воскресенье, 26 августа 2018 г.

Такелажная скоба (Шакл)

Отредактировано 17.02.2024


Другие названия

  • Скоба Шакле
  • Такелажная серьга
  • серьга
  • мочка
  • Чекель
  • звено разъёмное переходное РП
  • грузоподъёмная скоба
  • shackle


Такелажная скоба представляет собой тип крепежного соединения для фиксации тросов, цепей или иных элементов такелажа/крепления.

Такелажные скобы применяются:
  • в динамичных системах: для поднятия грузов, буксировки автотехники
  • в статичных системах: для фиксации оборудования, стопорения транспортных (в том числе водных) средств, в страховочных схемах, в морском деле для крепления парусов, мачт, якорных цепей и других деталей.

Такелажные скобы характеризуется повышенной прочностью, стойкость к любому внешнему воздействию, имеют невысокую цену и высокий уровень безопасности систем, в которых эти скобы применены.

Допустимый диапазон нагрузок используемых скоб очень широк и варьируется от сотен килограммов до полутора (и более) тысяч тонн. Рабочая нагрузка указывает на каждом шакле.


Классификация такелажных скоб по назначению

Такелажные скобы бывают монтажные и грузоподъемные. Разница между ними заключается в используемой стали.
  • Монтажные скобы выпускают из стали 2 класса (по ГОСТ 380-94), которые практически не намагничиваются, очень прочные и долговечные.
  • Грузоподъемные скобы изготавливают из стали 8-10 класса (по ГОСТ 380-94), которые ещё и устойчивые к воздействию температуры (от -70°С до +450 °С).


Классификация такелажных скоб по форме

Шакл
Выбор формы такелажной скобы зависит от предполагаемого использования.
  • Прямые такелажные скобы (в виде полукруга или полуовала {D-образные, U-образные, цепные}) обычно используются для соединения двух компонентов грузоподъемного оборудования, где вектор приложения усилия прямой и соответствует условной центральной оси скобы.
    Такие скобы используют для соединения захватов, точек крепления и траверс с грузоподъёмными стропами из канатов и цепей.
    U-образная форма тела скобы способствует правильному распределению нагрузки на точки приложения усилия и, в свою очередь, безопасному обращению с грузами.
  • Омегообразные такелажные скобы (закругленная, дугообразная, якорная) незаменимы, когда к скобе необходимо прикрепить более одного элемента, например, при одновременном соединении 2 стропов. Кроме этого, такие скобы будут полезными при использовании текстильных ленточных и круглопрядных стропов: их форма позволяет не сжимать тело текстильного стропа в точке приложения усилия, что сохраняет его номинальную грузоподъемность и долговечность.
    В целом любой подъём, где есть боковая нагрузка на тело скобы, осуществляется с помощью омегообразной скобы.

Исходя из формы скобы зависит соединение крепежных материалов. Тросы и канаты с небольшим диаметром отверстия устанавливают на штифт, а с большим отверстием непосредственно на скобу.

При этом более распространены именно омегаобразные варианты, так как у прямых аналогов радиус загиба прутка значительно меньше, а если такой шакл встегнуть в имеющийся у натяжной системы блок-ролик, то он гораздо сильнее деформировать будет пластинки блока.


Классификация такелажные скоб по виду штифта (пальца)

  • "Шплинтованные" или "болт-гайка" так называются потому, что в проушины скобы вдевается болт, который на выходе прикручивается гайкой, а для предотвращения ее самоотвинчивания на конце болта устанавливается металлическое крепление (шплинт).
    Такой шакл обычно используется для решения постоянных либо долгосрочных задач. Также он используется в ситуациях, когда нет возможности видеть скобу и проверить ее безопасность. Кроме такого эта модификация скобы используется в случаях, когда груз, подлежащий перемещению либо транспортировке, может вызывать вращение штифта, надвигаясь на него. 
    Шплинтованный шакл
  • Такелажные скобы с внутренней резьбой так называют из-за того, что штифт непосредственно вкручивается в оду из проушин, имеющую внутреннюю резьбу.
    Шакл такого типа может заклинить из-за того, что нагрузка в нем по большей мере приходится на резьбу.
    Такая такелажная скоба обычно используется для временных задач.
    Обратите внимание: на некоторых таких такелажных скобах также может присутствовать шплинт, который находится в одной из проушин. Как по мне вставлять такой шплинт будет не очень удобно. Да и современных таких скоба в продаже я не видел.
    Шакл с внутренней резьбой
  • Военные такелажаны скобы.
    Говорят, что такие использовались в армии. Главная особенность заключается в том, что фиксация очень простая и быстрая: достаточно опустить "флажок".
    Сейчас таких такелажных скоб в продаже я не вижу... может просто название не правильное и поэтому найти не могу? Кто знает - прошу подсказать в комментариях.
    Военные шаклы


Виды такелажных скоб по технологии нанесения защитного покрытия

Чтобы шаклы не ржавели на них делается защитное покрытие. И оно может быть выполнено 2-мя вариантами:
  • цинкованием (горячим или холодным способом)
  • окрашиванием порошковой краской


Как пользоваться такелажными скобами

  • Широкий трос можно крепить двумя вариантами
    • Крепление при использовании маленьких такелажных скоб (с недостаточной грузоподъёмностью) или когда такелажная скоба не лезет в проушину вытаскиваемого легкового автомобиля (например, на легковых иномарках петли хлипкие, маленького диаметра или мешают неудобно расположенные пластиковые детали)
      Как пользоваться такелажными скобами с широким тросом
    • Классическое крепление: лучший вариант крепления, так как при таком креплении нагрузка распределяется максимально равномерно.
      Как пользоваться такелажными скобами с широким тросом
  • Узкие тросы круглого сечения, в принципе, можно крепить как хочется.
  • При закручивании штифта с внутренней резьбой в отверстие на штифте нужно вставить вороток и затянуть штифт до предела.
    Хотя для не ответственного применения (например, для автомобиля) можно поступить немного по другому: при закручивании пальца этот палец докрутить до конца, а затем необходимо открутить его на половину оборота назад - пусть слегка болтается, но так можно избежать "закусывания" резьбы. Иначе можно потратить лишние 10-20 минут на снятие скобы.
  • Если на такелажной скобе имеется возможность устанавливать шлинт, то этот шплинт должен быть вставлен.
  • При использовании такелажной скобы необходимо стремиться к тому, чтоб он находился в линейной плоскости к прицепленному тросу.
    Приложение усилий на шакле
    Если такелажная скоба тянется тросом в торону на 45 градусов - то его прочность уменьшается на 50%, а вероятность "закусывания" возрастает.
    При почти перпендикулярном натяжении (90 градусов), рывке прочность шакла стремится к нулю и вероятность "закусывания" пальца возрастает до предела.
  • Такелажную скобу рекомендуется хранить в собранном виде, чтобы комплектующие скобы не потерялись, а на незакрепленных штифтах не повредилась резьба. 
  • Такелажная скоба должна поддерживать груз вдоль оси центральной линии корпуса скобы. Следует избегать отклоняющихся нагрузок, неустойчивых грузов, и не прикладывать перегрузок.
  • Для каждого конкретного применения нужно выбирать скобу соответствующего ему типа и грузоподъемности, при этом следует учитывать возможные чрезвычайные ситуации и ударные нагрузки.
  • Неправильная посадка штифта может быть из-за погнутости штифта, слишком тугой резьбы или несоосности отверстий. При таких обстоятельствах пользоваться такелажной скобой нельзя. Заменять штифт нужно штифтом того же размера, вида и исполнения, так как другой может не подойти к прикладываемой нагрузке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий