Отредактировано 24.09.2022
"Р-855" - аварийная авиационная поисковая УКВ радиостанция.
Радиостанция Р-855УМ с батареей "Прибой-2с" |
Р-855 предназначена для связи членов экипажа самолета, потерпевшего аварию или совершившего вынужденную посадку, с самолетами и вертолетами спасательной службы и привода их к месту нахождения члена экипажа, управляющего радиостанцией.
Эта радиостанция - обязательный атрибут в комплекте спасательного комплекта военного летчика.
Может до оснащаться переходным кабелем для шлемофонов (например, для ГШ-6А, ЗШ-3М и др).
Попадалась информация, что такая радиостанция была на борту космического корабля "Восток" с первым космонавтом планеты - Ю.А. Гагариным, когда он летал в космос.
Также вам будет полезно почитать Авиационный радиомаяк "Комар-2М"
Может до оснащаться переходным кабелем для шлемофонов (например, для ГШ-6А, ЗШ-3М и др).
Попадалась информация, что такая радиостанция была на борту космического корабля "Восток" с первым космонавтом планеты - Ю.А. Гагариным, когда он летал в космос.
Также вам будет полезно почитать Авиационный радиомаяк "Комар-2М"
Разновидности радиостанции "Р-855"
Радиостанция Р-855А1 На верхней части корпуса приемопередатчика расположен переключатель режимов работы и выбора частоты радиосвязи. На левой боковой стенке – кнопка"Передача" |
- Р-855 - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Камелия"
- Р-855-2М - авиационный аварийный УКВ радиомаяк "Комар-2М"
- Р-855-2МП - авиационный аварийный УКВ радиомаяк "Комар-2МП"
- Р-855А - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Авария"
- Р-855А1 - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Авария-1" (ТУ ЯЕ1.100.009). Обеспечивает двустороннюю симплексную телефонную радиосвязь с использованием внутреннего микрофона на частотах 243 и 121,5 МГц.
- Р-855А1-01 - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция
- Р-855А1-01-3 - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция
- Р-855А1К - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция (для космических аппаратов) "Авария-1К"
- Р-855А1М - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция (с передатчиком КОСПАС-САРСАТ) "Авария-1М"(ТУ ЯЕ1.100.009-1). Спутниковый передатчик сигналов бедствия работает на частоте 406,037 МГц. На частоте 121,5 МГц обеспечивает подачу тонального сигнала поисково-спасательным службам и обеспечивает связь экипажа с поисково-спасательной службой.
- Р-855А1М1 - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Авария-1М1"
- Р-855А1У - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция (учебная) "Авария-1У"
- Р-855А2 - авиационный аварийный УКВ радиомаяк "Авария-2"
- Р-855А2М - авиационный аварийный УКВ радиомаяк "Авария-2М"
- Р-855М - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Камелия-М"
- Р-855У - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Камелия-У"
- Р-855УМ - авиационная аварийная портативная УКВ радиостанция "Камелия-УМ"(ТУ ЯЕ2.000.). Обеспечивает двустороннюю симплексную телефонную радиосвязь с использованием внутреннего микрофона на частоте 121,5 МГц.
Элементная база: модели вплоть до Р-855У - лампы стержневые 1Ж29Б; дальнейшие модификации (начиная с Р-855УМ и Р-855-2М) и более поздних версий - транзисторы.
Некоторые характеристики радиостанции "Р-855"
Работает на частоте - 121.5 MHz. Более поздние модели также работают на 243 МГц (например, Р-855А1), 406,037 МГц (например, Р-855А1М)
Мощность - 100 мВт
Элементы питания - от внутреннего аккумулятора или от солевых батарей.
Чувствительность - 5мкв
Радиостанция является ультракоротковолновой, симплексной, переносной, малогабаритной, индивидуального пользования.
Вид изучения : радиотелефон, радиомаяк с прерывистой тональной модуляцией.
Вид изучения : радиотелефон, радиомаяк с прерывистой тональной модуляцией.
Дальность связи с самолетом и привода зависят от высоты полета и чувствительности бортового приемника.
Радиостанция рассчитана на эксплуатацию в следующих условиях:
– в интервале температур окружающей среды от +50 до -50 С (при отрицательной температуре батарея размещается под одеждой оператора);
– в условиях относительной влажности 98% при температуре до +40 С;
– радиостанция устойчива к циклическим изменениям температур, а также к воздействию инея и росы;
– радиостанция является водонепроницаемой и сохраняет параметры после пребывания в морской воде на глубине не более 1 метра в течение не более 1 часа;
– радиостанция выдерживает механические нагрузки, оговоренные в технических условиях на нее; вибрацию, удары, сбрасывании.
Правила работы с радиостанцией "Р-855"
При работе с радиостанцией следует учитывать особенности распространения ультракоротких радиоволн, которые, встречая на своем пути препятствия, поглощаются ими. Поэтому при выборе места расположения радиостанции надо руководствоваться следующими правилами:1. не располагаться с радиостанцией в непосредственной близости от препятствий в данной местности: крутых склонов, возвышенностей, насыпей, каменных и железобетонных построек, металлических сооружений, линий электропередач и т. д.
2. при расположении антенны (радиостанции) на вершине горы, деревьях – дальность связи увеличивается.
3. при наличии двух радиостанций в аварийном снаряжении во избежание взаимных помех и для резервирования средств связи одновременная их работа запрещается.
Для нормальной работы радиостанции необходимо изолятор у основания антенны держать чистым и сухим.
При работе на солнцепеке выбирайте место так, чтобы тень от оператора падала на радиостанцию – это позволит избежать ее перегрева. Не допускать перегрева батареи от прямых солнечных лучей
При работе радиостанции в условиях пониженных температур (ниже 0 C) окружающей среды батарею нужно поместить во внутренний карман одежды ближе к телу. Если батарея охлаждена ниже минус 10 С, то перед использованием ее необходимо отогреть при температуре +20…+30 С в течение 0,5-1 часа.
Попавшую в воду радиостанцию необходимо слегка встряхнуть и протереть от воды ее разъемы.
При работе радиостанции в условиях пониженных температур (ниже 0 C) окружающей среды батарею нужно поместить во внутренний карман одежды ближе к телу. Если батарея охлаждена ниже минус 10 С, то перед использованием ее необходимо отогреть при температуре +20…+30 С в течение 0,5-1 часа.
Попавшую в воду радиостанцию необходимо слегка встряхнуть и протереть от воды ее разъемы.
Подготовка к работе радиостанции "Р-855"
1. Выпрямить антенну и ввернуть ее в соответствующее гнездо на корпусе радиостанции.2. Соединить радиостанцию с батареей, закрыть резиновым предохранителем соединительный разъем.
3. Вывернуть винт в нижней части корпуса радиостанции и плотно завернуть его для выравнивания давления снаружи и внутри радиостанции(если радиостанция подверглась большим перепадам температуры и (или) давления).
Порядок использования в аварийной ситуации радиостанции "Р-855"
1. После эвакуации из ВС включить радиостанцию в режиме "МАЯК" на 3 часа, затем переключить ее в режим приема.2. После приземления в начале каждого часа первых суток (время отсчитывается с момента включения радиостанции в режиме "МАЯК") производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 мин в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема.
3. В последующие сутки в начале каждого часа производится 3-кратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 мин в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
При появлении звука пролетающего ВС или визуальном его обнаружении включить радиостанцию и установить с ВС связь в режиме "ПРИЕМ-ПЕРЕДАЧА".
Мощность передатчика 100 Вт?
ОтветитьУдалитьПрошу прощение, это опечатка. Мощность - 100 мВт. Текст в статье исправлен. Спасибо за подсказку.
УдалитьЕще выпускались радиостанции с частотой 118,8 для авиалесоохраны.
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток.
УдалитьЧастота 118,8 МГц (а также 118,9 МГц) закреплена как вы правильно пишите за авиалесоохраной. Т.к. частоты 108 – 137 МГц являются авиадиапазоном.
Но к аварийной радиосвязи она не имеет отношение. Соответственно никакая "радиостанция "Р-855"" (как собственно и другие аварийные радиостанции) не может использовать данную частоту.
P.S. Список "Частоты для связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности в ГМССБ (GMDSS)" можете посмотреть по ссылке.
Подскажите, а как проверить работоспособность станции?
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
УдалитьБоюсь что вам никак. Иначе есть риск включиться в аварийные каналы, что есть не очень хорошо... Да еще и маяк можете случайно включить.
Но, если хотите, то рекомендую почитать "Руководство по технической эксплуатации аварийной радиостанции". Вот например выдержка из руководства для Р-855А1М
"Работы необходимо проводить в экранированном помещении со степенью экранизации 20 дБ.
Допускается производить работы в железобетонных зданиях или закрытых цельнометаллических помещениях типа фюзеляжа самолета, закрытого кузова автомобиля и т.п.
1 Установите антенну на приемопередатчик, подсоедините блок питания к приемопередатчику. Отметьте время включения.
2 Наблюдайте за свечением светодиодов встроенного контроля. В течение 20 с от момента включения поочередно горят зеленый и красный светодиолы. По истечение 20 с происходит кратковременное на 1 с загорание красного светодиода, который далее загорается с периодом 50 с, что подтверждает передачу- посылок на частоте 406 МГц.
Пауза 50 с заполняется работой передатчика на 121,5 МГц, что должно подтверждаться миганием зеленого светодиода с периодом 5 с."
Добрый день!
ОтветитьУдалитьСкажите, пожалуйста, есть-ли какая-либо ссылка на какой-либо перечень. где Р-855А1 указана как вооружение или военная техника?
Доброго времени суток!
УдалитьК сожалению подобной информации у меня нет.
Но точно можно сказать, что вся серия "Р-8хх" относится к средства радиосвязи ВВС
День добрый, а есть у кого схема на ламповый вариант р855-у ????
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
УдалитьЗдесь вам вряд ли кто-то поможет. Могу посоветовать написать в поисковике "принципиальная схема Р-855У" и зайти потом в картинки.
Еще лучше если зайдете на сайт радиосканер. Там, вроде как, была выложена схема.
Добрый день, где можно найти основные характеристики диаграмм направленности направленности в горизонтальной и вертикальной плоскостях, способ обзора пространства?
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
УдалитьИменно для Р-855? Даже и не знаю. Должна быть в документации по проектированию и разработке. Но где взять такую документацию? Может есть на каких-нибудь форумах радиолюбителей. Правда я в этом сомневаюсь.
Если вообще об диаграммах направленности, то их можно найти в описании самих антенн (не всегда), в специализированной литературе (например, в книге "Антенны" Ротхаммеля). И на форумах радиолюбителей, где они обсуждают данные вопросы. Еще можно найти в программах для расчёта антенн.
Р-885УМ - Подскажите пожалуйста, какая частота работает на Р-885УМ
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
УдалитьРадиостанцию "Р-885УМ" я не знаю. Может быть вы имели ввиду "Р-855УМ"? Если её, то в статье написано. Но повторю эту частоту и в этом комментарии - 121,5 МГц.
P.S. Просто для сведения - это международная авиационная аварийная частота. Немного подробнее об этом вы можете почитать в частоты для связи в случае бедствия и для обеспечения безопасности в ГМССБ (GMDSS), в ЧАСТОТЫ ВЫШЕ 30 МГЦ
Здравствуйте. Подскажите какие модели актуальны на сегодняшний день, которые официально можно использовать в качестве АРМ в авиации?
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток!
УдалитьМожно использовать любой, который вы сможете достать и который предназначен для авиации (ELТ). Например, это может быть АРМ-406АС1 или ПАРМ-406А
Главное чтобы он был зарегистрирован
PS Вроде можно использовать и персоальный (PLT), но это надо как-то согласовывать (подробности не знаю)
Про АРМ-406 понятно, я имел ввиду Р855. На сайте коспас-сарсат из списка возможных для регистрации нашёл токмо Р855А1М
Удалитьfanbass, может быть вы не обратили внимания, но Р-855 предназначена для военных. Гражданским вряд ли получится их получить и зарегистрировать. Поэтому и не вижу смысла искать какие конкретно можно использовать и, соответственно, не искал.
УдалитьЕсли вы хотите приобрести его для себя (для малой авиации или в поход), то я бы порекомендовал обратить внимание на спутниковый телефон - там нет таких заморочек с поиском и регитсрацией.
Почему токмо для военых?
УдалитьЯ хочу приобрести на Ан-2, для гражданской авиации. Связывался с заводом изготовителем. Объяснил ситуацию, что нужен АРМ для Ан-2, для получения СЛГ. Сказали без проблем оставляйте заявку, получайте разрешение у военных на использование частот и всё. Через примерно год готовы изготовить.
Спутниковый телефон разве является поисковым и аварийно-спасательным средством?
"Почему токмо для военых?" - он разрабатывался именно для них. Вроде ещё используются космонавты и авиации ФСБ.
Удалить"Сказали без проблем оставляйте заявку, получайте разрешение у военных на использование частот и всё. Через примерно год готовы изготовить."
Если сможете приобрести и потом зарегистрировать то можете здесь в комментариях отписаться о возможности такого?
И мне не совсем ясно зачем нужно разрешение военных на использование частот. 121.5 МГц является воздушной аварийной частотой. 406,037 МГц является частотой системы КОСПАС.
"является поисковым и аварийно-спасательным средством"
Не является. Но в случае аварии может позволить связаться с аварийными службами. А также не нужно согласовывать кучу бумажек на его использование... Или у вас в перечне оборудования обязательно должна быть Р-855?