понедельник, 21 мая 2018 г.

Самостоятельное техобслуживание велосипеда

Велосипед, как любой механизм, для нормальной работы, требует периодического обслуживания.
Техобслуживание можно провести и в специализированных мастерских, а можно сделать и самому.
Придерживаться рекомендаций по техобслуживанию или нет, вопрос частного характера. Некоторые велосипедисты предпочитают ничего не трогать, пока не возникнут проблемы, другие – слишком лелеют свой велосипед.


Периодичность технического обслуживания велосипеда

Установить строгие рамки для проведения ТО сложно, ведь каждый по-разному эксплуатирует велосипед. Однако условно его можно разделить на контрольный осмотр, поточное обслуживание и сезонное обслуживание.
Приблизительный график можно посмотреть в статье "График технического обслуживания велосипеда".


Контрольный осмотр 

Контрольный осмотр подразумевает под собой проверку (осмотр) основных механизмов велосипеда перед выездом.

Шины.

Визуально осматриваются покрышки на отсутствие повреждений, шишек, торчащего корда. Если есть проблемы - меняется шина.
Проверьте давление в шинах и, при необходимости, подкачайте.

Рулевая колонка.

Зажав передний тормоз, покачайте рулем назад-вперед, при этом не должны ощущаться люфт и биения. Ощущаются – подтягивайте верхнее кольцо качения или крышку с якорем.

Зажав переднее колесо между ног, вращайте руль вправо-влево, он проворачиваться не должен. Проворачивается – подтягивайте затяжной болт или болты крепления выноса руля.

Тормозная система.

Поочередно отрывайте колеса от земли и, слегка крутнув их, проверяйте, не задевают ли тормозные колодки за обод (диск, покрышку). Задевают – регулируйте болтами подтяжку колодок (предварительно убедившись, что колесо не имеет форму восьмерки или цифры 0).

При нажатии на тормозной рычаг (допускается его небольшой люфт) колесо должно надежно блокироваться, при отпускании разблокироваться (не заклинивать).

Тормозные колодки не должны быть изношены, а сам износ должен быть равномерным по всей поверхности. Толщина тормозных накладок для дисковых тормозов не должна быть менее 1 мм.

Цепь

Приподнимите заднее колесо и слегка вращайте педали - цепь не должна задевать щечки переднего переключателя скоростей, раму, шатуны. При переключении недопустимы скрежет и русты.

Если есть проблемы – ровняйте (заменяйте) переключатель (передний, задний), шатуны, смазывайте цепь, винтами регулируйте механизм переключения.

Установив цепь на большую переднюю звезду, оттяните ее вперед – звенья не должны оголять зубья больше чем наполовину. Иначе надо подтягивать (укорачивать) ее регулировочным винтом.


Поточное обслуживание

Поточное обслуживание проводится более детально, после, ориентировочно, каждого 500-2000 км пробега.

Резьбовые соединения.

Проверяйте и подтягивайте все резьбовые соединения. Во время езды слышен посторонний шум – скорее всего где-то ослабло соединение и ваша задача выявить такое место.

Каретка.

Возьмитесь за шатуны и старайтесь покачать их вправо-влево - люфта быть не должно. Есть люфт: в разборной каретке – подтягивайте чашки, в неразборной – меняйте каретку.

В случае, когда болтаются сами шатуны на валу каретки - подтяните их крепления к валу, не помогает – меняйте шатуны или вал (скорее всего, разбиты шлицы).

Колесные втулки.

Удерживайте велосипед вертикально и пробуйте покачать колеса вправо-влево, люфта быть не должно. Есть люфт – подтягивайте конусные гайки. Не помогает – возможно, развалились подшипники и пора их заменить.

Смазка цепи и очистка кассеты.

Смазку рекомендуется проводить по мере необходимости, и если до нынешнего момента вы ее не делали, то самое время этим заняться.

Смазывать цепь нужно с умом. Слишком много смазки, в данном случае – хуже, чем совсем без нее. Дело в том, что большое ее количество притягивает больше пыли, грязи и песка, а они, в свою очередь, сильнее изнашивают и цепь, и кассету, и другие сопутствующие механизмы (тормозные диски, систему переключения передач, и т.д.)
Потому смазывайте только шарнирные соединения цепи. Т.е. те места, которые реально трутся друг о друга. Лишнюю смазку обязательно удаляем.

Кассету снимите и хорошенько, щеткой, пройдитесь по всем местам, особое внимание уделяя пауку (на котором закреплены звезды). После чего смажьте тонким слоем смазки и устанавите обратно.

Колеса.

В процессе эксплуатации, натяжение спиц ослабевает, появляются биения, восьмерки и т.д. Кроме того от сильных ударов могут деформироваться оси втулок, что еще больше усложняет ситуацию.

Своевременная подтяжка спиц, регулярный осмотр ободов и втулок позволит заранее выявить возможную проблему и своевременно ее устранить.

Рама.

Рама – несущая часть велосипеда, потому ей регулярно приходится выдерживать большие нагрузки.

Перевозка грузов, удары при езде по бездорожью, агрессивный способ езды – все это укорачивает срок службы рамы, отчего на ней могут появиться трещины.

Чаще всего это точки соединения нижней трубы рамы с рулевым стаканом и точки крепления подвески, хотя тут все завистит от конструкции велосипеда.

Если в результате осмотра вы выявили трещину в раме, то, как бы не было прискорбно, раму лучше заменить.

Если рама стальная можно попробовать заварить трещину сварочным аппаратом, но даже в этом случае уже стоит задуматься о приобретении новой.
Сварка алюминиевой или титановой рамы обойдется в приличную сумму, а карбоновую придется только менять.

Ездить с треснутой рамой – опасно для жизни. В любой момент она может лопнуть окончательно.

Седло и подседельный штырь.

Кроме осмотра основных деталей велосипеда, планового осмотра требует также то место, на котом велосипедист сидит.

Осматривается седло на наличие порывов и расслаивания материала. Проблемные участки подклеиваются, подшиваются и т.д. Если проблемы с седлом более серьезные то нужно заменить седло.

Подседельный штырь осматривается на отсутствие изломов и трещин. Если при езде слышен скрип – извлеките штырь из подседельной трубы, смажте часть, которая будет находиться в трубе и установите обратно.

Переключатели передач.

Проверка состояния переключателей передач сводится к их визуальному осмотру на отсутствие явных повреждений и проверка в движении на отсутствие лязганья и хрустов при переключении передач, а также их смазка.

Если появилось лязганье – скорее всего, нужно подтянуть тросик переключателя, если хруст – мы не правильно переключаемся или сбились регулировки переключателя.

Тормозная система.

Проверку тормозных систем стоит проводить перед каждым выездом.

Если с тормозами проблем не возникает – это отлично, но, несмотря на это, время от времени нужно производить их чистку, замену износившихся колодок, подтяжку тросиков и общую регулировку тормозов.

Гидравлические тормоза необходимо хотя бы раз в сезон прокачивать для удаления возможных подсосов воздуха.

Манетки и тросики.

Хотя на эти механизмы в целом приходятся небольшие нагрузки, они также требуют чистки и смазки.

Манетки очищаются и смазываются, тросики и рубашки проверяются на отсутствие порывов, смазываются жидкой смазкой, стараясь, чтобы смазка попала под рубашку.


Сезонное техобслуживание велосипеда

Сезонное техобслуживание проводится два раза в год: при переходе на летний и зимний периоды эксплуатации.

Во время сезонного техобслуживания проводятся все вышеописанные проверки, а также некоторые дополнительные.

Седло.

Для того чтобы оно прослужило дольше и не потеряло форму после воздействия влаги, хорошо его вытрите, удалите грязь и сушите, после чего пропитайте специальным средством для защиты кожаных изделий.

Сушку проводить без прямого воздействия тепла (например, фена), иначе седло сморщится.

Подвеска.

Хотя элементы подвески и защищены от воздействия внешних факторов пыльниками, в осенне-зимний период им становится сложнее выполнять свою работу. Всему виной повышенная влажность, грязь, соль которой посыпают дороги и другие внешние раздражители. Постепенное проникновение этих раздражителей в смазку элементов подвески может вызвать (и вызывает) задир зеркальных поверхностей, а это в свою очередь плохо отражается на работе подвески.

Сезонная замена масла в передних и задних амортизаторах поможет подольше прослужить нашей подвеске.

Комментариев нет:

Отправить комментарий