суббота, 29 января 2022 г.

Что такое чрезвычайная ситуация

Отредактировано 21.09.2024


Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Именно такое определение приведено в федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В РФ решение о введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от масштаба ситуации принимает Правительство, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям


Классификация чрезвычайных ситуаций

ЧС по источнику (причине) их возникновения:
  • природного. К ЧС природного характера приводят опасные природные или стихийные бедствия геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения: землетрясения, наводнения, ураганы, снежные заносы, лесные пожары и т.п.
  • техногенного. Это аварии и катастрофы, возникающие на производстве и на транспорте: взрывы, пожары, аварии на радиационно-опасных объектах, биологические аварии и т.п.. Причинами техногенных ЧС являются износ техники, нарушение технологии и правил безопасности и т.д. Техногенные ЧС могут возникать также вследствие природных ЧС. К примеру, землетрясения или ураганы вызывают разрушения и пожары, которые могут стать причиной возникновения аварий.
  • экологического. Возникают из-за негативного воздействия на природу. Бывают природного происхождения, например, выброс пепла из вулканов, грязевые потоки, потоки лавы, выброс природных газов (метан, сероводород). Или происходят в результате человеческой деятельности: загрязнение рек, разлив нефти, выброс производственных газов.
  • биолого-социального характера. Возникают во время массовых бедствий: голода, терроризма, общественных беспорядков, алкоголизма, наркомании, токсикомании, различных актов насилия.
  • военного. Все, что связано с вооруженными конфликтами: войны, террористические акты, общественные беспорядки, забастовки.
  • антропогенные. Возникают из-за конкретных действий человека, и причиняют определенный ущерб кому-либо или чему-либо.
  • комбинированные. Это комбинация нескольких ЧС. Комбинированная ЧС может быть результатом нарушения инструкций аварийно-спасательных работ во время природного ЧС. Налицо комбинация природного и антропогенного источников, каждый из которых опасен сам по себе, а в сумме кратно увеличивает опасность.


ЧС по времени возникновения:
  • мирного времени
  • военного времени



ЧС по сфере возникновения:
  • террористического характера. Возникают вследствие террористических актов вооруженных антиправительственных группировок. Террористические ЧС сопровождаются массовой гибелью мирного населения, утратой гражданского управления, паническими настроениями, психическими срывами, недостатками продовольствия, разрушением коммунальной инфраструктуры.
  • гуманитарного характера. Это ЧС, возникшие в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, эпидемий, которые вызвали необходимость переселять большое количество населения и породили потоки беженцев. Гуманитарные ЧС характеризуются тяжелыми бытовыми условиями, отсутствием медицинской помощи, недостатком нормального жилья, одежды, питания, питьевой воды.
  • природного характера.
  • техногенного характера.


ЧС по масштабу и размеру ущерба
В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. Это определяется постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". А такжепостановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1250 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  • Локального характера - зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 360 тысяч рублей.
  • Муниципального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 18 миллионов рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
  • Межмуниципального характера - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 18 миллионов рублей.
  • Регионального характера - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 18 миллионов рублей, но не более 1,8 миллиардов рублей.
  • Межрегионального характера - зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 180 млн. рублей в каждом из указанных субъектов Российской Федерации при условии, что зона чрезвычайной ситуации в каждом из указанных субъектов Российской Федерации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов или внутригородских территорий города федерального значения, при этом общий размер материального ущерба составляет не более 1,8 млрд. рублей
  • Федерального характера - количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,8 миллиардов рублей.


ЧС по степени внезапности:
  • внезапные (непрогнозируемые)
  • ожидаемые (прогнозируемые)
Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее - стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС.


ЧС по характеру:
  • преднамеренные (умышленные). К ним можно отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие.
  • непреднамеренные (неумышленные). К ним можно отнести стихийные бедствия и большинство техногенных аварий и катастроф.


ЧС по скорости распространения:
  • внезапные - произошедшие неожиданно для всех: землетрясения, взрывы, наводнения.
  • стремительные - произошедшие за несколько минут, стремительно: сход лавины, цунами, извержение вулкана.
  • плавные - скорость распространение невысокая: выброс пепла вулканов, разлив нефти в море
  • медленные - период распространения исчисляется месяцами и годами: повреждение озонового слоя Земли, парниковый эффект


Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):
  • предварительная стадия ЧС - образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного или техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса
  • первая стадия ЧС - начало и развитие природной или техногенной ЧС и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду
  • вторая стадия ЧС - осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация чрезвычайной ситуации (эта стадия может начинаться и до завершения первой стадии)
  • третья стадия ЧС - осуществляется окончательная ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия.


Средства и методы оповещения о чрезвычайной ситуации

Для оповещения населения о ЧС используются различные технические средства: сирены, эфирное (например, уличные и передвижные репродукторы) и проводное радио, рассылка СМС на сотовые телефоны, телевидение.

Во многих развитых странах существует Автоматизированная система централизованного оповещения.


Правила поведения при режиме ЧС в России

Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, которые устанавливают правила поведения для граждан и организаций при объявлении режима ЧС. Позволю их себе процитировать
1. Граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам необходимо немедленно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, передаваемую в рамках трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, либо ознакомиться с такой информацией, передаваемой коротким текстовым сообщением по сети подвижной радиотелефонной связи. При невозможности ознакомления с такой информацией гражданин должен обратиться в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования либо по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112".
3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица);
в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.
4. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта;
б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону;
в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;
г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации;
д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
5. При получении сигнала оповещения и (или) экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации организации незамедлительно оповещают об этом своих работников и иных граждан, находящихся на территории организации.
6. В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации:
а) обеспечивают проведение эвакуации с территорий организаций работников и иных граждан, находящихся на их территориях, а также оказывают содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в проведении эвакуационных мероприятий с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации;
б) предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях;
в) проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях;
г) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
7. Организации обязаны своевременно представлять в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий