отдельными. В туалетах должны предусматриваться шлюзы с умывальником.
  • Душевые должны обеспечивать ежедневное мытье не менее 50 % размещенного населения.
  • Размещенное в ПВР население обеспечивают жильем из расчета не менее 3 м2 при одноярусном и не менее 2 м2 при двухъярусном размещении на человека. Семья из трех и более человек при этом должна размещаться, как правило, в отдельной палатке или отдельном блоке палатки, имеющем выход.
  • Температура воздуха в жилой палатке на высоте 1,5 м от пола в холодный период не должна быть ниже плюс 18 °С, в летнее время (теплый период) – не выше плюс 27 °С при средней относительной влажности 55-75 %.
  • В ПВР должны быть оборудованы сушильные помещения для просушки одежды и обуви из расчета 10 м2 на 100 человек.
  • Пострадавшее население необходимо обеспечить индивидуальными комплектами посуды для приема горячей пищи (миска, ложка, кружка) или одноразовой посудой.








Кто хочет более подробно узнать об пунктах временного размещения тому рекомендую ознакомиться с:
  • ГОСТ Р 22.3.18-2021 "ПУНКТЫ ВРЕМЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. Общие требования. Приемка в эксплуатацию"
  • Методические рекомендации по порядку создания пунктов временного размещения пострадавших в чрезвычайных ситуациях
  • Методические рекомендации № 1.1.0093-14. 1.1. "Общие вопросы. Условия организации и функционирования пунктов временного размещения и пунктов долговременного пребывания людей, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций"
  • Постановления местной администрации на эту тему

Комментариев нет:

Отправить комментарий