понедельник, 5 ноября 2018 г.

Хайджек (реечный домкрат)

Отредактировано 11.12.2021


Название от английского хай — высоко, джек – домкрат. Такой домкрат – непременный атрибут любого автомобиля, на котором предполагается ездить в бездорожье, причем в такое, где вы будете застревать.

Основная функция хайджека – это вызволить машину из колеи: автомобиль нужно поднять на максимум и толкать в сторону.

Подставляя реечный домкрат под автомобиль "пятку" джека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен от машины, когда вы начнете поднимать автомобиль он выровняется, а вот если этого не сделать то в процессе подъема он наклониться в сторону автомобиля и может его помять.

При работе хайжджеком амплитуду перемещения ручки следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. 


Конструкция хайджека (реечного домкрата)

Конструкция реечного домкрата проста вне зависимости от модели или марки производителя: опорный башмак, дырчатая рейка (в длине которой состоит основное различие моделей), подъемный механизм, передвигающийся по рейке, и рукоятка рычага, управляющая его движением.
Конструкция реечного домкрата


Аксессуры хайджека (реечного домкрата)

Опора для хайджека (реечного домкрата)

Если грунт вязкий, топкий или сыпучий, то для "башмака" нужна твердая опора.
Для этого можно использовать любую крепкую и широкую доску. А можно приобрести специальную пластиковую платформу.
Опора реечного домкрата


Приспособление для поднятия машины хайджеком (реечным домкратом) за колесо

В своем классическом виде хайджек подходит только для внедорожников с металлическим бампером или рамной конструкцией, а никак не с пластиковым обвесом, и поднимать автомобиль можно только за передний или за задний бампер.
Но можно приобрести приспособления для поднятия машины и с пластиковым обвесом реечным домкратом с размером колес более 25 дюймов или установленным лифт-комплектом. Это приспособление позволяет поднимать автомобиль непосредственно за колесо, что значительно сокращает высоту "хода" хайджека, необходимую для отрыва колеса от грунта.
Приспособление для поднятия машины реечным домкратом за колесо

Поднятие машины реечным домкратом за колесо


Приспособление для поднятия машины хайджеком (реечным домкратом) за фаркоп

Для поднятия автомобилей с пластивовым обвесом сзади есть приспособление, которое  позволяет поднимать автомобиль зацепившись за фаркоп.
Приспособление для поднятия машины реечным домкратом за фаркоп


Приспособление для крепления хайджека (реечного домкрата) снаружи автомобиля

Не всегда есть возможность возить реечный домкрат (особенно длинный) внутри автомобиля. Поэтому его приходится крепить снаружи: на багажнике или на запаске.
Крепеж реечного домкрата на запаску
Крепеж хайджека (реечного домкрата) на запаску

Универсальный крепеж реечного домкрата
Универсальный крепеж хайджека
Позволяет закрепить реечный домкрат как на багажнике
автомобиля, так и приварить в любом нужном месте
(как снаружи так и внутри автомобиля)
э
Крепление хайджека на трубу бампера
Крепление хайджека (реечного домкрата) на трубу бампера


Держатель ручки хайждека (реечного домкрата)

Для удобства транспортировка реечного домкрата можно использовать держатель ручки.
Держатель ручки хайждека



Какой хайджек (реечный домкрат) выбрать

  • Производителей хайджеков очень много. Если хотите качество и надежность, бренд – то берите оригинальные домкраты от американской компании Hi-Lift. Все более менее заядлые джипперы используют "джеки" именно этой марки.
  • Для расчета оптимальной грузоподъемности достаточно узнать вес автомобиля и разделить его на 1,5. Поскольку одним хай джеком можно поднять только половину машины, а передняя часть весит больше задней, для подъема на твердой поверхности бывает достаточно даже 2-х тонн. При использовании домкрата на вязкой почве, давление на конструкцию увеличивается, поэтому для таких задач лучше брать устройство с запасом.
  • Высота подъема - предельно важная характеристика, обозначающая максимальное расстояние от земли, на которое может быть поднят механизм хайджека.
    Ориентироваться на данный параметр следует исходя из высоты подвески и проседания автомобиля, плюс 200-300 мм. К примеру, требуется поднять автомобиль с дорожным просветом в 400 мм за боковой упор. Чтобы колесо оторвалось от земли необходимо выдвинуть клюв на высоту 600 мм, значит лучше рассматривать устройства с высотой от 800 мм. Для использования домкрата на вязких поверхностях, рационально взять более 1 метра.
    Хотя чаще всего берут реечный домкрат с длиной 120 см. Но иногда и 120 см бывает иногда недостаточно, в ситуациях с жидкой грязью, когда хайджек уходит вглубь этой грязи. Поэтому надо брать длиной от 150 см... Но его возить не удобно и приходится крепить снаружи автомобиля, например, на багажнике.
  • Опора должна иметь ребра жесткости. Толщина выступающих граней и нижней пластины основания, должна быть более 3-х мм.
  • Материал изготовления оказывает прямое влияние на прочность. Рейка и опора должны быть из стали (желательно высокоуглеродистой), что не менее справедливо для верхней скобы, рукоятки и некоторых частей механизма.
  • Полностью литой подъемник прослужит дольше чем тот, который изготовлен комбинированным методом литья и штамповки.
  • Имейте в виду – если возьмете недорогой, не оригинальный американский, а, например, китайский, то он будет у вас гнуться. И вполне может загнуться.... хотя и настоящие американские гнутся, если взять через чур длинный.
Загнутый реечный домкрат



Как пользоваться хайджеком

При использовании хайджектом стоит четко запомнить: в отличие от традиционного домкрата, хайджек не сможет стабильно удержать ваш автомобиль в поднятом состоянии. Поэтому необходимо максимально стабилизировать машину: можно подложить под опорные колеса камни или бревна, поставить КПП на скорость, задействовать "ручник".

Обязательно прочитайте инструкцию.

Поднятие с помощью реечного домкрата:
  • Не стоит приседать и заталкивать пятку хайджека под машину руками. Из такой позиции вы не сможете правильно оценить, куда именно нужно поместить реечный домкрат.
  • Пятку следует задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен от машины (80° - 100°): когда вы начнете поднимать автомобиль он выровняется. Если установить рейку прямо (под 90°), то по мере подъема она будет наклонятся, приближаясь к грузу, что увеличит вероятность срыва или повреждения корпуса.
  • Опорная площадка должна располагаться на ровной, твердой поверхности. Если приходится работать на мягкой земле или в грязи, требуется подложить под опору крепкую доску или толстый металлический лист (чем больше площадь подкладок, тем лучше). Так же, можно использовать специальные опорные подставки из прочного пластика, выпускаемые для конкретных моделей и серий хайджеков.
  • Для того, чтобы поднять автомобиль, поместите домкрат перпендикулярно опорной площадке как на автомобиле, так и на земле. Иначе в процессе работы либо соскользнет хайджек, либо машина будет смещаться в сторону
  • Крепко возьмитесь за ручку и делайте поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. 
  • Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку хайжека в сложенном положении и слегка покачайте машину дабы убедиться что она не собирается падать с домкрата.
Дальше следует или что-то положить под колёса (доски, ветки и т.п.) и опустить реечный домкрат. Или (например, если вы находитесь в колее) толкнуть машину вбок, она упадет с домкрата и при этом переставится вразрез колее. Поднимать машину лучше сначала спереди потом сзади.


Опускание с помощью реечного домкрата:
  1. Освободить ручку из фиксатора и опустить вниз правой рукой, левой же перевести переключатель режимов в нижнее положение. Сделать это весьма не просто и если не получается рукой, то слегка стукните по нему кулаком или ступнёй.
  2. После этого поднимите ручку вверх и опускайте вниз. Ручная вниз пойдет очень легко, но пусть вас это не расслабляет, будьте начеку и крепко держите ручку рукой. И как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки, на вашу руку придет все то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка будет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью.
  3. Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм хайджека опустится вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.


Хайджек (реечный домкрат) как лебедка

Набор для использования хайджека в качестве лебедки
Магазинный набор для использования хайджека
(реечного домкрата) в качестве лебедки
Реечный домкрат можно использовать в качестве лебёдки. Для этого покупайте такие реечные домкраты, где есть крючок или петля.

Для этого понадобится комплект дополнительных аксессуаров, включающий в себя шакл, корозащитную стропу и "ухо" для крепления цепи (в наборе) к "клюву" хайджека. Их можно купить как по отдельности, так и одним набором.

Цепь берите с крупными звеньями, чтобы крюк влазил. Цепь должна быть длиной 5-8 метров.

Способ механического "винчевания" хотя и не быстрый, но эффективный, а нужны для него всего лишь, собственно, опора-якорь, за который можно залебедиться, и крепкая буксирная проушина автомобиля. Цепь или трос закрепляются с одной стороны между автомобилем и клювом хайджека, а с другой стороны – между "якорем" и верхушкой рейки, при помощи шакла.
При установке рычажка рукоятки в положение "подъем" и начале работы, подъемный механизм движется по рейке и тем самым подтягивает автомобиль к "якорю". Когда привод дошел до упора, автомобиль необходимо стабилизировать, затем отстегнуть и заново прикрепить максимально выдвинутый хайджек.


Уход за хайджеком (реечным домкратом) 

  • Хайджек не требует сложного ухода: его лишь нужно эпизодически очищать от загрязнений и смазывать маслом, или же опрыскивать WD-40.
  • Если в процессе эксплуатации инструмент покрылся грязью, её достаточно смыть обычной водой (можно просто сполоснуть в луже)
  • Для плавного ходя подъемного механизма стоит следить за состоянием рейки и отсутствием на ней грязи и повреждений. 
  • Для элементарной защиты от внешних воздействий его стоит хранить и транспортировать в чехле.


Техника безопасности при работе хайджеком (реечным домкратом) 

  • Обязательно прочитайте инструкцию.
  • НИКОГДА не держите конечности и голову на пути хода рукоятки хайджека (реечного домкрата), т.к. хайжджек может сорваться и тогда ручка начнет движение с огромной скоростью. Бывали случаи, людям вышибало зубы, ломало челюсти.
  • Держите домкрат так, чтобы рейка со стороны ручки была свободна — это залог вашего здоровья и безопасности. 
  • При работе с хайджеком надо следить за тем, чтобы его рукоять всегда оставалась в верхнем положении, а рычаг переключателя в положении "подъем".
  • Держать рукоять реечного домкрата всегда надо крепко, иначе нарастающее усилие рано или поздно вырвет ее из слабой кисти.
  • По мере подъема усилие будет нарастать и когда дойдет до критического, не стоит виснуть на ручке сверху: так не развить максимальной силы, к тому же это опасно. Лучше находиться снизу от ручки
  • Если так случится, что рукоятка домкрата вырвется и начнет обратный ход вдоль по рейке, то ни в коем случае не надо пытаться ее поймать или остановить. Пусть автомобиль опустится на землю, ничего страшного не произойдет, зато убережет от серьезных травм нанесенных работающей рукоятью.
  • Каждый реечный домкрат имеет свой запас прочности, который как правило обозначен в его техническом паспорте, поэтому не следует использовать различные самодельные удлинители рукояти и пытаться поднимать значительно больший вес, чем тот, на который этот домкрат рассчитан.
  • При работе с автомобилем поднятым на хайджеке помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата т.к. при падении он пойдет именно вбок. А если вы будете находиться там, то вы можете получить травму.
  • Опуская машину с домкрата, будьте предельно собраны, пусть вас не обманет та легкость, с которой ручка идет вниз. Как только механизм переключится, усилие мгновенно возрастет до максимального при подъеме.
  • Перенося реечный домкрат, держите его невысоко и по возможности двумя руками. Безусловно, на плече нести удобнее, но если в этот момент вы оступитесь или поскользнётесь, то он может упасть на вас и вы получите травмы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий