понедельник, 5 марта 2018 г.

Авиационный радиомаяк "Комар-2М"

Отредактировано 28.03.2020


Радиомаяк "Комар-2М"
Авиационные радиомаяки "Комар-2М" (и другие разновидности, например, "Комар-2М-КОСПАС" и "Комар-2МП-КОСПАС") предназначены для наведения поисковых средств на место нахождения объектов различного назначения или потерпевших аварию членов экипажей летательных аппаратов путем подачи радиосигналов (как вариант - возможна подача сигналов в в международной спутниковой системе поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ), а также для ведения двухсторонней радиотелефонной связи. Входит с состав НАЗа военных лётчиков.

Радиомаяк "Комар-2М" представляет собой надувную оболочку, имеющую в наполненном состоянии форму шара с конусом, в нижнюю шаровую часть оболочки вмонтирована металлическая коробка с крышкой. В коробке размещается приемопередатчик радиостанции Р-855 и баллон с углекислым газом, предназначенный для наполнения оболочки газом.


Принцип работы авиационного радиомаяка "Комар-2М"

При катапультировании, после отделения под действием силы тяжести авиационного радиомаяка "Комар-2М" от ранца спасательной системы выдергивается рычаг баллона с углекислым газом, газ поступает из баллона в надувную оболочку, при наполнении которой антенна принимает рабочее положение.
Одновременно с этим выдергивается шпилька механизма включения питания, замыкаются два микровыключателя, происходит подключение батареи питания к приемопередатчику радиомаяка и подача специальных радиосигналов.
При приземлении или приводнении из-за низкого расположения центра тяжести радиомаяк принимает вертикальное положение, и радиостанция продолжает работать в режиме маяка.


Режимы работы авиационного радиомаяка "Комар-2М":

  • передатчик, работающий на частоте 121,5 МГц в режиме "Маяк", обеспечивает подачу тонального сигнала поисково-спасательным службам
  • приемопередатчик, работает на частоте 121,5 МГц и обеспечивает связь экипажа с поисково-спасательной службой.
  • на некоторых моделях (имеющих добавление в названии "КОСПАС") - спутниковый передатчик сигналов бедствия работает на частоте 406,037 МГц;


Состав радиомаяка "Комар-2М" и его модификаций:

  • надувная оболочка с антенной
  • одна из разновидностей радиостанции Р-855 с блоком питания 
  • проволочная антенна и баллон с углекислотой.

Состав радиомаяка "Комар-2" с системой КОСПАС-САРСАТ
  • одна из разновидностей приемопередатчика Р-855 с поддержкой системы КОСПАС-САРСАТ (например, "Комар-2М-КОСПАС") и блоком питания 
  • фал крепления
  • фал и вертлюг




Некоторые характеристики радиомаяка "Комар-2М" 

Точных характеристик сказать нельзя, т.к. они зависят от используемой разновидности радиостанции Р-855.

  • Время непрерывной работы:
    - при положительной температуре - 48 ч
    - при температуре до минус 20 °С - 24 ч
    - при температуре до минус 40 °С - 12 ч
  • Объем надувной оболочки, не более 12,5 л
  • Количество углекислоты в баллоне, 32±1 г
  • Время наполнения надувной оболочки от 5 с до 5 мин
  • Дальность обнаружения при высоте полета поискового самолета (вертолета) не менее 1000 м, до 50 км
  • Дальность обнаружения в наземных условиях - в пределах прямой видимости
  • Максимально допустимая высота введения радиомаяка в действие, не более 6000 м

Ведение радиотелефонной связи с помощью радиомаяка "Комар-2М"

Для ведения телефонной радиосвязи необходимо:

  1. потянув шнур рычага замка, снять крышку, извлечь приемопередатчик из коробки и снять с него резиновый чехол
  2. отсоединить антенну, разрезать силовую ленту в указанном месте (не повредив кабель)
  3. отделить приемопередатчик от коробки
  4. ввернуть антенну в приемопередатчик
  5. присоединить антенну непосредственно к приемопередатчику
  6. передать сообщение о бедствии.


Радиомаяк "Комар-2М" с Р-855


Крышка "Комар-2М"

Схема укладки в радиомаяк "Комар-2М"

Углекислый газ в радиомаяке "Комар-2М"

4 комментария:

  1. В разделе РЕЖИМЫ РАБОТЫ АВИАЦИОННОГО РАДИОМАЯКА «КОМАР-2М» в первом подпункте лучше написать так: "передатчик, работающий на частоте 121,5 МГц в режиме «Маяк», обеспечивает подачу тонального сигнала поисково-спасательным службам". Дело в том, что "Передатчик ближнего привода" (как сейчас написано) - это передатчик радиостанции ближнего приводного радиомаркерного маяка (БПРМ), который работает на диапазоне средних волн. Передатчик БПРМ и передатчик Комара в режима "Маяк" выполняют одинаковую функцию, но в разных диапазонах волн, в разных местах и в разных ситуациях. Поэтому в контексте Комара эта фраза режет слух людям, которые "в теме", а неискушенным читателям будет непонятно, что это за "ближний привод". Я нашел сайт производителя, где фигурирует указанная фраза. Видимо, люди, производящие радиоэлектронные устройства для авиации, не совсем ориентируются в авиационной терминологии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Спасибо за исправление и разъяснение.


      "Я нашел сайт производителя, где фигурирует указанная фраза." Я вам больше скажу - это написано не на одном сайте, а как минимум на трёх (я просто меньшее число упоминания информации в большинстве случаев при написании не рассматриваю...).

      Удалить
  2. Какое напряжение выдаёт блок питания

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!
      Радиомаяк «Комар-2М» в своей основе имеет "радиостанцию Р-855". Блоком её питания служит "Батарея "Прибой-2С"". Начальное напряжение баратении не менее 9,4 В

      Удалить