Другие названия
- Бортовой самописец
- аварийный самописец
- аварийный бортовой самописец
- бортовое устройство регистрации
- БУР
Чёрный ящик самолёта (хотя правильнее это называть "Бортовой самописец" или даже "Аварийный бортовой самописец") представляет собой устройство, которое записывает и защищает ключевые параметры полёта и работы самолёта, а также записывает разговоры в кабине пилотов.
Благодаря данным из чёрного ящика специалисты впоследствии могут анализировать причины авиакатастроф, выявлять ошибки и внедрять новые стандарты, которые делают самолёты более безопасными.
Просто для сведения. Существует ещё и "эксплуатационный бортовой самописец", который не имеет защитного корпуса и предназначенн для контроля работы систем и экипажа после полёта. Считывание информации с эксплуатационного самописца производит наземный персонал после каждого полёта.
Вот некоторые особенности чёрных ящиков самолётов
- Хоть бортовой самописец называется "чёрным ящиком", но на самом деле он имеет оранжевый цвет, который более заметен.
- Сам "чёрный ящик" состоит из двух отдельных блоков, которые позволяют полностью воссоздать события перед катастрофой:
- Регистратор полётных данных (регистратор параметров, Flight Data Recorder, FDR) фиксирует эксплуатационные данные от различных систем самолета. Разные датчики самолета передают информацию на блок сбора данных, который затем записывает ее в микросхему FDR. Количество параметров, которые записываются, варьируется в зависимости от самолёта и того какой используется вид чёрного ящика (они отличаются различным способом носителя информации.
Минимальная ёмкость современных FDR составляет 25 часов. Это нужно чтобы зафиксировать какую-либо неисправность, возникшую, например, во время одного из предыдущих полетов и впоследствии развившуюся.
- Речевой блок (речевой самописец, Cockpit Voice Recorder, CVR) записывает все разговоры между членами экипажа и с диспетчерами, а также записываются важные звуки: шумы двигателя, сигналы системы безопасности, звуки выпуска шасси и другие неожиданные шумы, которые могут помочь в расследовании.
Минимальная ёмкость современных CVR составляет 2 часа, ведь важнее всего то, что происходит в момент катастрофы и перед ней.
- Впрочем существуют и комбинированные (совмещённые) чёрные ящики, которые ведут запись и полётных данных и речевых сообщений. Но всё равно на самолёте устанавливается 2 таких самописца. - В новых моделях чёрных ящиков для записи используются флеш-накопители (устойчивые к перепадам температур и поддерживающие больше циклов чтения/записи, а также у них одна и та же информация дублируется несколько раз), что делает самописцы гораздо более надежными по сравнению с предыдущими моделями, на которые запись осуществлялась на магнитной ленте или проволоке. Впрочем старые модели используются до сих пор.
- "Расшифровка показаний чёрного ящика" означает считывание данных с носителя, их обработку и запись в удобном для анализа и восприятия виде. Правда, иногда это предшествует физически восстанавливать носитель, вплоть до подпаивания отломанных ножек к микросхемам.
- На корпусе чёрного ящика самолёта обязательно есть надпись "Flight Recorder. Do not open" на английском языке (что можно перевести как "Бортовой самописец. Не открывать"). Часто встречается такая же надпись на других языках, которым принадлежит самолёт (например, в РФ надпись будет на русском).
- Раньше регистратор полётных данных размещался в основном в хвосте самолёта (на хвостовой балке вертолёта), а речевой блок размещаелся в кабине экипажа. Однако, стремясь повысить сохранность речевого самописца при авариях, его стали чаще размещать в хвостовой части, что, в свою очередь, усложняло конструкцию из-за необходимости прокладки длинной электропроводки.
- Корпус чёрного ящика герметичен и теплоизолирован.
- Чёрные ящики по требованиям современного стандарта TSO-C124 должны обеспечивать сохранность данных после 30 минут полного охвата огнём, при пребывании на глубине 6000 м в течение месяца, и при воздействии ударных перегрузок в 3400 g в течение 6 мс и статических перегрузок свыше 2 т на протяжении 5 минут.
Самописцы предыдущих поколений с магнитными носителями могли выдерживать ударную перегрузку в 1000 g и сохранять информацию при полном охвате огнём в течение 15 минут. - Как правило чёрный ящик делают форму шара или цилиндра, чтобы минимизировать физические повреждения при контакте с твёрдой поверхностью. Впрочем в последнее время часто используют и прямоугольную форму.
- В бортовом самописце, для облегчения его поиска, имеется встроенный радиомаяк и/или гидроакустические маяки, автоматически включающиеся в случае аварии.
- Вскрытие и прослушивание записей из чёрных ящиков до прибытия комиссии по расследованию запрещаются и могут быть произведены только по решению председателя комиссии.
- Записи бортовых самописцев, а также их расшифровка может быть предана гласности только в случае решения правоохранительного органа, осуществляющего предварительное следствие по факту авиационного происшествия.





Комментариев нет:
Отправить комментарий